Рабочая программа по курсу «Воспитание нравственных качеств» Уроки нравственности или «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»
рабочая программа

Шестернина Лилия Валентиновна

Программа по курсу "Воспитание нравственных качеств" поможет воспитывать у младших школьников нравственные чувства и знание этики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_nravstvennosti.docx45.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Средняя общеобразовательная школа № 20

РАССМОТРЕНО

Школьным методическим объединением

Руководитель

___________/____________/

Протокол №_____от__________

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/___________

«____»_________ 20___

ПРИНЯТО

Педагогическим советом школы

Протокол №____от______

УТВЕРЖДАЮ

Директор    МБОУ                СОШ № 20

___________/_________

Приказ №_____от_________

Рабочая программа

по курсу «Воспитание нравственных качеств»

Уроки нравственности или

 «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»

_____________________________________________

(название предмета)

в соответствии с требованиями ФГОС НОО

на 2019 – 2020 учебный год

1 -4  Класс

       

             Автор-составитель:

              Фамилия Шестернина

                                                                                                          Имя        Лилия

              Отчество Валентиновна  

                                                      учитель начальных классов ,              

высшей категории

                     

Темиртау

2019

        Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Уроки нравственности или

 ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета………………………………….

2.Содержание учебного предмета…………………………………………………………..

3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоения каждой темы………………………………………………………………………………………………

         

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные

В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

  • Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
  • На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
  • Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
  • Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
  • Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
  • Быть сострадательными к чужому горю.
  • . Не обижать животных и птиц.
  • Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
  • Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

Учащиеся должны знать:

  • Ранее изученные заповеди и афоризмы.
  • Каким должен быть воспитанный человек.
  • Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
  • Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждение своих нравственных убеждений.
  • Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
  • Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

Метапредметные

Регулятивные УУД

  • Выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
  • Применять правилами этикета в повседневной жизни.
  • Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
  • Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
  • Регулировать своё поведение, эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, станет уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим.
  • Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

Познавательные УУД:

  • Самостоятельно узнавать новые правила этикета.
  • Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
  • С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.

Коммуникативные УУД:

  • Анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
  • Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).
  • Создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
  • Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

Личностные результаты:

У учащегося будут сформированы:

  • положительное отношение к такой науке, как этикет;
  •  общее представление о правилах этикета, о моральных нормах поведения;
  •  навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; соблюдение правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в любой деятельности в значительной мере зависит от самого человека, от его образованности и воспитанности.
  • Учащийся получит возможность для формирования:
  •  положительного отношения науке «этикет»;
  •  понимания значения правил этикета в жизни человека;
  • первоначальной ориентации на оценку результатов собственной деятельности;

        2.     Содержание учебного предмета

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов  приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов  получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между

собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов  получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

Содержание курса (1 класс):

1 раздел (2ч.) Я и школа. Знакомство с правилами школы. Воспитание ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным принадлежностям.

2 раздел (13ч.) Я и окружающие. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке.

 3 раздел (3ч.) Я и семья. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки.

4 раздел (7ч.) Я и природа. Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций.

 5 раздел (5ч.) Я и книга. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей.

6 раздел (3ч.) Я и здоровье. Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни.

Содержание курса (2 класс):

1 раздел (1ч.) Я и школа. Знакомство с правилами школы. Воспитание ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным принадлежностям.

2 раздел (18ч.) Я и окружающие. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке.

 3 раздел (2ч.) Я и семья. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки.

4 раздел (8ч.) Я и природа. Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций.

 5 раздел (10ч.) Я и книга. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей.

6 раздел (3ч.) Я и здоровье. Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни.

7 раздел (2ч.) Я и животные. Привить любовь и заботу к братьям нашим меньшим.

1 раздел (10ч.) Я и окружающие. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке.

 2 раздел (1ч.) Я и семья. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки.

3 раздел (6ч.) Я и природа. Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций.

4 раздел (10ч.) Я и книга. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей.

5 раздел (3ч.) Я и здоровье. Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни.

6 раздел (4ч.) Я и животные. Привить любовь и заботу к братьям нашим меньшим.

Содержание курса (4 класс):

1 раздел (1ч.) Я и школа. Знакомство с правилами школы. Воспитание ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным принадлежностям.

2 раздел (17ч.) Я и окружающие. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке.

 3 раздел (2ч.) Я и семья. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки.

4 раздел (6ч.) Я и природа. Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций.

 5 раздел (3ч.) Я и книга. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей.

6 раздел (4ч.) Я и здоровье. Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни.

7 раздел (1ч.) Я и животные. Привить любовь и заботу к братьям нашим меньшим.

Тематическое планирование с указанием количества часов на освоения каждой темы

1класс

п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Здравствуй, школа!

 1

2

Вот и стали мы учениками…

 1

3

Учимся работать в команде

1

4

О хорошем и плохом

1

5

Клуб «Выручайка»

1

6

О дружбе

1

7

«Здравствуй!»

1

8

«Здравствуй!»

1

9

Венок осени

1

10

Профессий много есть на свете

1

11

В мире любимых сказок

1

12

Учимся приходить на помощь

1

13

О рабочих руках и трудолюбии

1

14

Зайкина избушка

1

15

Учимся вежливости

1

16

Новогодняя сказка

1

17

Познакомьтесь: это я!

1

18

Снегурочка

1

19

Сказка о солнечном зайчике

1

20

Учимся быть добрыми

1

21

По страницам русской народной сказки «Лиса и Волк»

1

22

Когда люди радуются

1

23

Я расту!

