Конспект урока "Чародейка Зима"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Интегрированный урок по чтению и технологии в 3 классе по учебнику Ефросининой Л.А. Литературное чтение: учебник. 3класс.-М.Вентана-Граф,2008 (УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф.Виноградовой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Charodeyka_Zima.doc794.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: учитель начальных классов

МОУ «СОШ №27 г.Чебоксары»

Чувашской Республики

ВОТЯКОВА ОЛЬГА ВЛАДИСЛАВОВНА

План-конспект интегрированного урока по чтению и технологии в 3 классе по учебнику Ефросининой Л.А. Литературное чтение: учебник. 3класс.-М.Вентана-Граф,2008 

(УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф.Виноградовой)

 

Тема. «Чародейка Зима»

Цели урока. Содействовать формированию эстетического отношения к действительности;  расширять читательский кругозор; воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы; изготовить снегирей или синиц в технике оригами, закончить изготовление коллективной работы «Зима».

Оборудование: 1) компьютер

                           2) проектор

                           3) презентация урока

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и цели урока.

- Со снегом, с морозами, со снежными забавами приходит к нам …

(Дети читают с экрана название темы.)

Чародейка Зима.

3.Работа над темой урока.

А)- Подберите к слову «чародейка» синоним. (Волшебница)

- Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его; это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими её оттенками!

  Можно по-разному увидеть и услышать зиму. В этом нам помогут произведения мастеров слова. Они написаны в разное время, каждый из авторов по-своему увидел и описал зимнюю природу, и в то же время есть в этих стихах что-то общее. Послушаем, как описывает зиму Ф.Тютчев.

СЛАЙД 2.

Ф.Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою.

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец, и не живой-

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Б)- Чародей слова, удивительно верно и живо рисующий картины природы, тонко подмечающий и глубоко чувствующий особую неповторимую прелесть каждого времени года  написал следующие строчки. Послушайте и назовите этого автора.

СЛАЙД  3.

А.С.Пушкин

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница-зима.

(Из романа «Евгений Онегин»)

-А вот строчки из этого же романа, описывающие речку и зимние забавы детей.

СЛАЙД 4 и 5.

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд.

(Из романа «Евгений Онегин»)

- Из какого произведения следующие отрывки?

СЛАЙД 6.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

(«Зимний вечер»)

СЛАЙД 7.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась,

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела…

(«Зимнее утро»)

-Какая  зима у Пушкина и Тютчева? (Чародейка, волшебница)

В) А теперь послушайте стихотворение о зиме, где она статная, гордая, настоящая повелительница снежного королевства.

СЛАЙД 8.

К.Ибраева

Зима

Величава зима –

Называть её хочется

Не по имени просто,

А по имени-отчеству.

Ой, зима, ты – Морозовна,

Ой, зима, ты – Метельевна!

Утром кажется розовым

Снег под синими елями.

Ветер с веток берёзовых

Сыплет хлопья на головы…

Ой, зима, ты – Морозовна!

Ой, зима, ты – Метельевна!

-Какой перед нами предстаёт зима? (Величавая, мудрая, седовласая)

Г)-Загадка: «Какой мастер на стекло нанёс и листья, и травы, и заросли роз?» (Мороз)

-Как в загадке назван мороз? (Мастер)

-А вот поэт Н.А.Некрасов называет Мороза воеводой. Кто такой воевода?  (Предводитель войска в старое время на Руси)

-Прочитайте толкование слова в словаре С.И.Ожегова.

(ВОЕВОДА, -ы, м. В Древней Руси и в некоторых славянских государствах: начальник войска, а также области, округа. Мороз-воевода – сказочный старик, олицетворяющий сильный мороз.)

СЛАЙД 9.

Н.Некрасов

Мороз-воевода

Не ветер бушует над бором…

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи –

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идет — по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

-Какая зима в этом произведении?  (Суровая и сильная, живая и полновластная хозяйка)

-И как живётся  Морозу-воеводе в зимнем царстве?  (Чудесно. Он богат, всё может, волшебник, щедрый и хвастливый)

Д) – Одному из чудес зимы –снегу - посвящены многие стихи

СЛАЙД 10 и 11.

К.Бальмонт

Снежинка

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится ,

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула.

Себя  в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно-смелая.

