Там на неведомых дорожках.
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Урок литературного чтения по теме "Обобщение по разделу " Там на неведомых дорожках" разработан интегративно с уроками ИКТ и музыки. Подготовлены выставка книг,  презентация, использованы музыкальные произведения: отрывок из сюиты М.П.Мусоргского " Картинки с выставки", песня "В гостях у сказки". Групповая форма работы на уроке способствовала сплочению детского коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lit._chteniya.doc46 КБ
Office presentation icon Prezentaciya1.ppt1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение
Центр образования № 1601
 Северного административного округа

г. Москвы

Конспект

урока литературного чтения

 «Там на неведомых дорожках»,

                                                                                    Учитель

Макарова Лариса Юрьевна

       

                                          30 октября  2010

Тема: Обобщение по разделу «Там на неведомых дорожках»  

(интегративно с ИКТ и музыкой)

Класс: 2 «б»

Цель урока:

  • обобщение знаний произведений по разделу «Там на неведомых

Задачи:

  • формировать навыки самостоятельной читательской  деятельности;
  •  способствовать нравственному воспитанию учащихся, сплочению детского коллектива;
  • прививать любовь к литературе, устному народному творчеству;
  • воспитывать чувство доброты, сопереживания, активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.

Оборудование:

  • презентация по теме «Там на неведомых дорожках»;
  • компьютер, проектор, экран;
  • выставка книг – сказок;
  • музыка «В гостях у сказки»;
  • карточки для групповой работы.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие гостей.

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро  улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

II. Сообщение темы и постановка целей урока.

На фоне исполнения песни  «В гостях у сказки» дети знакомятся с иллюстрациями из сказок.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

(Выслушиваются ответы детей).

- Сегодня мы обобщим ваши знания по разделу «Там на неведомых дорожках». (Слайд 1)

- Сказки... Сначала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых прочитать, не уставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так мы попадаем в волшебный мир, в котором происходят чудеса. То злой колдун превращает прекрасную царевну в лягушку; то гуси – лебеди зачем – то крадут братца у сестры; то вдруг непослушный Иванушка, испив из заколдованного копытца водицы, становится козлёнком; то яблонька вознаграждает добрую девочку золотыми яблоками. Всё это так интересно и заманчиво. Немало на свете  прекрасных сказок. Но среди них есть самые дорогие, самые любимые.  

- Ой, что это у меня за записка? «Ребята! Я в беде. Думал, что со мной ничего не случится. Попал на остров Сна и засыпаю здесь, как все. Аф..» ( Слайд 2)

-Кто это АФ…? (Наш домовой Афанасий) Он оказался в беде. Поможем ему. Для этого надо пройти все препятствия. Но как же найти этот остров сна?

Вот на обратной стороне какая – то карта. (Слайд 3)

 (Может, по ней и отправимся в путь? Какие остановки нам придётся сделать?

Давайте сядем на ковёр – самолёт и полетим в волшебную страну сказок.

III. Путешествие.

1. Разминка.

Звучит музыка. Дети закрывают глаза и имитируют полёт.

 На ковёр мы сели,

 В сказку полетели.

Вот поёт сказочный ветер. Споём вместе с ним. (Слайд 4)

а) Чистоговорки: ша – шо – шу – ши - ше.

б) Ветер раскачал ветки деревьев, кусты, траву.

(Дети изображают качание деревьев).

в) Сильный ветер потревожил жука. Жук возмущённо зажужжал:

жу – жа – же - жо. А теперь присели.

2. Село Иваново. (Слайд 5)

Много Иванов в сказках живут.

Часто они дураками слывут.

Только добро всегда побеждает,

Умом, красотой их всех награждает.

-Каких Иванов вы знаете? Из каких они сказок?

-Вспомните, какие испытания выпали на долю Ивана из русской народной сказки  «Сивка - Бурка»? (Надо было снять перстень с царевны.)

_А что приказал царь Ивану в сказке П.Ершова «Конёк - Горбунок»?

(Достать Жар – птицу, перстень Царь – девицы; искупаться в трёх котлах.)

-Прочитайте из сказки «Конёк – Горбунок»  П.Ершова выразительно отрывок, в котором Иван обращается к Коньку (стр.26).

Всё ответили сполна,

Дальше путь держать пора.

Будет город впереди.

Надо вам в него войти.

3. Город Лодыринск. (Слайд 6)

Долго ль, коротко ль, случилось –

В Лодыринске очутились!

- Сколько здесь лентяев! Вы знаете их?

-Первый на печи лежит. (Емеля.) (Слайд 7)

- Вторая мух считает. (Ленивица.)

-Третья в лесу замерзает (старухина дочь из русской народной сказки «Морозко».

