Конспект непрерывной - образовательной экспериментальной деятельности по познавательному развитию на тему «Будь здоров!» для детей среднего дошкольного возраста
план-конспект занятия (средняя группа)
Накопление у детей представлений о здоровом образе жизни, развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»
Конспект непрерывной - образовательной экспериментальной деятельности по познавательному развитию на тему «Будь здоров!»
для детей среднего дошкольного возраста
Воспитатель: Гайдова Е.С.
п. Жарковский
2023 год
Цель: Накопление у детей представлений о здоровом образе жизни, развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить детей с понятием «воздух»;
- дать представление о том, как влияют вредные продукты на организм человека в определенных сочетаниях
- укреплять здоровье детей посредством здоровьесберегающих технологий.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- развивать коммуникативные умения;
- закрепить у детей бережное отношение к своему здоровью;
- знакомить с техникой проведения опытов;
- обогащать словарь детей новыми словами (эксперименты, предположения, вывод).
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность и активность в процессе опытов;
-воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
-воспитывать любознательность, взаимопомощь.
- закрепить у детей культурно-гигиенические навыки.
Технические средства обучения
- магнитная доска,
Демонстрационный материал
- кукла Незнайка
- карточки с вредными и полезными продуктами,
( изготовленные воспитателем, размер 15х20)
- индивидуальная медицинская маска,
Раздаточный материал
- стаканчики с питьевой водой (на каждого ребенка),
- полиэтиленовый прозрачный пакет (на каждого ребенка),
- конфеты (на каждого ребенка),
- гель с блестками,
- витамины (на каждого ребенка).
Предшествующая работа
- изготовление карточек с вредными и полезными продуктами,
- изготовление костюма для куклы Незнайка,
- составление конспекта непосредственно - образовательной экспериментальной деятельности.
Предварительная работа
- разучивание нового комплекса самомассажа,
- экспериментирование с водой, умывание, мытье игрушек,
- беседы по теме «Здоровый образ жизни», "Кто такие микробы?", "Полезная и здоровая пища", "Что мы делаем в детском саду, для того чтобы не болеть?"
- разучивание пословиц: "Солнце, воздух и вода - наши верные друзья", "Чистота - залог здоровья", "Чисто жить - здоровым быть", "Здоровье ни за какие деньги не купишь", "В здоровом теле - здоровый дух",
- разучивание потешек: "Водичка, водичка...", "Мыло душистое, белое мыло...".
- чтение художественной литературы: К.Чуковский "Мойодыр", "Айболит", А.Барто "Девочка чумазая".
- отгадывание загадок по теме ЗОЖ.
- проведение сюжетно-ролевых игр:" Поликлиника", "Больница".
Словарная работа: витамины, эксперимент, предположения.
Формы организации: совместная деятельность педагога с детьми
Интеграция образовательных областей:
Коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Используемые педагогические технологии:
Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
Проблемно-игровая технология;
Технология сотрудничества;
Информационно-коммуникативная технология;
Здоровьесберегающая технология.
Методы:
- игровой, поддерживала игровую ситуацию на протяжении всего занятия, использование в качестве главного персонажа Незнайки
- словесные (беседа, рассказ, обсуждение);
- наглядные ( карточки для игры «Полезно - вредно», опыты )
- практические (экспериментальная деятельность)
- использование детской инициативы
Приемы:
- уточняющие вопросы детям, направленные на установление причинно-следственных связей;
- развивающие упражнения (физкультминутка),игровые приемы (введение детей в игровую ситуацию, подвижные игры и игры творческого характера);
- художественное слово (стихи).
Части занятия и методические приемы.
I. Вводная часть (мотивация) - 3 минуты.
1) психологическая речевая настройка
2) сюрпризный момент «появляется Незнайка в маске на лице»
3) точечный массаж
II. Основная часть - 15 минут.
1) проблемная ситуация «Почему Незнайка заболел?»
