Развитие критического мышления на уроках чтения и письма
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Практические материалы из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Razvitie_kritich._myshleniya_na_ur._chteniya.docx40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чачина Л. В., учитель начальных классов МОУ СОШ №70

Развитие критического мышления на уроках чтения и письма по УМК «Живой родник»

Практическая часть из опыта работы учителя.

Приёмы:

  • Ключевые слова (составление сказки, рассказа по ключевым словам);
  • Двойной дневник;
  • Кластер;
  • Символический план;
  • Эссе;
  • Синквейн.
  • Ассоциативное поле.

Использование этих приёмов на текстах:

  • А. М. Горький. Отрывок из рассказа «Старуха Изергиль» (Данко);
  • В. Осеева «Бабка»
  • Л. Н. Толстой «Лебеди»
  • К. Бальмонт «Золотое слово»
  • Ю. Яковлев «Багульник»

Фрагменты уроков, работы учащихся:

А. М. Горький. Отрывок из рассказа «Старуха Изергиль». Детям предлагалось сочинить сказку по ключевым словам:

- Люди весёлые,

- Тяжёлая пора;

- Болото;

- Каменные деревья;

- Шёл впереди;

- Благородство, сердце, гордый.

Сочинения получились разные. В сказках главными героями были тролли, гномы, волшебники, мудрецы. Каково же было удивление детей после прочтения авторского текста, когда на помощь людям пришёл один из их собратьев, обычный человек, но с горячим сердцем.

Результатом работы над текстом стали синквейны.

Синквейн

1 строчка:  1 слово  (Тема. Существительное)

2 строчка:  2 слова  (Описание Темы. Прилагательные)

3 строчка:  3 слова  (Описание действий. Глаголы)

4 строчка:  4 значимых слова (метафора, фразеологизм, пословица, предложение о « Теме»).

5 строчка:  1слово (Синоним «Темы»)

  1. Данко

Храбрый, добрый

Любил, понимал, осветил

Своим горячим сердцем путь

Для ЖИЗНИ!                                (Оля А.)

  1. Враги

Злые, недоброжелательные

Пришли, прогнали, захватили

Смелых людей и гордый народ

Чужаки.                                        (Алёша Ю.)

  1. Сердце

Светлое, горячее

Помогло, вырвалось, проложило,

Освещая собой путь людям

ОГОНЬ !        (Катя Б.)

  1. Тьма

Зла, недобродушна

Наступила, но проиграла и разлетелась

От света сердца Данко.

Зло.        (Юля Н.)

  1. Данко

Смелый, бодрый

Вёл, верил, любил

И помогал людям жить.

ЧЕЛОВЕК!

В. А. Осеева «Бабка». При чтении этого текста дети вели двойной дневник: выписывали цитаты и давали свои комментарии.

Двойной дневник:

Цитаты

Моё отношение

Виды цитат:

  1. Цитаты, которые произвели на ребёнка эмоциональное впечатление (волнение, тревога, радость);
  2. Цитаты, связанные с категорическим несогласием;
  3. Цитаты, связанные с главной мыслью произведения.

Ц И Т А ТА

М О Ё  О Т Н О Ш Е Н И Е

  1. «Зажилась  на свете»,-вздыхал отец. «В инвалидном доме ей место, вот где.»
  2. Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое, что малое. В старину говорили: «Трудней всего три вещи в жизни: богу молиться, долги платить, да родителей кормить.
  3. А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои и чужие. Она у нас  главная. Всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же вы со своей то так?
  4. Вставай, мой батюшка, в школу пора.

  1. Бабкин пакетик он положил себе под подушку и, закрывшись одеялом подумал: «Не придёт больше бабка!»

Мне кажется, что отец Борьки относился к бабке плохо, а бабка относилась ко всем с пониманием и любовью. (Алёша Ю.)

