По дорогам сказок К.И. Чуковского
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Шкробор Маргарита Юрьевна

Урок может быть и внеклассным чтением. На доске портрет Чуковского, а вокруг него в виде домика с крышей расположены слова, характеризующие творчество писателя. Урок очень интересен тем, что дети  участвуют в инсценировке, которую готовит группа ребят заранее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карта  путешествий

   Фонтан желаний             

                                                                                                                                                                                                           

Лес,                                                          

полный чудес              Угадайкина

                          падь                                                 


1. Угадайкина падь

Учитель: Ведет нас компас на восток,

                  А там развилка трёх дорог.

                 "По правой пойдешь –

                  В угадайкину падь попадешь"

Выбраться из пади можно только:

  1. Угадав, кто в сказках К.И. Чуковского так сказал.

Не кричи и не рычи,

Мы и сами усачи,

Можем мы и сами

Шевелить усами!                       Раки в сказке "Тараканище"

Если только захочу,

И Луну я проглочу!                  Крокодил в сказке "Краденое солнце"

Кто злодея не боится

И с чудовищем сразится,

Я тому богатырю

Двух лягушек подарю

И еловую шишку пожалую!        Медведь в сказке "Тараканище"

Милый, милый Бармалей,

Смилуйся над нами,

Отпусти нас поскорей

К нашей милой маме!

Мы от мамы убегать

Никогда не будем

А по Африке гулять

Навсегда забудем!                           Танечка и Ванечка из сказки "Бармалей"

Ах, те, что выслал

     На прошлой неделе,

     Мы давно уже съели

     И ждем, не дождёмся,

     Когда же ты снова пришлёшь

     К нашему ужину

     Дюжину

    Новых и сладких калош!                         Крокодил из "Телефон"

Эй вы, глупые тарелки,

Что вы скачете, как белки?

Вам ли бегать за  воротами

С воробьями желторотыми?

Вы в канаву упадёте,

Вы утонете в болоте.

Не ходите, погодите,

Воротитеся домой!                                   Коты из сказки "Федорино горе"

Кому велено чирикать –

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать –

Не чирикайте!

Не бывать вороне

Коровою,

Не летать лягушатам

Под облаком!                                               Воробей из "Путанницы"

Ты пойди-ка, косолапый,

Крокодила исцарапай,

Разорви его на части,

Вырви солнышко из пасти,

И когда оно опять

Будет на небе сиять,

Малыши твои мохнатые,

Медвежата толстопятые,

Сами к дому прибегут:

"Здравствуй, дедушка, мы тут!"                   Зайчиха в "Краденном солнце"

И мне не надо

Ни мармелада,

Ни шоколада,

А только маленьких

(Да, очень маленьких!)

Детей!                                                                Бармалей из сказки "Бармалей"

Погляди-ка ты на нас:

Мы поломаны, побиты,

Мы помоями облиты,

Загляни-ка ты в кадушку –

И увидишь там лягушку,

Загляни-ка ты в ушат –

Тараканы там кишат.                                      Медный таз из "Федорино горе"

Пришлите ко мне соловья.

Мы сегодня вдвоем

С соловьем

Чудесную песню споем.                                        Свинья "Телефон"

Выйди, солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно –

В поле зернышка не видно!                                     Воробей "Краденное солнце"

  1. Рассмотрев иллюстрации к сказкам,  написать заглавие на листе.
  2. Расшифровав настоящее имя Корнея Ивановича  Чуковского.

Николай                                                Васильевич        

15 10 12 16 13 1 11                            3 1 19 10 13 30 6 3 10 25

Корнейчуков

12 16 18 15 6 11 25 21 12 16 3

2. Лес, полный чудес.

Учитель: Левой тропкой будем идти –

                 Непроходимый лес впереди.

                 Чудище мы нарисуем –

                 Без потерь этот лес минуем.

     Чтобы справиться со всеми темными силами в этом лесу, надо придумать и нарисовать одно чудище.  Его мы назовем Солянка. Кто догадался, почему?

     В одном герое вам нужно собрать как можно больше элементов  героев сказок К.И.Чуковского.    У кого Солянка будет лучше?

Дети рисуют на А4 и вывешивают рисунки. Затем ученики находят "сборные" элементы.

3. Фонтан желаний.

Учитель: Теперь мы отправимся прямо,

                         И нам не пройти фонтана.

                        Исполнить его желание –

                       Для путника – испытание.

                    - А желание такое:

                     Справить день рожденье

                     Мухе – Цокотухе.



