Главные вкладки

    Разработка урока чтения и развития речи в 3 классе "В. Бианки. Ёж-спаситель"
    план-конспект урока чтения (3 класс) по теме

    Лаптева Надежда Валерьевна

    Цель: познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки и с его произведением «Ёж-спаситель». Задачи: 1. Формировать умения учащихся выразительно читать, соблюдая знаки препинания. 2. Корригировать и развивать интонации путем выразительного чтения; развитие навыка устной речи путём полного и точного ответа на вопросы учителя; развитие внимания путём выборочного чтения, выделения главного; развитие мышления на основе составления рассказа; развитие умения сравнивать, наблюдать, делать выводы. 3. Воспитывать любовь к природе, умение видеть её красоту, бережное отношение к природе и её обитателям. Оборудование: портрет писателя, библиотечка книг В.В. Бианки, CD с записью “Голоса леса”, «Лесная газета», магнитофон, рисунки лисицы, карточки со словами: орнитолог, зафуфукал, зигзаги, засеменил, опомнилась.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v._bianki._yozh-spasitel.docx481.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтение

    Тема: В. Бианки. Ёж-спаситель

    Цель: познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки и с его произведением «Ёж-спаситель».

    Задачи:

    1. Формировать умения учащихся выразительно читать, соблюдая знаки препинания.

    2. Корригировать и развивать интонации путем выразительного чтения; развитие навыка устной речи путём полного и точного ответа на вопросы учителя; развитие внимания путём выборочного чтения, выделения главного; развитие мышления на основе составления рассказа; развитие умения сравнивать, наблюдать, делать выводы.

    3. Воспитывать  любовь к природе, умение видеть её красоту, бережное отношение к природе и её обитателям.

    Оборудование: портрет писателя, библиотечка книг В.В. Бианки, CD с записью “Голоса леса”, «Лесная газета», магнитофон, рисунки лисицы, карточки со словами: орнитолог, зафуфукал, зигзаги, засеменил, опомнилась.

    Ход урока

    1. Организация начала урока.

    -подготовка к уроку;

    -доклад дежурного;

    -психологический настрой.

    Встали тихо, замолчали,

    Всё, что нужно, вы достали.

    Приготовились к уроку,

    В нём иначе нету проку.

    Здравствуйте, садитесь,

    Больше не вертитесь.

    Мы урок начнем сейчас,

    Интересен он для вас.

    Слушай всё внимательно,

    Поймешь всё обязательно.

    1. Речевая разминка

    2.1. Артикуляционная гимнастика

       "Окошко"

    широко открыть рот — "жарко"

    закрыть рот — "холодно"

            "Чистим, зубки"

    улыбнуться, открыть рот

    кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

            "Месим тесто"

    улыбнуться

    пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..."

    покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

            "Чашечка"

    улыбнуться

    широко открыть рот

    высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

            "Дудочка"

    с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

            "Заборчик"

    улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

    2.2. Работа над скороговоркой.

       Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой.

       

    1. Проверка дом. задания

    4.  Формулировка  темы урока

    Найдите в квадрате слово, состоящее из 2 букв. (Ёж) Это слово много      раз будет звучать сегодня на уроке.

             – Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с миром животных.

    Вспомните авторов рассказов о животных и заполните таблицу, работая в группе. Помните о правилах работы в группе. (Не шуми, не перебивай, учись слушать и высказывать своё мнение)

    – А приглашает нас в путешествие детский писатель Виталий Валентинович Бианки. Вам знаком этот писатель? Сегодня мы пополним знания о нём и его творчестве.

     

    5.Основная часть

        5.1 Вступительное слово учителя

        5.2. Рассказ детей  о писателе

    Учитель: “Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки”.

    2 ученик: “Родился он в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе.

    3 ученик:  (Из дневника В. Бианки): “Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травинку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей”.

    4 ученик: Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл “сказки – не сказки”. Герои Бианки живут своей обычной, “природной” жизнью, но при этом говорят “человечьим  языком”. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь Природы.

    Учитель: Какие произведения Бианки вы знаете? Назовите. Перед вами выставка книг этого автора. Художником почти во всех книгах является Чарушин. Знаменитую «Лесную газету» читают и слушают дети и взрослые уже много лет. Я предлагаю вам послушать отрывок из этого произведения. ( Аудиозапись)

     5.3. Подготовка к чтению произведения

    – Вы готовы отправиться в путешествие? Закройте глаза, прислушайтесь. (звучит запись “Звуки леса”).

