Развитие творческих способностей
статья по чтению по теме

Шаповаленко Нина Анатольевна

В данной статье даны условия для творческой деятельности учащихся, способы стимулирования творческой активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Петрушенко Нина Анатольевна

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения    при изучении устного народного творчества.

     Что же такое творчество? Творчество – это процесс, присущий деятельности человека. В той или иной степени творчество доступно каждому. Ребёнок, строящий дом из песка, и архитектор, создающий проект ультрасовременного здания, могут быть названы творцами.

      Результатом творчества является некий новый продукт: идея, материальный объект, способ действия или поведения. Процесс творчества связан с особым видом мыслительной деятельности. Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективного нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Способность человека к творческому мышлению, а значит к творчеству, называют креативностью.

       Креативность – характеристика полноценно функционирующего, способность продуцировать уникальные идеи, результаты, способы решения проблем. Креативность – способность человека к конструктивному нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. Креативность может рассматриваться как внутренний ресурс человека, проявляющего в любом виде деятельности и позволяющий человеку выходить за рамки общепринятых представлений о сути вещей, создавая новое.

        Креативность – это те же самые творческие способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, характеризовать или личность в целом, или продукт её деятельности.

       Основа основ творческого мышления – это:

   - беглость – способность генерировать максимальное количество идей;

   - гибкость – способность к созданию широкого многообразия разноплановых идей;

   - оригинальность – способность генерировать нестандартные идеи;

   - точность – способность придавать завершенный вид продуктам мышления.

       Зачем развивать способность к творчеству? Это вопрос не праздный. Может показаться, что креативность обычному человеку не очень нужна, а творчество – удел художников, артистов, музыкантов, поэтов – людей от природы одарённых этим качеством. Однако в современном мире меняющемся с увеличивающейся скоростью, человек не обладающий достаточной креативностью, просто обречён жить в ситуации постоянного душевного дискомфорта. Можно смело утверждать, что креативность – качество, необходимое каждому современному человеку. Причём поле применения этого качества практически неограниченно.

        Творчески мыслящий человек, как правило, более успешен во всём – от простого общения до профессиональной деятельности. Он терпим к окружающим, всегда готов признать, что привычный для него способ поведения может быть не самым лучшим, что он принят им в силу при вычки, что каждый человек живёт в своём мире и видит этот мир по – своему, самостоятельно, а не так как диктуют ему окружающие. Таким образом, креативный человек более приятен в общении.

       Креативность помогает человеку находить оригинальные решения сложных проблем, помогает создавать яркие художественные произведения. Также креативность является серьёзным фактором – движущей силой развития личности, она обеспечивает такие качества человека, как уверенность в себе, открытость свеому опыту, критичность и самостоятельность восприятия и мышления.

       Развитие творческих способностей можно представить в виде схемы: восприятие проблемы –  поиск  решения – возникновение и формулировка гипотез – проверка гипотез – модификация – нахождения результата.

        Каковы же задачи педагога в вопросе формирования у детей способности к творчеству?

        Во – первых, нужно создать для учащихся условия для самостоятельной работы.

        Во – вторых, нужно вооружить их методами и приёмами самостоятельной работы.

        В – третьих – обеспечить условия для творческой деятельности.

         В – четвёртых – предоставить им время для осуществления всех четырёх фаз творчества.

        Условия творческой деятельности:

       - обмен и борьба мнений;

       -  свобода  критики;

       -  снятие  «зажимов»;

       -  снятие психологической инертности;

       - проведение детального анализа;

       - не избегать вопроса «почему?»;

       - сам педагог – творческая личность;

       - сотворчество педагога и воспитанника;

       - мотивация.

        Какие же существуют способы стимулирования творческой активности?

       - Создания благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказываний оценок и критики в адрес ребёнка способствуют свободному проявлению многоаспектного мышления;

        - обогащение окружающей среды новыми предметами и стимулами;

        - поощрение высказывания оригинальных идей;

        - обеспечение возможности для упражнений и практики, широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа применительно к самым разным областям;

         - использование личного приёма творческого подхода к решению проблем;

         - предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

          Следующий вопрос: когда следует начинать развивать творческую активность у ребёнка?

          Всё начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек и потешек. Древнерусское слово баять, убаюкивать, означает не только говорить , уговаривать, но и заговаривать. Колыбельные песни – это заговоры-обереги, основанные на силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, оберечь, сохранить. С первых же минут своего бытия ребёнок оказывается не в хаосе звуков. А во власти слова и музыки. Даже самые обыкновенные потягушеньки, сопровождаются песенками-приговорками, а «Ладушки, ладушки, где были? – У бабушки», «сорока воровка кашу варила» - это к тому же наилучший способ координации движения, гимнастики (детская аэробика), как скороговорки – развития речи, устранение её недостатков (народная логопедия), где всё основано на ритме, на поэтическом слове.

          «Идёт коза рогатая», «Кошкин дом», детские игры – это уже следующая ступень народного художественного воспитания, первые уроки детского театра, веками существовавшего и существующего в детском песенно - игровом и сказочным фольклоре.

          А в результате, к двум-трём годам ребёнок оказывался вполне подготовленным к самостоятельному словотворчеству. Он прошёл необходимую музыкальную и поэтическую школу, получил представление о ритме и рифме.

           Давно замечено, что детский фольклор – скороговорки, загадки, заклички, приговорки, дразнилки, считалки отличаются удивительной поэтической изощрённостью. Внутренним рифмам созвучиям, ассонансам, инструментовке детского фольклорного стиха может позавидовать любой поэт.

           В школьной программе знакомство с фольклором происходит обычно эпизодически. И уже в начальных классах дети начинают терять ту самую -способность к словотворчеству. А причина: отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа. А ведь фольклор – это художественная педагогика! Это та самая система эстетического воспитания детей с помощью литературы и искусства (слова и музыки). Каждое фольклорное произведение – органическая часть жизнедеятельности человека. Вся народная мудрость жизнеспособна не сама по себе, а обусловлена практической значимостью. Народная педагогика не знает иных методов и форм, кроме эстетического воспитания, причём – не для избранных, наиболее одарённых, а для всех.

            Фольклор закладывает основы ещё и нравственного воспитания. Это легко проследить на сказках. Воспитательное значение сказок неотделимо от познавательного. Сказки – художественный способ познания окружающего мира. Не случайно их называют народной педагогической энциклопедией. Но эта энциклопедия – художественная, воплощённая в образах, в сюжетах. Любое нравоучение достигается не назойливой моралью, а ненавязчиво как бы само собой. Такая скрытая назидательность заключена почти во всех детских сказках, смысл которых предельно прост: нельзя без спроса выходить на улицу, нельзя пить из копытца-лужицы, нельзя быть непомерно жадным…Основной художественный приём и песнях и в сказках – повторы, наращивание цепочки повторяющихся слов, сцен, диалогов. А ведь повторение – мать учения, древнейший художественный и педагогический приём. Цепочка повторов лучше всего способствует запоминанию, приучает к счёту. Причинно-следственной связи. Она может быть как с последовательным наращиванием («Репка», «Терем-теремок»), так и с последовательным уменьшением, обратным счётом («Звери в яме», «Старик да старушка жили на горушке»). И в том и в другом случае повторы создают иллюзию движения, это нечто иное, как современная мультипликация, основанная на том же принципе умножения, повторения одинаковых «рисунков».

           Важное значение имеет чувство слова и словотворчество в загадках, развивающих сообразительность, смекалку, но иными художественными средствами – через уподобление, метафорическое описание предмета. Что в свою очередь является одной из форм эстетического воспитания – способности образного мышления, абстрагирования. При этом загадки, как и считалки, детские игры – это ещё и способы обучения счёту, своеобразная «живая арифметика». Таковы классические арифметические загадки из сборника И. А. Худякова: «Летело стадо птиц на рощу: сели по две на дерево – одно дерево осталось; сели по одной – одного не достало. Много ль птиц на дереве?» (Три дерева и четыре птицы).

         Помимо прозаических, существуют поэтические загадки, близкие к скороговоркам, припевкам, основанные на словесной смысловой и звуковой игре:     Висит васюкин,

              Под ним хрю-хрюкин,

               Васюкин  упадёт,

               Хрю-хрюкин подберёт.

         А есть ещё поэзия приговорок, закличек, дразнилок, считалок, поэзия детских игр. Почти все игровые «фигуры» сопровождаются песенными припевками. Это могут быть традиционные разыгранные сцены «В коршуна», «Гуси и волки» и вполне современные. Так, например, ребёнок бросает о стену мяч и при всех последующих «фигурах» произносит ритмический припев. Образующий фигурный стих:

                 Горы-шлёпы,

                  Моты-жмоты,

                 Крести-брести,

                  Ду-ду в одну.

                  Из-под ручки,

                  Из-под ножки.

                   Взад, назад,

                   Ручки вперёд,

                   Ручки взад.

                    Переворот.

                      Палочки,

                      Приседалочки,

                       Скакалочки,

                       Галочки.

                       Ученички,

                        Единички,

                        Очки,

                         Кулачки,

                         Бычки,

                         Венец,

                          Конец!

         Скороговорки и чистоговорки – эти упражнения в которых сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Даже эти упражнения стали в фольклоре образцами искусства слова:

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха! Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

         Детские игры, считалки, заклички тоже основаны на искусстве слова. Самая обыкновенная детская дразнилка может стать поэтической миниатюрой:  

                          Хотел Федя

                           Убить медведя,

                            А  ему медведь:

                             - Федь не сметь!

         С помощью звукоряда здесь передаётся колокольный звон: «Тили - бом, тили - бом, загорелся кошкин дом», грохот проезжающей телеги: «Трах, трах, тарарах! Едет баба на волах», топот конских копыт: «От топота копыт пыль по полю летит».

         Но поэтическая изощрённость в фольклоре не самоцель. Фольклор, как и народное искусство имеет вполне практическое значенме: понятия пользы и красоты в них нерасторжимы.

        Добавим ко всему этому пословицы и поговорки, которые точно так же, с детских пор, учили, наставляли, приобщали к сокровищам народной мудрости, к правовым и моральным нормам, «неписаным» законам народной жизни, и мы получим  достаточно полное представление о возможностях фольклора, о его значении в эстетическом, практическом, трудовом и нравственном воспитании.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.

Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе

Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....

исследовательский педагогический проект "Разработка системы творческих заданий, ориентированных на повышение уровня развития творческих способностей младших школьников"

Цель исследования: развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся начальной...

Развитие творческого воображения как способ развития творческих способностей и одарённости младшего школьника.

В концепции представлены возрастные особенности воображения младших школьников, диагностика воображения по П. Торрансу, методы, средства и способы стимулирования творческой активности, а также техноло...