Е)- Мелькает, кружится и вьётся, как лебяжий пух, снежок. Будто там, на заоблачных лугах, отцвели и осыпаются белые одуванчики. А какие слова рождаются у вас, когда вы слышите слова «снежинка»? (Чтение отрывков из своих сочинений)

Ж)- Какие удивительные картины можно наблюдать зимой, связанные со снегом.

СЛАЙД 12.

С.Есенин

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки
Новым серебром.

-С чем сравнивается снег в стихотворении С.Есенина? (С серебром, белой бахромой)

З) Послушайте ещё одно стихотворение С.Есенина о зиме.

СЛАЙД 13, 14 и 15.

С.Есенин

Поёт зима –аукает. Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые.

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

-Мы увидели ещё одну сторону зимы – голодные и замёрзшие птицы.

И)-С какими птицами чаще всего ассоциируется зима? (Снегири)

СЛАЙД 16.

З. Александрова

Зима

Снежок порхает, кружится,

на улицах бело,

и превратились лужицы

в прозрачное стекло.

В саду, где пели зяблики,

сегодня – посмотри:

как разовые яблоки,

на ветках снегири.

К) – С чем сравниваются снегири в этом стихотворении? А о чём мечтает снегирь мы узнаем из стихотворения И.Белякова.

 

И.Беляков

О чём ты думаешь, снегирь?

Ах, до чего мороз сердит!

Кругом снежок, снежок…

Снегирь на веточке сидит,

Снегирь пылает и горит,

Как маленький флажок.

И сад,

и роща,

и пустырь…

Всё в тихом зимнем сне.

- О чём ты думаешь, снегирь?

- Конечно, о весне!

- Почему снегирь мечтает о весне?

К) – Надо подкармливать  птиц, особенно сейчас в конце зимы, потому что именно в конце зимы заканчиваются ягоды и семена на растениях. Если мы будем  заботиться о птицах, то летом можем надеяться на ответную помощь в виде песен и уничтоженных насекомых.

СЛАЙД 17.

В.Витка

Синица

-Дзинь-дзинь! Цвинь-цвень!

Добрый день! Добрый день!

Это кто меня встречает,

Ласково так привечает?

Не щегол, не славка это.

Вот совсем порхает низко,

Подлетает близко-близко,

На сосновый сук садится,

Поглядел я на приметы –

Это же моя синица, Что зимою прилетала

И кормилась у меня.

Помнишь, сколько поклевала

Ты овса и ячменя?

-Дзинь-дзинь! Цвинь-цвень!

Прилетай, моя подружка.

Вновь зимою каждый день

Будет ждать тебя кормушка.

4)Изготовление в технике оригами птиц снегирей, синиц и других птиц по выбору.

СЛАЙД 18.

5) Изготовление коллективной работы «Птицы  на рябине»

6) Подведение итогов

Список используемых источников

Беседы с учителем. Методика обучения: 3класс/ Под ред. Л.Е.Журовой.- М.Вентана-Граф, 2005

Ефросинина Л.А. Литературное чтение: учебник. 3класс.-М.Вентана-Граф,2008

www.stihi-rus.ru —  Антология русской поэзии

www.rvb.ru —  Русская виртуальная библиотека

http://www.kostyor.ru/poetry/balmont/?n=5

http://www.stihi-rus.ru/deti/zima.htm

http://iz-bumagi.com/ptitsy/origami-snegir

фотография автора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект мероприятия "Зимующие птицы"

Внеклассное воспитательное мероприятие можно провести во 2 классе, когда проходите тему "Зимующие птицы" по окружающему миру. Оно очень хорошо помогает детям запомнить птиц в игровой форме, а также зн...

КОНСПЕКТ УРОКА "ЗИМА"

КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ ШКОЛ 8 ВИДА ВТОРОЙ ВАРИАНТ ОБУЧЕНИЯ...

Конспект занятия "Зимующие птицы"

Конспект занятия предназначен для детей в возрасте от 8 до 12 лет, занимающихся в объединениях экологической направленности, а также может быть использован учителями начальных классов для проведения у...

Слайды к конспекту занятия: "Зимующие птицы"

Конспект разработан для детей раннего возраста. Малыши мыслят предметно, поэтому слайды с картинками им помогают освоить материал занятия...

Конспект занятия "Зимующие птицы"

Интерактивное занятие для детей 6-7 лет "Зимующие птици"...

Конспект урока "Зимующие птицы". Пластилинография.

Конспект урока по технологии во 2 классе на тему "Зимующие птицы" в технике пластилинография....