разработка урока чтения во 2 классе
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Бирюкова Валентина Ивановна

Урок разработан по учебнику Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой "Маленькая дверь в большой мир" На уроке ведётся работа над отрывком из былины" Илья Муромец и Святогор"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ   УРОК

ПО ЧТЕНИЮ

2 КЛАСС

                                                                                                                            Учитель: Бирюкова В. И.

Учебник: «Маленькая дверь в большой мир» 2 класс.

               Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев.

                                                      Гимназия № 2

                                                        2010г.


ЧТЕНИЕ.

Тема: Чтение отрывка из былины «Илья Муромец и Святогор». Цель:

  1. Познакомить с новым фольклорным жанром -былина.
  2. Совершенствование техники правильного чтения вслух.
  3. Создавать условия для эстетического и эмоционального переживания прочитанного.
  4. Обучать элементам литературного анализа текста.
  5. Воспитывать доброту, великодушие, дружеское отношение друг к другу.

Оборудование:

Картина «Три богатыря», карточки с архаизмами из былины, рисунки богатыря и сказителя, музыкальной инструмент гусли.


ПЛАН.

I. Организационный момент.

Приветствуем гостей. Тренируем свой речевой аппарат. Скороговорки.

«От топота копыт пыль по полю летит». «Проворонила ворона вороненка». «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

П. Проверка домашнего задания.

Посмотрите внимательного на этот рисунок ( вывешиваю рисунок богатыря).

  • Как вы думаете на кого похож этот мужчина? ( на богатыря)
  • Каких элементов одежды не хватает этому богатырю? ( вокруг рисунки шлема, шапки, кольчуги, копья, револьвера, колчана со стрелами)
  • Выберите из этих вещей те, что носили древние богатыри.
  • На кого теперь похож наш богатырь? (На Илью Муромца)
  • Так что вы читали дома?

Чтение отрывков из сказки об Илье Муромце.

  • Прочитайте из сказки тот момент, где Илья подыскивает себе богатырское снаряжение.
  • Какой наказ дали отец с матерью Илье, когда он поехал служить к князю Владимиру?
  • Теперь найдите и прочитайте какой наказ дали странники Илье.
  • Почему странники не советовали Илье бороться со Святогором-богатырем?
  • Что значит «его земля через силу носит?»

III. Работа над былиной.

  • Теперь откройте книгу на стр. 184.
  • Прочитайте, что мы сегодня будем читать? (на доске)

Былина. «Илья Муромец и Святогор».

  • Всю ли былину мы будем читать?
  • Вспомните: что такое былина? Как ее называли в старину? (старина)

-        Посмотрите на рисунок и скажите о чем, по вашему мнению, мы будем читать?

1)Чтение былины учителем.

( Вывешиваю рисунок сказителя и показываю гусли). Былину рассказывали нараспев под гусли сказители. Чтение.

2) Вопросы после прослушивания:

  • Как встретились Илья Муромец и Святогор?
  • Что произошло?
  • Чем закончилась эта встреча?

Физкультминутка. Мы входиv с вами в лес. Сколько здесь вокруг чудес. Посмотрели вправо, влево. Наклонились и присели. Заниматься тихо сели.

IV. Чтение былины учениками с комментированием и словарной работой.

-        Теперь вы попробуете прочитать былину по частям.

I        часть - до слов «Рассердился туту старый казак.»

  • Что подумал Илья увидев Святогора?
  • Каким голосом крикнул Илья Святогору?
  • Зычный голос- как это поняли?
  • Когда произошла встреча Ильи со Святогором?
  • Сразу как он поехал служить к князю Владимиру? ( нет позже, слова в былине: «старый казак».)

II        часть - до слов: «По святым горам Араратскиим...»

  • Как Илья решил разбудить Святогора?
  • Что из этого вышло?

-* Каким был Святогор, если смог положить Илью с конем в карман?

-        Прочитайте сноску: (словарная работа)

Шелепуга- кнут 40 пудов= 640 кг

III часть- до слов: «Тут Святогор богатырь да опомнился...»

  • Почему на III день конь Святогора начал спотыкаться?
  • Прочитайте сноску ( словарная работа)

Сыть- еда

IV часть до слов: « Говорит Илья да таковы слова...»

