Воспитание нравственных качеств учащихся на примере изучения сказок К. И. Чуковского
статья (1 класс) на тему

В этой работе я рассматриваю влияние сказок К.И.Чуковского на детские души.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ СОШ с углубленным изучение иностранных языков № 1291

               

 

Воспитание нравственных качеств учащихся на примере изучения сказок К. И. Чуковского

   

        

Москва


Внимание учёных и практиков к проблеме нравственного воспитания вообще и подрастающего поколения в особенности всегда было неослабевающим.

Нравственное воспитание – многосторонний процесс формирования принципов и норм поведения, охватывающих отношение людей друг к другу и обществу.

Мы будем рассматривать этот процесс в складывающемся коллективе  первоклассников.

Нравственные принципы складываются постепенно, в ежедневных контактах детей с воспитателем и между собой.

Литература всегда была тем необходимым инструментом, который   помогал выработать систему нравственных взглядов на происходящее вокруг нас.

 При помощи произведений детской литературы воспитатель осуществляет формирование норм поведения детей в новой для них школьной жизни.  

Самые лучшие детские писатели в своих рассказах, сказках, повестях и стихах не навязчиво показывают детям примеры поведения героев, предлагая как бы побывать на их месте, задуматься о мотивах и последствиях поступках.

Первыми произведения, с которыми я познакомила детей, стали бессмертные сказки в стихах К.И.Чуковского. В них забавные герои – букашки, животные, щётки, чайники – учат детей заботе, доброте, храбрости, щедрости, высмеивают трусость, жадность, нерадивость, неблагодарность.

Наверное, нет семьи, где есть маленькие дети, в которой нет хотя бы одной книги Чуковского.

Но, проводя предварительную беседу перед чтением произведений этого мастера, я с удивлением и сожалением узнала, что только трое из всей группы помнят эти сказки. Тем важнее для меня начать это знакомство.

Первая сказка – «Муха-Цокотуха» – вызвала много положительных эмоций: дети начали вспоминать и повторять запомнившиеся строки. Затем прошла беседа по вопросам:

– Что сделала Муха после того, как нашла денежку? (купила самовар)

– А почему она купила самовар, а не маленький чайник? (она хотела пригласить друзей)

– Значит, она какая? (добрая, дружелюбная, щедрая)

Далее шло разъяснение этих понятий, затем приводились примеры из жизни семьи, класса, иллюстрирующие эти понятия.

– Как вела себя Муха с гостями? (она всех угощала, всем старалась угодить)

Знакомство с понятием «хлебосольная».

– А как назвать человека, который ни  с кем не любит делиться? (жадный, скупой)

– Что сделали гости, когда Муху поймал Паук? (попрятались, разбежались)

– Как можно такое поведение назвать? (трусость)

– А вас когда-нибудь бросали в беде?

Дети вспоминают случаи из жизни, сравнивая поведение своих знакомых с поведением Мухиных гостей.

– А как бы поступили вы? (защитили бы Муху, ведь она их кормила и просила о помощи)

– Какими словами мы можем описать поступок Комара? (это смелый поступок, он спас Муху, хотя сам не очень сильный)

Эта сказка учит нас, ребята, быть добрыми, как Муха, смелыми, как Комар, и не бросать никого в беде.

Далее мы с детьми прочитали сказки «Тараканище» (беседа о трусости и страхе), «Мойдодыр» (воспитание чистоплотности и аккуратности), «Краденое солнце» (борьба добра со злом, наказание зла) «Телефон» (беседа о правилах вежливого телефонного разговора), «Федорино горе» (как поддерживать порядок в доме, в классе, на своем рабочем месте), «Айболит» (воспитание доброты, отзывчивости, сострадания, заботы о других, любви к своей профессии), «Бармалей» (беседа о послушании – надо прислушиваться к запретам взрослых; надо вступать в борьбу со злом).

Конечно, дети, приобретая нравственные знания, не могу сразу правильно ими воспользоваться, но при многократном повторении эти знания перейдут в желание поступать соответственно нормам этики. А дети получают представление об этичном поведении впервые из сказок, пословиц, басен и других произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализуем стандарты нового поколения. Воспитание нравственных качеств личности в учебной деятельности

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой и...

«Учебно-воспитательный процесс как средство воспитания нравственных качеств личности младших школьников»

Возможности учебно-воспитательного процесса как средства  воспитания нравственных качеств личности младших школьников....

Воспитание нравственных качеств личности в младшем школьном возрасте.

В данной статье рассматриваются аспекты воспитательного процесса с точки зрения развития нравственных качеств личности младших школьников...

«Формирование сплоченности коллектива через воспитание нравственных качеств учащихся младших классов»

«Формирование сплоченности коллектива через воспитание нравственных качеств учащихся младших классов»...

Рабочая программа по курсу «Воспитание нравственных качеств» Уроки нравственности или «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»

Программа по курсу "Воспитание нравственных качеств" поможет воспитывать у младших школьников нравственные чувства и знание этики....

Мастер-класс «Проблемная ситуация как средство формирования духовно-нравственных качеств личности в процессе изучения литературы».

Тема моего мастер-класса «Проблемная ситуация как средство формирования духовно-нравственных качеств личности в процессе изучения литературы». Элементами проблемного обучения является проб...