Главные вкладки

    Статья "Семиотический подход на уроках обучения грамоте. По УМК Климановой Л. Ф, Азбука"
    статья по чтению (1 класс) на тему

    Семиотика - наука о знаковых системах....

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Semioticheskiy_podhod_na_urokah_obucheniya_gramote.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    НИЖЕГОРОДСКИЙ ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Семиотический подход на уроках обучения грамоте

    Из опыта работы учителя начальных классов

    Учитель высшей категории 

    Чачина Людмила Васильевна

    [2011]

    [Симеотика – наука о знаковых системах… Симеотический подход на уроках обучения грамоте…я раскрою в некоторых фрагментах уроков.]


    Семиотика - наука о знаковых системах.  В основе семиотики лежит понятие знака. Интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию (в том числе при помощи естественного языка), общения животных, информационные и социальные процессы. Знаковая система является посредником между человеком и окружающим миром.

    Авторы УМК на основе «обобщения современных исследований пришли к заключению о необходимости использовать в обучении такие подходы, которые помогли бы рассмотреть язык с разных точек зрения: с коммуникативной, познавательной и семиотической – и обогатить систему обучения родному языку».

    Семиотический подход на уроках обучения грамоте для вас, уважаемые коллеги, я раскрою в некоторых фрагментах уроков.

     На  уроках  дети узнали о том,  что существуют различные способы общения: жесты, движения мимика. Задачей учителя на этом этапе является переключение внимания детей с общения непосредственного контактного на общение опосредованное (общение с помощью предметов,  символов, знаков) .

    Урок «Знаки на дорогах».

    К уроку «Знаки на дорогах» я попросила детей нарисовать их путь «Дом – школа,  школа - дом» . Рассказывая об этом на уроке, ученики использовали такие ориентиры как дepeво, киоск , мостик. Они, конечно,  знали и о дорожных знаках,  но не обращали на них внимания и не использовали их в своих рассказах.

    Например:  «Я вышел из домa и повернул направо, прошёл мимо киоска,  у большого  дерева перешёл улицу, прошёл через мостик, ещё немного прошёл и пришёл в школу».

    Или:  «Меня папа привёз на машине. Когда мы ехали, то два раза останавливались. Там и другие машины остановились. А потом повернули налево у аптеки и приехали в школу».

    Затем показываю дорожные знаки. Помогаю детям правильно прочитать их, объясняю и прошу найти их в сюжетной картинке на страницах 32-33 в Азбуке. Выясняем, зачем в этом месте стоит именно этот знак. Читаем знаки:

    1. Пешеходная дорожка.

    2. Пешеходный переход.

    3. Осторожно - дети!

    4. Велосипедная дорожка.

    Для закрепления прошу ребят помочь Ане и Ване (персонажам из Азбуки) найти безопасную дорогу к школе. Они говорят уже  следующее: «Аня и Ваня идут по пешеходной дорожке до знака «Осторожно - дети!», переходят дорогу по «зебре» и идут в школу».

    Показываю детям  изображение светофора. Дети читают его сигналы:

    Красный - стой!

    Жёлтый - жди!

    Зелёный - иди!

    Так как дети пришли в школу уже читающие, предлагаю им

    соединить стрелками цвет и слово:

    ЖДИ!                 ИДИ!                 СТОЙ!

                                            

    П О И Г Р А Е М:

    Я показываю знаки светофора - дети выполняют

    заданные движения.

    Красный - сидят на корточках.

    Жёлтый - встают.

    Зелёный - шагают на месте.

    Сообщаю ученикам, что на очень опасных  участках  дороги. Можно  видеть регулировщика. Его жесты тоже надо уметь читать. Он управляет движением всех машин. Но может сделать исключение и в первую очередь пропустить машины с условными знаками.

    Опираясь на уже имеющийся детский жизненный опыт, наблюдения, спрашиваю у детей, какие знаки могут быть на машинах. Дети отвечают:

     - Номера машин.

     - Световая сигнализация.

     -Звуковая сигнализация.

     - Крупные цифры  01. 02. 03.

     - Цвета служебных машин (красный, белый, синий).

    Предлагаю детям обсудить в парах: что означают эти сигналы, цвета на специальных машинах.

    Читающим предлагаю прочитать стихотворение, подумать и вставить пропущенные слова:

            Сверху - как  фиалка –синяя  …  :

            Есть свои традиции тоже у …  .

    Правильное прочтение:                Сверху – как фиалка – синяя мигалка:

                                            Есть свои традиции тоже  у полиции.

    Дети делают вывод:  красный цвет, красный крест,  сигнализацию - мы читаем как знак опасности.  

