Статья "Семиотический подход на уроках обучения грамоте. По УМК Климановой Л. Ф, Азбука"
статья по чтению (1 класс) на тему

Семиотика - наука о знаковых системах....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Semioticheskiy_podhod_na_urokah_obucheniya_gramote.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

НИЖЕГОРОДСКИЙ ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Семиотический подход на уроках обучения грамоте

Из опыта работы учителя начальных классов

Учитель высшей категории 

Чачина Людмила Васильевна

[2011]

[Симеотика – наука о знаковых системах… Симеотический подход на уроках обучения грамоте…я раскрою в некоторых фрагментах уроков.]


Семиотика - наука о знаковых системах.  В основе семиотики лежит понятие знака. Интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию (в том числе при помощи естественного языка), общения животных, информационные и социальные процессы. Знаковая система является посредником между человеком и окружающим миром.

Авторы УМК на основе «обобщения современных исследований пришли к заключению о необходимости использовать в обучении такие подходы, которые помогли бы рассмотреть язык с разных точек зрения: с коммуникативной, познавательной и семиотической – и обогатить систему обучения родному языку».

Семиотический подход на уроках обучения грамоте для вас, уважаемые коллеги, я раскрою в некоторых фрагментах уроков.

 На  уроках  дети узнали о том,  что существуют различные способы общения: жесты, движения мимика. Задачей учителя на этом этапе является переключение внимания детей с общения непосредственного контактного на общение опосредованное (общение с помощью предметов,  символов, знаков) .

Урок «Знаки на дорогах».

К уроку «Знаки на дорогах» я попросила детей нарисовать их путь «Дом – школа,  школа - дом» . Рассказывая об этом на уроке, ученики использовали такие ориентиры как дepeво, киоск , мостик. Они, конечно,  знали и о дорожных знаках,  но не обращали на них внимания и не использовали их в своих рассказах.

Например:  «Я вышел из домa и повернул направо, прошёл мимо киоска,  у большого  дерева перешёл улицу, прошёл через мостик, ещё немного прошёл и пришёл в школу».

Или:  «Меня папа привёз на машине. Когда мы ехали, то два раза останавливались. Там и другие машины остановились. А потом повернули налево у аптеки и приехали в школу».

Затем показываю дорожные знаки. Помогаю детям правильно прочитать их, объясняю и прошу найти их в сюжетной картинке на страницах 32-33 в Азбуке. Выясняем, зачем в этом месте стоит именно этот знак. Читаем знаки:

1. Пешеходная дорожка.

2. Пешеходный переход.

3. Осторожно - дети!

4. Велосипедная дорожка.

Для закрепления прошу ребят помочь Ане и Ване (персонажам из Азбуки) найти безопасную дорогу к школе. Они говорят уже  следующее: «Аня и Ваня идут по пешеходной дорожке до знака «Осторожно - дети!», переходят дорогу по «зебре» и идут в школу».

Показываю детям  изображение светофора. Дети читают его сигналы:

Красный - стой!

Жёлтый - жди!

Зелёный - иди!

Так как дети пришли в школу уже читающие, предлагаю им

соединить стрелками цвет и слово:

ЖДИ!                 ИДИ!                 СТОЙ!

                                        

П О И Г Р А Е М:

Я показываю знаки светофора - дети выполняют

заданные движения.

Красный - сидят на корточках.

Жёлтый - встают.

Зелёный - шагают на месте.

Сообщаю ученикам, что на очень опасных  участках  дороги. Можно  видеть регулировщика. Его жесты тоже надо уметь читать. Он управляет движением всех машин. Но может сделать исключение и в первую очередь пропустить машины с условными знаками.

Опираясь на уже имеющийся детский жизненный опыт, наблюдения, спрашиваю у детей, какие знаки могут быть на машинах. Дети отвечают:

 - Номера машин.

 - Световая сигнализация.

 -Звуковая сигнализация.

 - Крупные цифры  01. 02. 03.

 - Цвета служебных машин (красный, белый, синий).

Предлагаю детям обсудить в парах: что означают эти сигналы, цвета на специальных машинах.

Читающим предлагаю прочитать стихотворение, подумать и вставить пропущенные слова:

        Сверху - как  фиалка –синяя  …  :

        Есть свои традиции тоже у …  .