Предварительный просмотр:

        



Предварительный просмотр:

Слово о Чуковском.

          Пусть иностранец не ищет в толковом словаре русского языка слов, как "Бармалей", "Айболит", "Мойдодыр"… Он не найдет их там. Но зато каждый из вас объяснит значение этих слов.

          Человека, который придумал такие забавные, завораживающие ребят имена, можно было встретить чаще всего на зеленеющих аллеях небольшого дачного поселка Переделкино,  километрах в двадцати  от Москвы… Он редко бывал один.

Обычно  Корнея Ивановича – очень высокого седого человека, легко и размашисто вышагивающего своими длинными ногами, сопровождали ребятишки со всей округи. Они шли, задрав головы, слева и справа, а некоторые даже забегали вперед и пятились на ходу, чтобы все время видеть своего кумира в лицо. Какие смешные, удивительные истории  узнавали они во время таких прогулок! А с каким уважительным пониманием выслушивал рассказы о всяких школьных делах или торопливые сообщения  малышей знаменитый автор  "Мойдодыра" и "Айболита"!

           Да, это именно он, всегда находившийся в добром расположении духа, придумал  и пустил гулять по белу свету доброго звериного доктора Айболита, само имя которого состоит из восклицаний, как бы невольно срывающихся с уст маленьких пациентов:

            Ай!... Болит!...

           Это он сочинил звучные сказки о Мухе – Цокотухе, о злодее Бармалее, о коварной Мауси, об Акуле – Каракуле и Крокодиле, о неугомонном Бибигоне, о похождениях начальника умывальников, в самом имени которого слышится требовательный приказ неутомимого чистюли:

         Мой  до  дыр!

         Все эти и еще десяток сказок, стихов, упоительных для малышей книжек, сочинил Корней Иванович Чуковский.

         Огромный опыт своих наблюдений, свои теоретические изыскания в области детской речи Чуковский обобщил в широко известной книжке "От 2 до 5". Матери и отцы  слали Чуковскому со всех концов страны записи своих разговоров с детьми, и с каждым изданием книга "От 2 до 5" становилась все полнее и интереснее.

           В Переделкино рядом с дачей Чуковского  стоит небольшой домик – это библиотека Корнея Ивановича. Он с любовью построил её и укомплектовал книгами.  

           Нередко в библиотеке можно было встретить и Корнея Ивановича Чуковского. Он стоял среди маленьких друзей – высокий, седой, с весёлыми молодыми глазами. И дети боялись пропустить хоть одно слово, отвечая звонким смехом на каждую его шутку.

           Поражала  необыкновенная трудоспособность писателя. Ежедневно он вставал в 5 утра и работал весь день. Но к вечеру, после пяти, он непременно выходил  на прогулку, где его встречали ребята, которые спешили к нему, чтобы обменять прочитанную книжку на новую или вместе с ним зажечь  костёр на дачном участке.

           Здесь, по слухам, водился проказливый Бибигон, и каждая дорожка имела свое назначение и свои правила передвижения: по этой можно было скакать только на одной ножке, а по другой ходить лишь задом наперед. Это всем известно и никто -  ни сам хозяин, ни один гость, сколько бы лет ему не было не имел права нарушать законы.

            Человек разнообразнейших интересов и бездонной памяти, он дружил, чуть ли не со всеми передовыми и прославленными людьми искусства, жившими в нашей стране в тот период времени. Он был близким другом великого  художника Ильи Репина, работал с Максимом Горьким, встречался с Владимиром Маяковским, бывал в гостях у Герберта Уэллса, был знаком с Конан – Дойлем.

            Почти все эти имена можно найти в "Чукоккале" – альбоме шуток и лирических записей, куда друзья заносили  зарисовки, стихи.

            Но он не только писатель. Он талантливый переводчик таких книг, как "Робинзон Крузо" Д.Дефо, "Приключения Тома Сойера" М.Твена, Приключения барона Мюнхгаузена" Э. Распэ,  английских народных песенок и др.

А что нам известно о детстве и юности писателя?

            Корней Иванович родился 1 апреля 1882 года в Петербурге. Детство его прошло в городе Одессе, куда вскоре после смерти отца переехали они с матерью и старшей сестрой Марусей. В Одессе мать устроилась на работу прачкой и на свою маленькую зарплату старалась учить своих детей. Она очень боялась, что дети могут остаться  без образования и будут жить в нужде, как она. Но учиться мальчику долго не пришлось. Из гимназии, где учился маленький Чуковский, исключили всех так называемых "кухаркиных детей", в том числе и Корнея Ивановича. Он закончил 4 класса.