Этот отрывок учит отношению к матери. Дочь с зятем очень плохо относились к матери. Ей было очень жаль их. Ведь они тоже будут старыми. Бабушка учила Борьку быть добрее, чтобы он любил старых родителей. (Наташа Н.)

Только товарищ смог объяснить Борьке, как нужно относиться к старым людям, что им важно внимание и уважение. (Марина Г.)

Бабка была очень хорошая, она заботилась не смотря ни на что.  (Серёжа Г.)

Мне этот рассказ понравился. Он очень поучительный. Он научил меня помогать, уважать старых людей и любить своих бабушек и дедушек. (Илья Ч.)

Л. Н. Толстой «Лебеди». Приём 1- ассоциативное поле: найти слова со звуками:(п), (с), (к); (п), (с), (т); (п), (сь), (ть). Какие слова напоминают эти повторяющиеся звуки?(ПУСТЬ, ПУСКАЙ, СМИРИЛСЯ, могу только СМОТРЕТЬ)

Приём 2: составление символического плана. Части озаглавить.

  1.                                                             Летела стая лебедей.

  1.                                                        Один лебедь устал и спустился вниз.


  1.                                                      Может только смотреть в сторону

улетающей стаи.

  1.                                                         Взмахнул крыльями и полетел.

Итог работы над произведением: выразительное чтение за героев

1ый ребёнок – о всей стае

2ой ребёнок – об одном лебеде

3ий ребёнок – о море

К. Бальмонт «Золотое слово». Приём: лучевая модель слова (кластер). Итог работы над текстом: О чём это стихотворение?(Возвращение к началу урока – кластеру). Золотое слово – это обещание, которое надо выполнить!

Кластер:

Ю. Яковлев «Багульник». Чтение с остановками, прогнозирование, написание эссе.

        Чтение с остановками, прогнозирование (фрагмент урока)

- Кто знает, что такое багульник?

- Как вы думаете, о чём будет рассказ?

        1. Чтение 1 части (читает учитель). Ответы на вопросы:

- Кто герои?

- Какое отношение складывается к Нему?

- Опишите Его.

- Что произойдёт дальше?

        2. Чтение 2 части (про себя).

- Подтвердились ли наши предположения?

- Появились ли новые герои?

- Какой Он?

- Что будет дальше?

        3. Чтение 3 части (читает ученик).

- Подтвердились ли наши предположения?

- Появились ли новые герои?

- Кто Женечка?

- Изменилось ли отношение к Нему?

- Как его звали?

- Куда Он мчался?

- Что произойдёт дальше?

4. Чтение 4 части.

- Подтвердились ли наши предположения?

- Раскрывается ли тема?(Сравнение человека с багульником)

- Можно ли Костю назвать красивым?

- Как бы вы поступили на месте Кости?

- Как бы вы поступили на месте учительницы?

- Изменился ли сам Костя? А отношение к нему?

Написание эссе (небольшое сочинение).

        « Багульник из пучка тонких прутиков превратился в благоухающий букет. Так и мальчик без имени, который «отвратительно  зевал на уроках и слыл молчальником», на глазах превращался в красивого душой и добрыми делами человека ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие критического мышления на уроках чтения и письма

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, это умение отказаться от собственных предубеждений. Критическ...

Приёмы развития критического мышления на уроках чтения

Большое внимание уделяется работе с информацией, приёмам работы с текстами....

Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах

Сегодня жизнь диктует нам новые, более жесткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, ...

Мастер-класс по теме: «Развитие критического мышления на уроке чтения с формированием УУД»

(1сл)Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления в чтении  с формированием УУД"- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня в этом классе. Мы сегодн...

Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах

Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах...

Методическая разработка" Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма в начальной школе"

Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость в...

Развитие критического мышления на уроках чтения и письма

Технология развития критического мышления помогает развивать в учащихся те личностные качества, которые так необходимы человеку в современном мире.  Во-первых, это умение работать с инф...