Правильное прочтение:                Сверху – как фиалка – синяя мигалка:

                                        Есть свои традиции тоже  у полиции.

Дети делают вывод:  красный цвет, красный крест,  сигнализацию - мы читаем как знак опасности.  

 На этом уроке я использовала  телефонный аппарат. Дети упражнялись в вызове «Скорой помощи». Они набирали 03 и называли свой домашний адрес. Здесь я сделала оговорку: «Но, дети, нельзя баловаться с телефоном. Из-за ложного вызова доктор не сможет оказать вовремя  помощь тому, кто в ней действительно нуждается». Дети добавили, что вовремя не приедет пожарная охрана, полиция.

Далее спрашиваю: «А как вызвать пожарную охрану». ( 01).

Затем рассматриваем изображение пожарной машины, называем условные знаки: (работа в группах)

 • Цвет красный - опасность.

• Крупные цифры 01.

• Звуковой сигнал.

Такие условные знаки приняты во многих странах мира.

 Урок «Условные знаки в городе».

На урок дети пришли с подготовленным домашним заданием.Гуляя с родителями по городу обратили внимание на условные знаки. В классе они рассказали, где и какие знаки они видели: на аптеке, на театре, на магазинах, принесли свои рисунки.

Подводя своих учеников к теме следующего урока, задала им вопрос: « А в вашем доме, в квартире есть условные знаки?»  На что получила однозначный ответ: «Нет.» Тогда им предложила провести исследование: Вместе со взрослыми внимательно посмотреть на предметы, которые их окружают дома.

Урок « Условные знаки в повседневной жизни».

На этом уроке я постаралась расширить представление ребят об использовании условных знаков в повседневной жизни. К этому уроку я попросила исследовать вместе со взрослыми членами семьи их квартиру. Рассматривая одежду, предметы бытовой техники, упаковку продуктов, обратить внимание на условные знаки, постараться понять и прочитать их. Дети принесли на урок этикетки, рисунки. Условныe обозначения даже с импортных вещей мы понимаем. Делаем вывод о том,  что условныe знаки присутствуют и в нашей повседневной жизни, помогают в общении людям во всём мире.

На последующих уроках необходимо  было подвести детей к выводу, что и звуки речи можно обозначить знаками. В добукварный период,  совместно с детьми готовятся карточки, обозначающие звуки русской речи:

Гласные                 пустой круг

 Согласные твёрдые         с горизонтальной линией внутри

Согласные мягкие         с волнистой линией внутри

Несмотря  на то, что условные обозначения звуков даны в учебнике,  при произнесении звуков дети сами пришли к данным изображениям. С этими карточками мы работаем весь год.

Фрагмент урока букварного периода: «Путаница»

Проводя лексическая работу на уроке, показываю рисунок  лукa - огородного растения.        

 - Что это?

- Лук.

-Составьте: схему слова «ЛУК».

Дети составляют схему с использованием карточек.

Далее показываю изображение лука – старинного оружия. -Что это? - Лук. Составляем схему этого слова. Выясняем, что звучание слов одинаковое, а смысловое значение разное. Для этих слов мы используем одинаковые условные знаки. На последующих уроках подходим к тому, что буквы – это тоже условные знаки, обозначающие звуки в письменной речи.

В заключении следует отметить, что семиотический подход позволяет лучше осмыслить язык как знаковую систему, снять в обучении трудности, связанные с различием понятий «слово» и «предмет», «форма» и «содержание».  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия уроков обучения грамоте с использованием ЭОР (1 класс, "Азбука" В.Г. Горецкого"

Конспекты серии уроков по обучению грамоте (УМК «Школа России», Горецкий В.Г. «Русская азбука», 2013...

Использование деятельностного подхода на уроках обучения грамоте.

                Использование деятельностного подхода и игры...

Презентация к уроку обучения грамоте по теме "Слово и предмет" ("Азбука" Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева УМК "Перспектива")

Данная презентация может быть использована на уроке обучения грамоте в 1 классе по теме "Слово и предмет" (3-я неделя обучения)...

Технологическая карта урока обучение грамоте - 1 класс. (УМК "Школа России" , азбука В.Г.Горецкий)

Тема урока: «Звуки [м] и [м’]. Буква «Мм» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Знакомство со звуками [м] и [м’] и обозначающей их буквой «...