2) совместная деятельность: опыт №1 «Пакет с воздухом»
3) самостоятельная деятельность: опыт №2 «Трубочка + стакан с водой»
4) физкультминутка;
5) дидактическая игра «Полезно - вредно»
6) совместная деятельность: опыт №3 «Кока-кола и сахар»
7) совместная деятельность: опыт № 4 « опыт с блестками-микробами»
8) самостоятельная деятельность: опыт № 5 «Самостоятельный опыт с мылом и водой»
III. Заключительная часть (рефлексивный этап) - 2 минуты.
1) анализ деятельности детей от лица Незнайки
2) поощрение детей (витаминами)
Ход занятия
I. Вводная часть
Воспитатель: Ребятки, давайте за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Посмотрите, к нам пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
В группе появляется Незнайка в маске на лице.
Незнайка:
- Здравствуйте, ребята. Я очень спешил к вам. Я заболел, и не хотел вас заразить, поэтому надел маску.
Воспитатель:
- Здравствуй. Незнайка, почему ты заболел?
Незнайка:
- А я и не знаю, как так получилось. Но у меня болит горлышко, я кашляю, даже животик заболел.
Воспитатель: Ребята, а давайте покажем, какой массаж нужно делать, чтобы Незнайка скорее выздоровел?
Дети: Нужно сделать ему точечный массаж, чтобы облегчить состояние больного.
(Дети показывают комплекс самомассажа)
Чтобы горло не болело, мы погладим его смело.
(поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху вниз)
Чтоб не кашлять, ни чихать будем носик растирать.
(указательными пальцами растирают крылья носа)
Лобик тоже разотрем – ладонь поставим козырьком.
(прикладывают ко лбу ладони «козырьком»)
Вилку пальчиками сделай – ушко ты погладь умело.
(раздвигают указательные и средние пальцы и растирают точки перед ушами и за ними)
Знаем, знаем: да, да, да!
Нам простуда не страшна!
(потирают ладони)
Воспитатель: Молодцы!
- Ну, я думаю, что ребята тебе могут подсказать, что же ты делал неправильно, что заболел. Ну, что ребята? Давайте расскажем, что же Незнайка делал не так? Может, если он будет знать определенные правила, то больше и не заболеет?
(Дети отвечают – да)
Незнайка:
- Ой, расскажите, пожалуйста, а я вот тут посижу, да послушаю. (Воспитатель сажает Незнайку рядом с собой).
II. Основная часть
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, почему Незнайка заболел?
(Дети набрасывают варианты, воспитатель выбирает вариант ПРОСТУДИЛСЯ, ЗАМЕРЗ и т.д)
- Конечно! Незнайка, возможно просто простудился. Как же это могло произойти?
(дети набрасывают варианты – ХОЛОДНО ОДЕВАЛСЯ, КРИЧАЛ НА УЛИЦЕ и т.д.).
Он мне нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это? (воздух).
- Да, дети, холодный воздух, который попадает к нам в рот, может застудить горло, и оно заболит. Скажите, а мы видим этот воздух, мы можем его потрогать?
(Дети отвечают).
Нет, конечно, мы его не видим.
- Поэтому я предлагаю вам один опыт, с помощью которого мы увидим и даже пощупаем воздух, которым мы дышим.
ОПЫТ №1 (Пакет с воздухом)
- Воздух мы не видим, мы не можем его потрогать, даже понюхать мы его не можем. Я предлагаю вам, ребята с помощью обычного пакета поймать какое-то количество воздуха, который находится у нас в группе. Раскрываем пакет, взмахиваем им и зажимаем кулачком. Пакет надулся, и теперь с его помощью мы можем и рассмотреть и даже потрогать воздух. Но если мы пакет раскроем, то он снова станет невидимым и неосязаемым. Скажите, видим ли мы воздух?
- Вот такой коварный воздух, который может быть и холодным и теплым и он обязательно попадает к нам в организм. Верите? Давайте проверим.
ОПЫТ №2 (Трубочка + стакан с водой)
- Как вы считаете, ребята, есть ли внутри нас воздух?
(Дети отвечают)
А это мы сейчас проверим.
