Главные вкладки

    Приёмы развития критического мышления на уроках чтения
    статья по чтению (2 класс) на тему

     Большое внимание уделяется работе с информацией, приёмам работы с текстами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon d1.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приёмы развития критического мышления
    на уроках чтения в начальных классах

    Зеленина О. А. учитель начальных классов

    филиала МБОУ Сосновской сош №2

     в с. Верхняя Ярославка

    Сегодня жизнь диктует нам новые, более жесткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, а не автоматическое запоминание и воспроизведение материала. Поэтому учить работать с текстом нужно уже в начальных классах. При этом следует ставить и решать такие задачи:

    обязательная мотивация деятельности для повышения интереса к процессу обучения;

    формирование навыков работы с готовыми текстами и написания текстов разного вида;

    развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной работе с различной информацией;

    формирование коммуникативных умений.

    Ребенок, работая с текстом, учится понимать, осмысливать информацию, соотносить её с собственным опытом, отсеивать ненужное, делать выводы.

    Тексты могут быть как художественные (русский язык, литературное чтение), так и деловые (окружающий мир, православная культура).

    Я хочу поделиться своим опытом использования некоторых приемов развития критического мышления на уроках чтения и окружающего мира.

    При работе с текстом я использую следующие приемы:

    - чтение суммирование в парах;

    - чтение с остановками;

    - парная мозговая атака;

    - таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;

    - работа с вопросниками;

    - написание творческих работ;

    - создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;

    - уголки;

    - кластер.

    Прием «Чтение – суммирование в парах» можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Например, при изучении главы «Крутим барабан времени» (литературное чтение 4 класс) класс делится на две группы и каждой даются разные произведения из этой главы: рассказы Л. Андреева «Петька на даче» и А. Чехова «Ванька», которые рассказывают о жизни их сверстников конца 19 начало 20 веков. Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что мы узнали об истории России, чем дополнило представление детей каждое из произведений.

    Другой прием – «Работа с вопросником» - применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

    К приему «Знаю, узнал, хочу узнать» обращаюсь как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

    Прием «Уголки» - можно использовать на уроках окружающего мира, истории и конечно на уроках литературного чтения. Например, при изучении произведения Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» при характеристике одного из героев часовщика Дроссельмейера класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

    Прием «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу.

    К приему «Создание викторины» обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего – «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.

    Еще один из приемов – это кластер («гроздь»), суть которого в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

    «Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты.

    Выделяем центр – это тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы.

    Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.

    Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот приём стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

    Советы по работе с «гроздьями»:

    Оцените текст, с которыми будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?

    Помогите ученику, если УК него возникли сомнения, выделить такие смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова, фразы.

    Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.

    Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.

    Если вы хотите остановиться на каком-нибудь смысловом блоке, попросите сделать эту веточку ярче.

    Применение данных приемов на уроках чтения, окружающего мира, истории позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

    Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие критического мышления на уроках чтения и письма

    Практические материалы из опыта работы...

    Развитие критического мышления на уроках чтения и письма

    Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, это умение отказаться от собственных предубеждений. Критическ...

    Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах

    Сегодня жизнь диктует нам новые, более жесткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, ...

    Использование приёмов развития критического мышления на уроках литературного чтения.

    В сатье кратко описаны некоторые формы работы, применяемые учителем на уроках литературного чтения с целью развития критического мышления....

    Приёмы развития критического мышления на уроках литературного чтения.

    В статье даны примеры приёмов развития критического мышления на уроках литературного чтения  при изучении произведения В. М. Гаршина "Лягушка -путешественница"....

    Некоторые приёмы развития критического мышления на уроках в начальной школе

    Некоторые приёмы развития критического мышления на уроках в начальной школе....

    Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах

    Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах...