Конспект занятия "Путешествие в страну басен Крылова"
план-конспект урока чтения (2,3 класс) по теме

Ветренко Светлана Анатольевна

Соревнование двух команд по басням И.А. Крылова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Konspekt_zanyatiya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в страну басен И.А. Крылова.

Цель: показать воспитательное значение басни, ее народность, красоту и особенность языка басен Крылова, рассказать о происхождении басни, развивать творческие способности детей, умение выступать перед зрителями, развивать интерес к чтению, воспитывать дружбу, взаимопомощь.

Оборудование: 1) на доске: название темы, портрет И.А. Крылова, рисунки детей к басням И.А. Крылова;

        2) выставка книги И.А. Крылова;

        3) выставка поделок по теме: «Герои басен И.А. Крылова»;

        4) костюмы для инсценировок басен;

        5) компьютер.

Ход занятия:

1) Учитель: Добрый день ребята, наши гости! Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Мы предложили участникам кружков «Затейники» и «Грамотей» разделиться на 4 команды. Каждая команда условно названа по цвету фигур, что лежат на столе. Задача игроков – правильно отвечать на вопросы. В конце занятия будут определены победители.

- А так о чем пойдет речь на нашем занятии, узнаете, разгадав кроссворд.

1.

Н

Е

Б

Ы

Л

И

Ц

А

2.

З

А

Г

А

Д

К

А

3.

С

К

А

З

К

А

4.

Б

Ы

Л

И

Н

А

5.

К

О

Л

Я

Д

К

А

1) Шутливое произведение, которое описывает то, чего не бывает в действительности.

2) Краткое произведение, автор которого не называет предмет или явление, а указывает лишь на их признаки.

3) Произведение, в котором добро всегда побеждает зло.

4) Произведение о богатырях и их подвигах.

5) Святочная народная песня.

- Прочитайте еще раз слова по горизонтали. Что объединяет слова?

- Прочитайте ключевое слово (Басня).

- Что такое басня? Кто герои?

- Что высмеивает басня?

Учитель: Первым баснописцем был Эзоп. Он жил в Древней Греции в VII в. до н.э. Он был раб, но рассказы его были так хороши, что хозяин даровал ему свободу. Даже цари приглашали его ко двору, чтобы послушать его знаменитые басни. В России басни Эзопа были переведены при царе Петре I. Вот одна из них.

(Читают дети басню «Колесо и конь»)

«Колесо и конь»

В телеге колесо прежалобно скрипело:

«Друг, - выбившись из сил,

Конь с удивлением спросил, -

Что значит жалоба твоя?

Всю тяжесть ведь везешь не ты, а я!»

Иной с устало-скорбным ликом,

Злым честолюбьем одержим,

Скрипит о подвиге великом,

Хвалясь усердием чужим.

- О чем эта басня?

(Не верь тому, кто вечно стонет).

- Что содержится в конце басни?

(Мораль).

Мораль: Я – Мораль. Жила и буду жить всегда. Ведь надо открывать людям глаза на правду. Иной поймет меня, а иной нет. Вот и страдают все вокруг. Я осуждаю лесть, обман, жадность.

Каждая басня чему-то учит.

-Чему учит эта басня?

(Нельзя говорить о тяжести труда другого как о своем).

2) Учитель: А вот первым баснописцем на Руси был Антиох Кантемир. Писали басни так же Ломоносов, Пушкин, Л. Толстой, С. Михалков. Но самыми известными стали басни И.А. Крылова.

- И сегодня мы посвятим нашу встречу этому удивительному человеку.

- Иван Андреевич Крылов прожил нелегкую жизнь, ему не пришлось учиться, и только благодаря своему огромному стремлению к образованию и трудолюбие он стал высокообразованным человеком.

- Ребята, а что вы знаете о детстве И.А. Крылова?

(Биография).

3) Учитель: И.А. Крылов написал более 200 басен. В этом году великому баснописцу исполнилось 240 лет со дня рождения. Но порой кажется, что они написаны сегодня. По-прежнему с большим интересом читают их взрослые и дети не только в нашей стране, но и за рубежом.

- Чтение басен:

        1) Слон и Моська – собака лает, ветер относит.

        2) Зеркало и обезьяна – цену нам определяют другие.

        3) Лисица и ворона – кто зазнается, тот без обеда остается.