           Стал Чуковский работать маляром, жил он на пшенной каше и на хлебе с квасом, но учебу не бросал. Занимался самостоятельно дома после работы и позднее сдал экзамены на аттестат зрелости. Получив аттестат, Чуковский поступает работать в  Одесскую газету, где ему поручают вести работу с английскими телеграммами, позднее он выезжает в Лондон  как корреспондент одной из лондонских газет.

            В 1905 году Корней Иванович возвращается  в Россию и начинает печататься в журналах.

            Детским писателем он стал не сразу. Чуковский получил задание от Горького написать для детей сказки в стихах. В 1916 году он написал свою первую детскую сказку "Крокодил".

Жил да был

Крокодил.

Он по улицам ходил,

Папиросы курил,

По – турецки говорил,

Крокодил, Крокодил, Крокодилович!

                       А за ним- то народ

                      И поет и орет:

                      "Вот урод так урод!

                     Что за нос, что за рот!

                     И откуда такое чудовище?"

           И тогда Корней Иванович убедился, что и в самом деле он детский писатель. Он стал писать и крошечным детям, которые еще не умеют читать, и ребятам постарше, и подросткам, и взрослым, которые с удовольствием читали и читают его прекрасные сказки, стихи и повести.

             



Предварительный просмотр:

Инсценировка

«Муха –Цокотуха»

Ведущий: Муха, Муха, Цокотуха,

                  Позолоченное брюхо!

                  Муха по полю пошла,

                  Муха денежку нашла.

                  Пошла Муха на базар

                  И купила самовар.

Муха-Цокотуха (прилетает):

                 Я Муха-Цокотуха,

                 Позолоченное брюхо,

                 Я сегодня жду гостинца,

                 Я сегодня – именинница!

                Я ходила на базар,

                Я купила самовар.

                Угощу друзей чайком,

                Пусть приходят вечерком.

                Я Муха-Цокотуха,

                Позолоченное брюхо!

                У меня для гостей,

                Много вкусных сластей!

Накрывает стол, ставит угощенье.

                 

Ведущий: Узнали лесные букашки и полетели к Мухе – поздравить её с радостным праздником!

Блошка и пчёлка (вместе):

Здравствуй, Муха – Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Мы со всех родных лугов

Принесли тебе цветов.

Целуют и обнимают Муху-Цокотуху

Пчёлка:                                                                                   Блошка:

Я соседка пчела                                                           Ты прими от Блошки

Тебе мёду принесла!                                                    Вот эти сапожки-

Ах, какой он чистый,                                                   Сапожки не простые,

Сладкий и душистый.                                                  В них застёжки золотые

(Передает Мухе-Цокотухе банку                              (Передает Мухе- Цокотухе

с  мёдом)                                                                      сапожки)

Муха – Цокотуха:

Спасибо, спасибо!..                                                         Спасибо, спасибо!..

Мои дорогие,                                                                   Сапожки на диво!

Садитесь за стол,                                                             Садитесь вот тут:

Самовар готов!                                                                Скоро гости придут.

Муха – Цокотуха усаживает Пчёлку и Блошку за стол.

Ведущий  распахивает окно и в комнату влетает Бабочка

Бабочка:

Я – Бабочка-шалунья,

Веселая летунья.

Порхаю по полям,

По рощам и лугам.

Муха-Цокотуха:     И Вы не устали?

Бабочка:  

Я порхала по цветам

Прилетела в гости к Вам.

Поздравляю!

Поздравляю!

Счастья, радости Вам желаю!        (Целуются)

Ведущий:  Вдруг что-то зашуршало по лестнице, зашелестело за дверью и появился  Таракан.

(Осторожно на цыпочках входит Таракан)

Таракан:

Шшу – шшу – шшу - шшу…

Вот… Вот… Вам цветочки…

Шшу – шшу – шшу - шшу…

Сам собрал их на лужочке.

Таракан передает Мухе-Цокотухе букет.

Муха – Цокотуха:   Прошу, прошу

                                   За стол садиться,

                                   Чайку напиться.

Ведущий:  Распахнулись двери и появились Клоп, Муравей, Кузнечики,

Стрекозы, Жуки.

Муха – Цокотуха:   Ешьте, ешьте, не стесняйтесь,

                                   Угощайтесь, угощайтесь!

                                   Посмотрите, какие

                                   Испекла пироги я!          

Бабочка:                                            Блошка:                        Пчелка:

Очаровательно!                                       Прелестно!                      Чудесно!        

Муха – Цокотуха: Бабочка – красавица.