     На этом уроке я использовала  телефонный аппарат. Дети упражнялись в вызове «Скорой помощи». Они набирали 03 и называли свой домашний адрес. Здесь я сделала оговорку: «Но, дети, нельзя баловаться с телефоном. Из-за ложного вызова доктор не сможет оказать вовремя  помощь тому, кто в ней действительно нуждается». Дети добавили, что вовремя не приедет пожарная охрана, полиция.

    Далее спрашиваю: «А как вызвать пожарную охрану». ( 01).

    Затем рассматриваем изображение пожарной машины, называем условные знаки: (работа в группах)

     • Цвет красный - опасность.

    • Крупные цифры 01.

    • Звуковой сигнал.

    Такие условные знаки приняты во многих странах мира.

     Урок «Условные знаки в городе».

    На урок дети пришли с подготовленным домашним заданием.Гуляя с родителями по городу обратили внимание на условные знаки. В классе они рассказали, где и какие знаки они видели: на аптеке, на театре, на магазинах, принесли свои рисунки.

    Подводя своих учеников к теме следующего урока, задала им вопрос: « А в вашем доме, в квартире есть условные знаки?»  На что получила однозначный ответ: «Нет.» Тогда им предложила провести исследование: Вместе со взрослыми внимательно посмотреть на предметы, которые их окружают дома.

    Урок « Условные знаки в повседневной жизни».

    На этом уроке я постаралась расширить представление ребят об использовании условных знаков в повседневной жизни. К этому уроку я попросила исследовать вместе со взрослыми членами семьи их квартиру. Рассматривая одежду, предметы бытовой техники, упаковку продуктов, обратить внимание на условные знаки, постараться понять и прочитать их. Дети принесли на урок этикетки, рисунки. Условныe обозначения даже с импортных вещей мы понимаем. Делаем вывод о том,  что условныe знаки присутствуют и в нашей повседневной жизни, помогают в общении людям во всём мире.

    На последующих уроках необходимо  было подвести детей к выводу, что и звуки речи можно обозначить знаками. В добукварный период,  совместно с детьми готовятся карточки, обозначающие звуки русской речи:

    Гласные                 пустой круг

     Согласные твёрдые         с горизонтальной линией внутри

    Согласные мягкие         с волнистой линией внутри

    Несмотря  на то, что условные обозначения звуков даны в учебнике,  при произнесении звуков дети сами пришли к данным изображениям. С этими карточками мы работаем весь год.

    Фрагмент урока букварного периода: «Путаница»

    Проводя лексическая работу на уроке, показываю рисунок  лукa - огородного растения.        

     - Что это?

    - Лук.

    -Составьте: схему слова «ЛУК».

    Дети составляют схему с использованием карточек.

    Далее показываю изображение лука – старинного оружия. -Что это? - Лук. Составляем схему этого слова. Выясняем, что звучание слов одинаковое, а смысловое значение разное. Для этих слов мы используем одинаковые условные знаки. На последующих уроках подходим к тому, что буквы – это тоже условные знаки, обозначающие звуки в письменной речи.

    В заключении следует отметить, что семиотический подход позволяет лучше осмыслить язык как знаковую систему, снять в обучении трудности, связанные с различием понятий «слово» и «предмет», «форма» и «содержание».  



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок обучения грамоте 1 класс ( по Азбуке В.Г.Горецкого) Тема урока: А.Л. Барто. Стихотворение «Помощница»

    Цель урока:           1.Познакомить учащихся с творчеством А.Л. Барто...

    Урок обучения грамоте в 1 классе ( по Азбуке В.Г.Горецкого) Тема урока:Cогласные звуки [г], [ г ], согласные буквы Гг,

    Цель урока:        1.Изучить с детьми букву Гг (ее внешний вид, чтение слогов, слов и предложений с этой буквой, написание ее по прописи, способы соединения с ...

    Серия уроков обучения грамоте с использованием ЭОР (1 класс, "Азбука" В.Г. Горецкого"

    Конспекты серии уроков по обучению грамоте (УМК «Школа России», Горецкий В.Г. «Русская азбука», 2013...

    Разработка урока обучения грамоте с реализацией системно - деятельностного подхода по теме "Написание заглавной буквы З" 1 класс, программа 2100, презентация к уроку.

    Отдельные части урока  и презентации могут использоваться и в других УМК: это словарная работа, написание предложения по картинкам и работа с многозначными словами....

    Использование деятельностного подхода на уроках обучения грамоте.

                    Использование деятельностного подхода и игры...

    Презентация к уроку обучения грамоте по теме "Слово и предмет" ("Азбука" Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева УМК "Перспектива")

    Данная презентация может быть использована на уроке обучения грамоте в 1 классе по теме "Слово и предмет" (3-я неделя обучения)...