        4) Кукушка и петух – в лести правды нет.

        5) Квартет – за всякое дело берись с умом.

- А вот что может произойти, когда неправильно относиться к заданию, выполнять его не так, как положено.

Сценка «Басни Крылова»

- Иван Андреевич части сам хорошо читал свои басни, смешно изображал и подражал голосом и жестами тем, кого представлял.

- Ребята тоже сейчас попробуют быть артистичными и покажут сценки по басням И.А. Крылова.

  1. Стрекоза и Муравей – делу время, а потехе час.
  2. Две собаки
  3. Свинья под дубом – нет хуже порока, чем неблагодарность.

- Назовите мораль.

- Что высмеивает автор?

4) Учитель: А сейчас, ребята, у вас будет возможность вспомнить и другие басни Крылова.

(Соревнования по командам).

Следующее задание «Назовите героев басен»

Задание команде «Красных»

- Она «наелась» желудей досыта, до отвала (свинья).

- Он «виноват уж тем», что кому-то «хочется кушать» (ягненок).

Задание команде «Синих»

- Она «без души лето целое все пела» (стрекоза).

- Она пыталась руководить квартетом (мартышка).

Задание команде «Зеленых»

- У нее есть 5-6 кривляк-кумушек (обезьяна).

- Он кормил своими плодами неблагодарную свинью (дуб).

Задание команде «Желтых»

- Она хотела без драки попасть в большие забияки (Моська).

- Его по улице водили, как будто напоказ (слон).

5) Многие выражения из басен стали крылатыми словами. Люди часто употребляют их в своей речи. Такие крылатые выражения называют афоризмами.

- Назвать крылатые выражения. (Кто больше назовет, тот и выиграет).

6) Угадайте, из какой басни крылатые выражения.

- Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя, кума, обратиться? (Зеркало и обезьяна).

- Как под каждым ей кустом был готов и стол и дом? (Стрекоза и Муравей).

- Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он кукушку. (Кукушка и Петух).

- Вперед чужой беде не смейся, голубок. (Чиж и Голубь).

7) А теперь задание на скорость. За 1 минуту из слов надо собрать крылатое выражение. Назвать басню. Каждая команда получает конверт со словами.

У

сильного

всегда

всегда

бессильным

виноват

(Волк и ягненок)

А

Васька

слушает

да

ест

   

(Кот и повар)

Да

только

воз

и

ныне

там

(Лебедь, щука и рак)

От

радости

в

зобу

дыханье

сперло

(Ворона и Лисица)

8) Ребята, посмотрите какие замечательные рисунки сделали художники к басням Крылова. Ребята тоже постарались и сделали свои рисунки.

А теперь задание по иллюстрации (по рисунку) отгадай басню.

- Задание каждой команде.

Внимание!

9) «Волшебный ящик». В нем лежат предметы. По предмету угадайте название басни.

- Очки (Мартышка и очки).

- Зеркало (Зеркало и обезьяна).

- Виноград (Лиса и виноград).

- Сыр (Ворона и Лисица).

- Ребята, вы сегодня прикоснулись к творчеству великого баснописца И.А. Крылова. Мы обязательно будем и дальше читать басни Крылова. А сейчас пришло время подвести итоги нашего конкурса на «Лучшего знатока басен Крылова».

10) Кроссворд по басням Крылова.

Подведение итогов.

Награждения.

Рефлексия.

Отзывы детей и гостей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мы и мир басен Крылова"

                   МБОУ  Старочеркассая  СОШ...

Конспект занятия В стране дорожных знаков

изучение и закрепление дорожные знаки...

Конспекты по ВУД "страна мастеров" + презентации

Изтовление игрушки на ёлку;Изготовление игрушки-сувенира «Сарубобо"Изготовление чудо-деревца;Изготовление новогоднего сувенира;Изготовление необычной гирлянды» (коллективная работа). Презентации:...

Конспект урока "Вставай, страна огромная!" 4 кл

Конспект урока "Вставай страна огромная!" 4 кл...

Конспект урока литературного чтения Конспект урока "Басни И.А.Крылова"

Цели:Повторить произведения И.А. Крылова;Развивать интеллект, логическое мышление, творческое воображение, пробуждать добрые чувства;Воспитывать высокие моральные качества, любовь к литературе....