-        Что спросил Святогор у Ильи? Что такое орда? (словарная работа)

Орда- вражеское войско


      -Что предложил Святогор Илье?

  • Что значит попробуем мы силу богатырскую?

V часть до конца.

  • Почему Илья не стал сражаться со Святогором?
  • Что значит побрататься? ( заключить союз, стать братьями)

Физкультминутка.

V.        Работа над языком былины.

  • Интересно было слушать и читать былину?
  • А теперь проверим почувствовали ли вы язык былины. В ней много архаизмов- старых слов.
  • Назовите их. ( все слова из словарной работы; гой, еси) Почему в некоторых словах есть двойная гласная?

( Былину исполняли нараспев, наличие долгой гласной это доказывает)

  • Найдите и прочитайте обращение богатырей друг к другу.
  • Как относятся богатыри друг к другу? (уважительно, вот и нам нужно брать пример с этих богатырей).
  • В былине есть обращение коня Святогора к хозяину?
  • Какое значение вносит суффикс? Почему былину нелегко читать?
  • Мы прочитали в былине о русских богатырях, а кто является нашим Башкирским богатырем (Салават)?

VI.        Повторное чтение былины.

Былину нелегко читать. Давайте поучимся это делать и правильно ставить ударение.

VII.        Итог.

  • С    каким    жанром    устного    народного    творчества    мы познакомились?
  • С кем мы сегодня познакомились?

VIII.        Домашнее задание.

Читать выразительно былину. Отвечать на вопросы.



Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ   УРОК

ПО МАТЕМАТИКЕ

2 КЛАСС

Учебник:  «Математика» . 2класс Л.Г.Петерсон.

         Учитель: Бирюкова В.И.

Гимназия № 2

2010г

 

Тема: Обратные операции

Цель:  1) Сформировать представление об обратных операциях,

способность в простейших случаях находить операцию, обратную данной.

  1. Тренировать способность к сложению и вычитанию трехзначных чисел, анализу и решению текстовых задач, счету через 2,3.
  2. Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу.

Оборудование: Таблицы, блюдце и чашка, карандаш.

                                      План.

I.Организационный момент.

Сегодня, ребята, на наш обычный урок пришли гости. Как вежливые люди поприветствуем их и широко улыбнемся.

П. Актуализация знаний .

1)А теперь покажем как мы умеем быстро считать и вычислять. Вспомним счет 2. Теперь кто сосчитает 3.

-        Теперь внимательно смотрим на доску.

2) 800+118=        540-5=        299+8=
540+9=                                    804-400=                                          140+205=

-        Решаем примеры по цепочке, в тетради записываем только ответы. 918, 549, 535,404,307, 345

-Мы не просто решили примеры, мы вычислили длину рек. (Вывешиваю таблицу).

         Река Белая (Агидель)- 1430 км

         Ее притоки ::

          Уфа-918

          Ай- 549

          Дема- 535

          Юрюзань- 404

          Большой Инзер- 307

          Быстрый Таныш- 345

 У реки Белой всего 11 притоков.

3)        А теперь концентрируем (тренируем) зрительную память. Записываем
разрядную сетку (сотни, десятки, единицы).

На световом табло:

  • двести четыре 204
  •  двести сорок 240
  •  двадцать четыре 24
  • триста сорок два 342

Проверяем по таблице в разных счетных единицах, в разных единицах измерения, разрядных слагаемых.

Теперь расположите эти числа в порядке возрастания, пропустите клетку и запишите эти же числа в порядке убывания.

III.        Постановка проблемы.

-Какую операцию вы произвели вначале с числами?

А теперь нам надо решить проблему как же назвать вторую операцию, которую мы сделали с числами?

(Дети  называют свои предложения.  Могут  и  назвать обратная операция.)

  • Это и будет темой сегодняшнего урока.
  • Но наша проблема еще в том, что же будет называться обратной операцией.
  • Посмотрите на нашу девочку Точку.
  • Какую операцию она произвела у себя на голове? (завязала бант)
  • Как сделать обратную операцию.

IV.        Вывод.

Сделайте вывод, что же такое обратная операция? (объект и результат меняются местами).

-        Чтение вывода по учебнику. ( Стр.4 )

V.        Физкультминутка.

Мы входим с вами в лес. Сколько здесь вокруг чудес! Посмотрели вправо, влево. Наклонились и присели, Заниматься тихо сели.