                                 Кушайте варенье!

                                 Или вам не нравится

                                 Наше угощенье?

Бабочка:                                                                   Таракан ( облизывается ):

                                                                                         

                                                                                                 Просто объеденье    

                                                                                                 Ваше угощенье!                                                                                                                                                                                                          Ваше угощенье –

Просто загляденье!

Гости:  Тут и сливки, и конфеты,                           Пряник мятный, ароматный,

              И чего тут только нету!                              Удивительно приятный!

              Мармеладки, шоколадки,                           Трубки с кремом, пирожки

              И орехи и помадки.                                      И очень вкусные сырки.

Ведущий:   Но что случилось? Какое несчастье! ( Выползает Паук )

                                  ( Гости застывают от ужаса ) .

Паук:  Я злой Паучище.                                 Я за Мухой пришел!

            Длинные ручище!                                Цокотухой пришел!

Муха – Цокотуха:  

Дорогие гости, помогите!                                         И поила я вас,

Паука – злодея прогоните!                                       Не покиньте меня

  И кормила я вас.                                                      В мой последний час!

Ведущий:   Все козявочки гурьбой

                     Так и кинулися в бой.

Паук:  Я не только Мух                                         Я злой Паучище,

            Съем в единый дух.                                    Длинные ручищи!

            Я и пчел, и комаров –                                 Я всех Мух погублю

            Всех попробовать готов,                            В паутину их ловлю!

            Всех съесть готов! Ха – Ха!

Ведущий:  Вдруг откуда – то летит

                   Маленький Комарик!

                   И в руке его горит

                   Маленький фонарик.

Комар:  Я – Комар – храбрец,                                Не боюсь его костей.              

               Удалой молодец!                                       Паука я не боюсь.

               Где Паук? Где злодей?                             С Пауком я сражусь.

 Комар борется с Пауком и бросает его на пол. Паук уползает.

Комар:                                                           Муха – Цокотуха:

Я тебя освободил.                                                 Освободил!

Комар:    А теперь, душа – девица,

                Будем вместе веселиться!

Муха – Цокотуха:                                              Комар:

Я Муха – Цокотуха,                                           Эй, усатый Таракан!

Позолоченное брюхо.                                        Ты садись на барабан!

Ты меня от смерти спас.                                    Эй. Жуки – трубачи.

Прилетел ты в добрый час!..                             Кузнечики – скрипачи.

                                                                             Вы скорее начинайте,

                                                                             Веселее нам играйте!

Все:  Бом! Бом! Бом!                                             Стрекоза- щеголиха

         Пляшет Муха с Комаром.                            С Муравьем танцует лихо,

         А за ней Клоп. Клоп.                                    Сам усатый Таракан

         Сапогами топ. Топ!                                       Громко бьет в барабан.

         Та-ра-ра! Та-ра-ра!                                       Пляшет Бабочка- Шалунья,

         Заплясала мошка.                                         Машет крылышком игрунья,

         Веселится народ-                                          пчелка с Блошкой обнялись,

         Пляшет, песни поет.                                     Словно ветер понеслись.

         Хвалит смелого, лихого.                              Нынче Муха - Цокотуха

         Удалого Комара!                                           Именинница.

                                      Все пляшут и веселятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Добрый мир сказок К. И. Чуковского"

Урок внеклассного чтения в 1 классе «Добрый мир сказок К.И.Чуковского» поможет расширить знания ребят о творческом наследии К. И. Чуковского, вызвать интерес ребят к пр...

Воспитание нравственных качеств учащихся на примере изучения сказок К. И. Чуковского

В этой работе я рассматриваю влияние сказок К.И.Чуковского на детские души....

Игровое занятие в ГПД. Путешествие по страницам сказок К.И.Чуковского и В.Г.Сутеева

Игровое занятие в группе продленного дня. Материал также можно использовать на уроках внеклассного чтения и курсах внеурочной деятельности по литературному чтению....

Презентация на тему: "Мир сказок К.И. Чуковского"

Данная презентация будет полезна воспитетелям группы продленного дня, а также учителям начальных классов для подготовки к занятиям, посвященным творчеству К.И. Чуковского....

Игровое занятие в ГПД. Путешествие по страницам сказок К.И.Чуковского и В.Г.Сутеева

Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию реб...

Конспект мини-викторины «По страницам сказок К.И. Чуковского» для среднего возраста

Подробный конспект с целью, средствами, способами и разнообразными интересными заданиями для детей. которые помогут закрепить представления о сказках с помощью картинок. предметов. загадок. иллюстраци...