"Сахар - польза или вред?"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Развить познавательный интерес, расширить кругозор посредством узнавания, поиска новой информации о сахаре, изучение свойств сахара и видов сахара, а также путем экспериментирования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе «Сахар-польза или вред?»
Цель:
Развить познавательный интерес, расширить кругозор посредством узнавания, поиска новой информации о сахаре, изучение свойств сахара и видов сахара, а также путем экспериментирования.
Задачи:
1. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.
2. Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое и наоборот, о применении этого свойства в пищевой промышленности.
4. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром.
5. Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
6. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Маша и медведь. Сладкая жизнь», чтение литературы про сахар, поход с родителями в магазин для выяснения сколько сахара в часто потребляемых продуктах.
Итоговый продукт: макет «Сахар вред или польза»
Ход занятия:
Для начала отгадаем, что же находится в мешочке.
(Воспитатель предлагает ребятам узнать на ощупь, что насыпано в мешочек.
С помощью тактильных ощущений дети узнают содержимое мешочка)
Дети: Сахар.
ПОНЯТИЕ «САХАР», ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ САХАРА
Знакомство человека с сахаром началось еще с древних времен. Китайцы получали сахар из сорго, в Египте из бобов, в других странах из пальмового сока, кленового, березового и даже из корней пастернака и петрушки.
В Индии нашли способ получения тростникового сахара, который используют и по сей день.
Когда-то давно, воинов Александра Македонского, ступивших на индийскую землю, привлек неведомый ранее сладкий продукт, называвшийся на санскрите «саркара», чем и был тростниковый сахар. Именно благодаря походам Македонского и стал известен этот продукт всему миру.
На Руси сахар появился 150 лет тому назад и был доступен только богатым слоям населения, так как стоил очень дорого и продавался за доллары в аптеках.
Сахар из тростника, тростник рубили в щепки и, выжимая их, получали сладкий сок. Затем все это пропускали через серию испарителей. Коричневые сахарные крупицы приготавливали из сока сахарного тростника. А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются лишь кристаллы сахара. Этот сахар отбеливают и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе. Он проходит лишь частичную обработку, сохраняя натуральный цвет и природный аромат.
Так появился тростниковый, коричневый сахар, нерафинированный сахар, который используется и в наше время. Намного позже, для производства сахара стали использовать и сахарную свеклу.
Давайте вспомним, что мы знаем о сахаре. (Дети отвечают на вопросы)
- Каких видов бывает сахар? (Тростниковый и свёкольный)
- Из чего получают сахар в нашей стране? (Из сахарной свеклы)
- Какой путь проделывает сахар, чтобы оказаться у нас на кухне? (С поля сахарная свекла поступает на сахар перерабатывающий завод, а затем готовый сахар везут в магазины)
- Для чего нужен сахар? (Его используют для выпечки, изготовления конфет, соков и т. д.)
- В чем польза и вред сахара?
Польза: сахар улучшает память, сахар делает нас счастливыми, сахар дает нам энергию. Вред: сладкое портит фигуру, сахар вреден для зубов, он способствует образованию кариеса, чрезмерное потребление сахара способствует снижению уровня зрения, приводит к сонливости.
Интересные факты о сахаре - В Чехии (2 века назад) установлен памятник сахару, а если точнее, то сахару — рафинаду; из сахара научились делать топливо для автомобилей; вода с сахаром стимулирует умственное развитие ребёнка; в космосе обнаружены частицы по своим свойствам похожие на сахар, сахар входит в состав многих лекарств.
Проводится игра на внимание. Дети встают из-за столов.
- Я вам буду называть блюда, в которые сахар кладут и те, в которые не кладут сахар. Если вы услышите название блюда, в которое кладут сахар, - хлопаете. Не кладут – топаете.
(Варенье, чай, борщ, компот, кисель. Вареная картошка, мармелад, шоколад. Жареная рыба, винегрет, уха, торт, арахис)
Сахар - обычное вещество в нашем быту, но свойствами обладает поразительными. Какие из них главные? На этот вопрос нет однозначного ответа по сей день.
Сахар может кристаллизоваться.
Сахар может растворяться.
Сахар способен притягивать и удерживать влагу (гигроскопичность).
Сахар под воздействием температуры плавится.
Проведение опытов.