VI.        Первичное закрепление.

-        Посмотрите на стол учителя. У меня есть объект операции блюдце с чашкой. Произведите операцию: налейте воду в блюдце (1 человек у доски).

Теперь произведите обратную операцию.

Что сделали- поменяли объект и результат местами.

  • Теперь я произведу операцию (беру и ломаю карандаш).
  • Выполните обратную операцию.

Значит, есть операции, у которых нельзя произвести обратную. Посмотрите на наш класс на нашу мебель и скажите: Какие операции не будут иметь обратных. ( Если мы сломаем мебель).

-        Значит надо бережно относится к школьному имуществу.

VП.Самостоятельная работа.

  • Теперь открыли учебники на странице 5.
  • Выполняем в учебнике № 4- самостоятельно.
  • Через 2 минуты проверяем самостоятельную работу по таблицам

                               0Добавить о

             

                 Убрать о

                             +4

3236

                              -4

                    Приписать «А»                                                          -3

домдома  15 12          

                    убрать «А»                                                                +3

- Посмотрите на операции прибавления и вычитания чисел. Что можно сказать о них? (обратные)

Вывод.

-        Прочитайте вывод стр. 5 в учебнике. Докажем, что + и - обратные операции. VШ. Решение примеров у доски.

Вызываю к доске 2-3 человека (по времени) и решаем примеры столбиком и обратно.

547+194        802-356        914-838

(Ставлю оценки)

Физкультминутка.

Делаем упражнения на расслабление позвоночника.

  • наклоны головы
  • повороты головы (медленно)
  • привязываем шарик и повороты туловища.

Настраиваем внимание на решение задач.

Задачи (устно)

  1. В одном аквариуме 4 рыбки, а в другом ни одной. Сколько рыбок в двух аквариумах?
  2. Сколько рогов у двух коров?
  3. Сколько концов у одной палки? А у двух?
  4. Двое играли в шашки 4 часа. Сколько часов играл каждый?
  5. На столе 4 яблока. Одно разрезали пополам. Сколько яблок на столе?

IХ. Решение задачи.

-Мы настроили свое внимание и решаем задачу. Стр.5 № 7

-Составляем задачу стр5 № 7

-Что мы знаем?

-Что нужно узнать в задаче?

-Пишем задача, чертим схему (по времени на уроке)

1 человек идет к доске и записывает решение задачи и ответ, (оценка)

-Теперь составьте обратную задачу.

(По времени) Записываем и решаем обратную задачу.

Х.Домашнее задание Стр.5 № 8(a)

Х1.Итог урока.

Какую фигуру надо поставить?

?


Как называются эти операции по сбору

Что мы сегодня узнали на уроке?

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока чтения 1 класс.Развивающая система Л.В.Занкова

Предмет: чтениеПрограмма: развивающая система Л.В.ЗанковаКласс: первыйТема: Звуки [в][в]. Буква В в.Данный урок тридцать первый  в системе уроков по предмету, первый по данной теме.Тип урока: отк...

Методическая разработка по чтению (3 класс) по теме: Интегрированный урок ( чтение + ИЗО) по басням И.А.Крылова

Обобщающий урок по творчеству И.А.КрыловаТема урока:     "Басни И.А. Крылова"Цель:показать нравоучение, мораль басен Крылова;проверить знание басен;учить выразительному чтению басен, ин...

Разработка урока чтения 3 класс. Тема Е. Чарушин "Кабан"

Конспект урока по изучению проиведения Е. Чарушина "Кабан"....

Методическая разработка урока чтения 6 класс обучающхся с ОВЗ.

Цель: выразительное чтение стихотворения В.А.Жковского «Жаворонок»Задачи:- формирование умения выразительно читать стихотворение  В.А.Жуковского «Жаворонок»;- возбудить ин...

Разработка урока чтения. 2 класс.

Урок литературного чтения во 2 классе на тему " О братьях наших меньших"...

Разработка урока чтения. 2 класс. Тема: «Русская народная сказка «Два Мороза». Характеристика героев»

Урок направлен на создание условия для формирования умения анализировать поступки главных героев  с целью составления  характеристики и выявления мотивов поступков; аргументировать сво...