- Перед вами стаканчики с водой и трубочки. Возьмите трубочку и немного отпейте водички. Только не всю. Получилось? Это означает, что мы можем вбирать в себя воду так же, как и воздух. А теперь давайте попробуем дунуть через трубочку в воду. Что вы видите?
(Дети отвечают).
- Как вы думаете, что означают эти пузырьки? Что это? Правильно! Это воздух, который был внутри нас. Так скажите, есть ли внутри у нас воздух? Конечно, в каждой клеточке организма. Как же он туда попадает? Правильно, через носик, которым мы дышим. А где же нам брать свежий воздух? Правильно. Нужно ходить гулять.
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Физ. Минутка.
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг!
Мы плечами чик-чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.
-Итак, ребята, мы с вами выяснили одну из причин, почему Незнайка мог заболеть. Что это за причина?
(дети отвечают НУЖНО БЫЛО ТЕПЛО ОДЕВАТЬСЯ, ДЫШАТЬ СВЕЖИМ ВОЗДУХОМ, НО НЕ КРИЧАТЬ НА ХОЛОДЕ)
- Ребята, а еще, что бы быть здоровым нужно правильно питаться! Употреблять больше витаминов! Как вы думаете, где могут быть витамины?
(Ответы детей).
Правильно, в овощах и фруктах. Давайте расскажем Незнайке, что нужно кушать, чтобы быть здоровым?
Предлагаю вам поиграть в игру «Полезно - вредно»
Дидактическая игра «Полезно - вредно»
Цель: Учить отличать полезные продукты от вредных, учить объяснять свои
действия.
На столе лежат картинки с изображением продуктов питания
(овощи, конфета, фрукты, молоко, сок, рыба, мороженое, яйцо, хлеб, т.д.).
Дети должны отобрать и повесить на магнитную доску только те продукты, какими следует питаться.
На столе должны остаться картинки с продуктами вредными для питания.
Воспитатель: Молодцы! Если хочешь быть здоровым
Правильно питайся
Ешь побольше витаминов,
С болезнями не знайся!
Незнайка, а ты кушал полезные продукты, витамины?
Незнайка: Нет. Я люблю газировку с конфетками. Ммм. Вкуснятина.
Воспитатель: А! Ну, так теперь понятно, почему у тебя и животик болит. Скажите ребята, конфеты – полезный продукт?
(Дети отвечают).
Ну, конечно, не полезный. Но он и не вредный, если есть их в небольшом количестве. Так ведь? Что может случиться, если есть много конфет?
(дети отвечают ЗАБОЛЯТ ЗУБЫ).
А газировка – полезный продукт?
(Дети отвечают).
Ну, конечно, нет!
Незнайка: Ой. А я вот и вам принес свое любимое лакомство.
(Достает кока-колу и конфеты)
Воспитатель: Спасибо, конечно, тебе, Незнайка. Ну, давай так. Мы возьмем конфеты, а кока-колу мы пить не будет, а лучше покажем, что произойдет, если запивать этим напитком сладкие конфеты. А ты, Незнайка, посиди и послушай.
ОПЫТ №3 (Опыт с Кока-колой и сахаром)
- Ребята, как вы думаете, почему конфеты такие сладкие? Что туда добавляют?
(дети отвечают САХАР).
Вы, конечно, уже знаете, что сахар в больших количествах вреден для человека. Но вы даже представить не можете, как он может быть опасен, если его еще запивать газировкой!
- Сейчас мы с вами проведем эксперимент, перельем в таз бутылку газировки, которую нам принес Незнайка. Все равно мы пить ее не станем, так ведь? А теперь берите сахар и бросайте его в таз.
(НАЧИНАЕТСЯ БУРНАЯ РЕАКЦИЯ).
- Вы только посмотрите, что будет внутри нас, если мы будем есть конфеты вместе с газировкой. Ребята, что будет чувствовать человек, если он так сделает?
(ответы детей ЗАБОЛИТ ЖИВОТ).