Опыт № 1: Сахар растворяется в воде, изменяя ее вкус.
(Дети опускают в стакан с водой кубик рафинада и следят за тем, как он растворяется. Далее пробуют воду на вкус. Вывод: сахар изменил вкус воды. Вода стала сладкой.)
Давайте с вами проверим где быстрее растает сахар, в холодной воде или в тёплой?
Воспитатель. Посмотрите в свои стаканы, где сахар плохо растворился?
Ответы детей: в холодной воде, а в тёплой он растворился весь.
Воспитатель. Предлагает детям сделать выводы: что сахар хорошо и быстро растворяется в тёплой воде.
Опыт № 2. Термическая обработка сахара.
(Воспитатель держит ложку с сахаром-песком над пламенем свечи. Сахар плавится, становиться жидким. Выливает в форму и сироп застывает. Вывод: при нагревании сахар из твердого состояния переходит в жидкое. При охлаждении – наоборот.)
Опыт № 3.Радужный сахар.
Ребята, как вы думаете, а сахар можно покрасить? Для этого опыта нам понадобятся кубики сахара и подкрашенная акварельной краской вода. В блюдце мы наливаем окрашенную воду и ставим кубики, которые очень быстро из белых становятся голубыми. Вода за несколько секунд поднимаются по кубику. Почему это происходит? Потому что сахар быстро впитывает воду. Да и пока он не успел растаять, вся башенка стала цветной, снизу вверх.
Кроме названных выше физических свойств можно назвать и необычные, даже магические, свойства этого вещества.
Сахар может сохранить свежесть цветов. Для этого достаточно добавить в воду 3 столовые ложки сахара и 2 уксуса. Сахар полезен для стеблей, а уксус остановит размножение бактерий.
Съели что-то остренькое, во рту всё горит? Возьмите в рот ложку сахара, он мгновенно снимет «острое» ощущение во рту.
Скрабы с сахаром уже давно известны в всем мире. Скраб – это отшелушивающее средство, которое применяется в дополнительных процедурах по уходу за лицом. Его основное действие – это глубокое очищение кожи и удаление ее отмерших клеток. Смешайте сахар с оливковым маслом, добавьте любое эфирное масло по вашему вкусу и нанесите на кожу. Она станет нежной и шелковистой.
Сахар можно использовать в качестве пятновыводителя. Он легко выводит пятна от травы. Достаточно просто намочить пятно, посыпать сахаром и оставить на час. Результат вас будет достойный и удивит вас.
Сахар помогает унять ощущение не только после острой пищи, но и при ожоге горячим напитком. Просто положите ложку с сахаром на язык, боль уйдет моментально.
Гигроскопичность сахара – полезное свойство в медицине. Английский фельдшер Мозес Миранду, который вырос в Зимбабве, провел ряд клинических экспериментов, неоспоримо подтверждающих лечебные способности сахара. Долго незаживающие раны, обработанные сахаром, успешно заживали. Причина этому гигроскопичность. Сахар впитывает из раны гнойную жидкость, лишая болезнетворных бактерий необходимой для их жизнедеятельности воды, и они погибают.
Мы пришли к выводу, что сахар – продукт неоднозначный. С одной стороны, он необходим нашему организму, но, с другой стороны, избыток сахара приводит к различным нарушениям в организме и болезням.
Здесь поможет «золотое правило», которое применяется испокон веков, – «во всем надо знать меру».
Умеренное поедание сладостей сохраняет ваше здоровье и поднимает настроение.
Сделай сахар своим другом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии "Куда исчез сахар?" старшая группа
Конспект открытого занятия по экологии с элементами исследовательской деятельности "Куда исчез сахар?" " (В рамках "Школы молодого воспитателя") старшая группа...

«СВОЙСТВА САХАРА» Занятие для детей старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности.
Беседа о работе фермеров. Для чего нам нужен сахар, производство сахара. Опыты по изучению свойств сахара....

А.Д.Сахаров. Научная биография
Введение1.Жизнь и творчество академика А. Д. Сахарова 1.1. Научная деятельность 1.2. Общественная деятельность 1.3. ...
Откуда сахар пришел? Сладкие истории
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо разделу программы «Ребенок и окружающий мир»для детей подготовительной к школе группы«Откуда сахар пришел? Сладкие истории»...

ОО Познавательное развитие. Проект организации поисковой деятельности в старшей группе на тему: "Свойства сахара"
Организация поисковой деятельности в ДОО...
Консультация для родителей. Сахар: польза или вред?
Что скрывать, многие из нас большие сластёны. И это не удивительно, ведь первый вкус, с которым знакомится человек — сладкий. Речь идёт о грудном молоке, в котором содержится молочный сахар &mda...