1

24

Поезд везёт подарки мамам

1

25

Сказка о веселой пчеле

1

26

Клуб любителей природы

1

27

Как у зайчика зуб болел

1

28

Приглашаем в гости

1

29

 В городе Лекарственных растений

1

30

Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается

1

31

На пороге лета

1

32

О рыбалке

1

33

К.И. Чуковский и его произведения

1

34

«Краденое солнце»

1

 

Тематическое планирование с указанием количества часов на освоения каждой темы

2класс

п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

 О культуре поведения в школе

 1

2

 Под крышей дома моего

1

3

Времена года

1

4

Отправляемся в путешествие

1

5

Узнай меня!

1

6

Не надо больше ссорится…

1

7

Учимся дружить

1

8

Белый пёс в сиреневый цветочек

1

9

Учимся обсуждать проблему

1

10

Во саду ли, в огороде

1

11

Слушаем сказку

1

12

Поговорим о собаках

1

13

«Тише, пожалуйста!»

1

14

Занимательный журнал «Имена»

1

15

Колечко красоты

1

16

«Девочка и разбойник»

1

17

Экскурсия в медицинский кабинет

1

18

Зима в лесу

1

19

По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка»

1

20

Для чего нужны нам глазки

1

21

И снова сказка

1

22

Лепим снеговика

1

23

Давайте, друзья потолкуем о маме…

1

24

Цветик – семицветик

1

25

Волшебники и волшебные предметы

1

26

Животные с книжных страниц

1

27

Спешим на помощь Бабке Ёжке

1

28

День космонавтики

1

29

Тропинка

1

30

Ох уж этот ветер!...

1

31

Сказочные фанты

1

32

И снова сказочные фанты

1

33

Школа насекомых

1

34

Лето в загадках

1

Тематическое планирование с указанием количества часов на освоения каждой темы

3 класс

п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Путешествие в сказку

 1

2

И снова об осени…

 1

3

О себе, о дружбе, о друзьях…

1

4

О добре и зле

1

5

Посылка от сказочных героев

1

6

Письмо дедушки Морфея

1

7

Эдуард Успенский

1

8

Выглянуло солнышко…

1

9

О кошках и собаках

1

10

«У камина»

1

11

Клуб «Выручайка»

1

12

Слушаем сказку

1

13

О животном не очень приятном

1

14

В гости к друзьям из Простоквашино

1

15

Что за праздник без цветов…

1

16

В мире профессий

1

17

Наши страхи

1

18

Что такое зима?

1

19

Знаменитые малыши. Незнайка

1

20

Экзотические животные

1

21

Зимушка – зима. Зимние забавы

1

22

Да здравствуют книги!

1

23

Роза для мамы

1

24

Принцессы Шарля Перро

1

25

Клуб «Белая ворона»

1

26

Бабочек весёлый хоровод

1

27

Театр кошек Юрия Куклачева

1

28

Учимся работать в микрогруппе.

1

29

Фея Фантаста

1

30

Хлеб - наше богатство

1

31

Берегите время!

1

32

Цветочная карусель

1

33

В гостях у белочки

1

34

«Ромашка»

1

Тематическое планирование с указанием количества часов на освоения каждой темы

4класс

п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

С днем знаний!

 1

2

Осенняя сказка

 1

3

Расскажи нам о себе

1

4

Семейный калейдоскоп

5

И это тоже я!

1

6

О профессиях и трудолюбии

1

7

В который раз о дружбе…

1

8

1

9

Мы- за здоровый образ жизни!

1

10

Как выбирать друзей

1

11

О режиме дня

1

12

Экологическая карусель

1

13

Берегите книгу

1

14

О рыцарстве

1

15

День рождения старой ели

1

16

Будь здоров!

1

17

Станем друзьями природы

1

18

О совести

1

19

Учимся быть щедрыми

1

20

Путешествие капельки

1

21

Настроение

1

22

На экономической волне

1

23

Секреты здоровья

1

24

Кошки

1

25

Приглашение к разговору

1

26

Полюбуйся, весна наступает…

1

27

Наши бабушки

1

28

Игры в самих себя

1

29

Сказки Г.Х.Андерсена

1

30

Учимся шутить

1

31

Сказочная путаница

1

32

Живи, не требуя награды…

1

33

Здравствуй, первый листок!

1

34

Покуда сердца стучатся..

1

Материально-техническое обеспечение программы

        

№п/п

Методическая литература для учителя

Литература для учащихся

Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 1, 2, 3, 4 класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2014

Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Рабочая тетрадь. 2 части.1, 2, 3, 4 класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2017

Классные часы на темы этикета (тематические занятия, ролевые игры, тренинги) 1-4 классы: методическое пособие/ Авт. – сост. А. Д. Агафонова. – М. : Издательство «Глобус», 2009.

Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005

Компьютерные и информационно- коммуникативные средства.

Диски с музыкальными произведениями, аудиокассеты видеофильмы, презентации, произведения фольклора; набор лоскутов, ниток, пуговиц, иголок для практической работы с одеждой.

   Интернет - ресурсы

1.ФГОС Примерная программа воспитания и социализации обучающихся http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=958

2. Сайт uroki.net для классного руководителя http://www.uroki.net/docklruk.htm

3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Внеклассная работа. http://festival.1september.ru/subjects/20/ 

4. Журнал «Начальная школа» http://www.n-shkola.ru/ 

5.Газета «Начальная школа» http://nsc.1september.ru/index.php?year=2010&num=08


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо" и тематическое планирование....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Уроки нравственности или что такое хорошо и что такое плохо"

Календарно-тематическое планирование курса "Воспитание нравственных качеств"....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо"

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо» для 1-4 классовБазовый уров...

Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности или "Что такое хорошо и что такое плохо"

Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным станд...

Внеурочное занятие по курсу «Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо»

Создание условий для  формирования нравственных ценностей, представлений учащихся о добре и зле....