    – Куда это мы попали? (В лес)

    – Зачем люди ходят в лес?

    – Вот и мы с вами отправимся в лес, но не только за грибами и ягодами, а ещё понаблюдать за жизнью его обитателей.

    – Прочитайте название произведения (“Ёж - спаситель”).

    – Ребята, как вы понимаете смысл слова “спаситель”? (В словаре В. Ожегова это слово объясняется так: тот, кто спас кого-то или что-то)

    – За что же ежа так могли назвать? Я думаю, ответ мы найдём в произведении.

       

    5.4.Знакомство с произведением

    а) Чтение учителем

    б) Первичное восприятие

    О ком рассказ?

    Как звали девочку?

    Где происходит действие?

       в) Чтение учащимися

        -Самостоятельное: жужжащее чтение, по-цепочке.

    г) Беседа по содержанию

    – Какое чувство вызвало у вас произведение? (Чувство страха за Машу, жалость).

    – Почему? (Гадюка могла укусить, ёжик уколол)

    – Какого жанра произведение? Докажите.

    – Почему так озаглавлен рассказ? Объясните.

     

    Словарная работа

    Какие непонятные слова вам встретились в тексте?

    Зафуфукал (запыхтел, засопел)

    Зигзаги (кривые линии)

    Засеменил (пошёл быстро-быстро маленькими шажками)

    Опомнилась (прийти в сознание, вернуть себе самообладание)

    д) Работа в тетради

    Запишите словарные слова в тетрадь.

    е) Работа с иллюстрацией

    C:\Documents and Settings\Пользователь\Мои документы\Мои рисунки\MP Navigator\2010_09_25\IMG.jpg

    К какому отрывку подходит иллюстрация

    Физ. минутка

    -упражнение с движением;

    -гимнастика для глаз.

    6 .  Работа над образными выражениями

    – Прочитаем необычные выражения из произведения:

    “от страха у Маши руки-ноги отнялись”

    “гадюка вскинулась всем телом”

    7. Творческое задание.

    Как вы думаете, что думал ёжик, видя плачущую Машу?

    Что бы он ей сказал, если бы мог говорить?

    8. Домашнее задание 

    Подготовить выразительное чтение.

    Сделать зарисовку к рассказу

    9. Итог урока.

    – Подведем итоги нашей работы. Вы будете высказывать свое мнение, выражать свои чувства, свое отношение к происходящему. Отвечайте, используя эти слова:

    Меня удивило………..

    Я почувствовал………

    Я думаю………………

    10. Организация завершения урока


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок чтения и развития речи в 3 классе, Обобщение материала по теме:"Вот пришли морозы - и зима настала..."

    Тип урока: обобщающий.На протяжении всего урока повторили материал из пройденного раздела. Отрабатывали навык выразительного чтения, выборочного чтения, чтения по ролям, наизусть.Ребята отгадывали заг...

    Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме: Э.Шим "Жук на ниточке"

    Данный урок чтения и развития речи проведен в 3 классе школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, раскрывает методику работы в группе и осуществление деятельностного подхода на урок...

    Методическая разработка урока чтения и развития речи в 4 классе .

    Методическая разработка урока чтения и развития речи в 4 классе коррекционной школы VIII вида по теме: Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы."...

    Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе школа 8 видаТема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»

    ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида     Конспект  урока  чтения и развития речив  3 «Б» классеТема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»  Уч...

    Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"

    Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;-  учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...

    Разработка урока чтения и развития речи в 4 классе общеобразовательной школы по теме "По В,Осеевой "Самое страшное"

    Данная разработка позволит использовать её на обычном комбинированном уроке, охватывает все основные этапы урока. Также её можно использовать для создания презентации, если есть интерактивные средства...

    Разработка урока чтения и развития речи в 4 классе 8 вида школ по теме "В.Хомченко «Михаськин сад»"

    Данная разработка урока поможет педагогам в подготовке к уроку по данной теме....


     

    Комментарии

    Лаптева Надежда Валерьевна

    Для учителей начальных классов коррекционных школ VIII вида