- Вот, Незнайка! Видишь, почему у тебя болит живот? Больше не пей газировку. Сейчас ребята тебе еще раз расскажут, что нужно есть и пить, чтобы больше у тебя животик не болел. Ребята, повторите Незнайке полезные продукты.
(овощи, фрукты, молоко, сок, рыба, яйцо, хлеб, и т.д)
- Ну, хорошо. Ребята, а скажите, что могло попасть в организм Незнайки, и оттого он заболел?
(ответы детей ГРЯЗЬ, МИКРОБЫ).
А как они туда могли попасть?
(ЧЕРЕЗ ГРЯЗНЫЕ РУКИ).
- Незнайка, у тебя чистые руки?
Незнайка: Чистые.
Воспитатель:
- Ну, это тебе так кажется. Ведь если на руках нет грязи, это не значит, что на них нет микробов. Ребята, скажите, видим ли мы микробы?
(ответы детей НЕТ).
А как они передаются нам? (ЧЕРЕЗ ИГРУШКИ и т.д.)
- Конечно, но самое главное – через прикосновение. Сейчас мы Незнайке покажем, как передаются микробы.
ОПЫТ №4 (Опыт с блестками-микробами)
- Ребята, представьте на секундочку, что мы вдруг стали видеть всех опасных микробов. И первый, кто собрал их на руки, оказалась я.
(ВОСПИТАТЕЛЬ МАЖЕТ ЛАДОНИ КРЕМОМ С БЛЕСТКАМИ).
- А теперь я поздороваюсь с кем-то (ЖМУ РУКУ ОДНОМУ ИЗ ДЕТЕЙ). Видите, у него осталась часть моих микробов. А теперь он пожмет руку своему соседу, и теперь у него осталась часть микробов, и так они передаются дальше. Скорее всего, Незнайка, ты заболел, так как в твой организм попали именно микробы.
- Что же делать, ребята? Как помочь Незнайке? Как же теперь победить этих микробов?
(ответы детей ВЫМЫТЬ РУКИ С МЫЛОМ).
- Конечно! Нужно по чаще мыть руки с мылом.
ОПЫТ №5 (Самостоятельный опыт с мылом и водой)
- И наш последний опыт, который мы проведем – избавимся от микробов с помощью мыла и воды. Пойдем все вместе помоем ручки.
III. Заключительная часть (рефлексивный этап)
Незнайка: Спасибо, вам ребята за то, что подсказали мне, как больше не болеть. Я буду, как и вы, делать зарядку и точечный массаж, есть только здоровую пищу, играть весело и дружно, не боясь микробов и иметь огромное желание быть здоровым. Я поздравляю вас, за то, что вы такие дружные, ловкие, веселые. Будьте здоровыми и крепкими!
Раздаем витамины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Наша планета - Земля» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Наша планета - Земля» для детей старшего дошкольного возрастаЦель: Формирование представлений о планете Земля....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Фруктовый сад» для детей второго раннего возраста
Цель: Расширение и закрепление знаний детей о фруктахЗадачи:Образовательные:формировать у детей представление о фруктах: учить различать и называть фрукты по цвету и вкусу;активизировать словарь...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Путешествие по любимому городу» для детей старшего дошкольного возраста
Название: «Путешествие по любимому городу».Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет).Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.Цель НОД:...
КОНСПЕКТ непрерывно-образовательной деятельности по познавательному развитию на тему « Птицы зимой » для детей старшего дошкольного возраста.
конспект занятия...

Интегрированное непосредственно – образовательная деятельность по познавательному развитию на Тема: "Будь Здоров!!!"
Интегрированное непосредственно – образовательная деятельность по познавательному развитию на Тема: "Будь Здоров!!!"Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие&ra...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) «Поможем доктору Айболиту» для старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование у детей интереса к математическим занятиям.Задачи:Образовательные:1.Закрепить представления о пространственных отношениях. 2. Продолжать учить определять отношения предметов по...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста.
Целью данного занятия является создание условий для углубления и обобщения знаний старшего дошкольника по теме "Транспорт"....