- Скучно им! А давайте поиграем в скороговорки. Приглашаются 3 человека. По сигналу учителя все трое начинают говорить одновременно свою скороговорку несколько раз. Ошибся – выбываешь из игры. Кто же у нас кого переговорит? Игра!

-Повеселили мы лентяев. Но давайте мы  словами пословицы пожелаем каждому избавиться от лени.

(Каждая группа получает карточки с пословицей и соотносит её с героем сказки)

-Каждому герою выберите подходящую пословицу: (на слайде 7 появляются пословицы)

Скучен день до вечера, коли делать нечего. (Ленивица)

Хочешь есть калачи, не сиди на печи. (Емеля)

Лучше в труде сгореть, чем замёрзнуть от безделья (старухина дочка из сказки «Морозко»)

4. Дремучий лес.

Детям предлагается прослушать музыкальное произведение «Баба Яга» из сюиты М.П. Мусоргского «Картинки с выставки».

- Прослушайте музыку и определите куда мы с вами попали?

(Слайд 8 – Дремучий лес)

Куда мы попали? Не видно небес.

Как страшно здесь! Это же сказочный лес.

Все тайны, загадки надо открыть,

Чтоб злых колдунов их чар лишить.

-Прочитайте отрывки – загадки. Угадайте, кто они и в каких сказках мы их встретили. (Каждая группа получает карточки с загадками.)

1. В ступе летаю,

Детей похищаю

В избе на куриной Ноге проживаю,

Красавица златокудрая,

 А зовут меня... (Слайд 8)

2.В дремучем лесу, на болоте

Вы ее непременно найдете.

Не рыбка она, не лягушка,

Моя дорогая подружка.

Стройная фигурка,

Зовут ее... (Слайд 9)

3. Есть еще в лесу один

Очень важный господин.

 Он весь шишками оброс,

На лице лишь виден нос.

Может быть пуглив, как зайка,

 А зовут его... (Слайд 10)

4.Внутри него водица,

С ним не хотят водиться,

А все его подружки -

 Пиявки да лягушки!

Водорослями зарос

Добрый дедушка... (Слайд 11)

5. Он живет в глуши лесной,

Сердца моего герой.

Он костями громыхает

 И в округе всех пугает.

Это что за старичок?

Ну конечно, ...

5. Море желаний. (Слайд 12)

-Это море необыкновенное. Около него сбываются желания. Представьте, что у него очутилась старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Что бы она попросила? Подкрепить ответ надо строчками из сказки (выборочное чтение).

- Что хотел иметь в саду Золотой Хохолок?

-И ещё одно желание Афанасия нужно нам выполнить. Групповая работа.

Игра «Доскажи словечко»:

Кощей –                              Елена-

Василиса –                         Братец –

Крошечка –                        Сивка –

Алёнушка –                        Иван –

Мальчик -

-Коль мы попали к морю Желаний, давайте пожелаем, чтобы Афанасий очнулся ото сна и вместе скажем:

«Афанасий, приходи!

К новой сказке нас веди!»

Все испытания прошли

И мне, друзья, вы помогли.

Спасибо вам! Не буду спать –

В разделе новом вас встречать

Мне предстоит. До встречи той!

Ваш Афанасий – домовой.

 IV. Итог урока. Чему нас учат сказки?

Командиры групп подводят итоги работы своей группы, отмечая лучшие ответы детей.

Звучит музыка «В гостях у сказки»

Дети читают стихи о книге.

В сказке солнышко горит

Справедливость в ней царит!

Сказка – умница и прелесть!

Ей повсюду путь открыт.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Обобщающий урок по разделу «Там, на неведомых дорожках…».

Конспект обобщающего урока по разделу " Там на неведомых дорожках..." 2 класс по учебнику Р Н Бунеева, Е В Бунеевой. Презентация к уроку....

Там на неведомых дорожках… (сценарий литературной игры).

Семья является важнейшим институтом социализации подрастающего поколения. Именно в ней  ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, он приобрет...

Литературная викторина по сказкам "Там на неведомых дорожках"

Цель занятия: познакомить с историей происхождения сказки, вспомнить как можно больше сказок, их авторов и героев; развивать познавательный интерес к чтению, фантазию, воображение, художес...

Внеклассное мероприятие "Там на неведомых дорожках".

Время проведения – накануне 23 февраля.Цель проведения: Увлечь ребят интересным, ярким делом, подарить им и всем окружающим праздник общения и творчества.Создать условия для раскрытия творческого поте...

Рабочая программа в рамках внеурочной деятельности по ФГОС "Там, на неведомых дорожках"

Программа имеет краеведческую, социальную, коммуникативную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира. Предназначена для учащихся 1 классов, ...

Нестандартный интегрированный урок "Там на неведомых дорожках"

Елси из космоса взглянуть на нашу планету, видны два основных цвета, которые как бы поделили земной шар на два огромных пространства - океан воды и океан растительности.Удивительный мир природы....