Урок чтения и развития речи 1 класс
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Данная разработка  содержит конспект урока и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_chteniya.zip1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

чтения и развития речи

в 1в классе МБОУ СОШ №17

г.Камышина Волгоградской области

(по программе VIII вида)

Учитель Чекалина Елена Александровна

 

 

                                                               

Тема: «Звук [ ш ]. Буквы Ш,ш»

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: дидактическая сказка.

Цель урока : знакомство со  звуком [ ш ] , его особенностями  и буквами Ш, ш для обозначения  звука, формирование умения читать слоги и слова с новой буквой.

 

Задачи урока:

Обучающие:

  1. Помочь детям овладеть умением выделять звук [ ш ]  из потока речи, находить его положение  в слове, называть отличительные признаки, способствовать формированию умения характеризовать новый звук.

2. Формировать умение узнавать графический образ букв Ш, ш.

3. Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

    Коррекционно-развивающие:

  1. Коррегировать и развивать  фонематический  слух при работе со словами.
  2. Способствовать развитию речи учащихся (прежде всего,  путем полных ответов на вопросы).

Воспитывающие:

  1.  Содействовать формированию дружного коллектива.
  2.  Воспитание познавательного интереса.

Оборудование:         предметные картинки, тучка и солнышко, карточки с дифференцированными заданиями для

                          индивидуальной работы, жетоны с изображением Солнышка, мультимедийное

                          сопровождение урока.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя.

Методы, приемы, средства.

Деятельность обучающихся.

Форма работы.

  1. Организационный этап.

Подготовить учащихся к работе на уроке.

    Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения. 

         

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

Все ли у вас в порядке?

На месте ли книжки тетрадки?

Молодцы, ребятки!

-Ребята, к нам на урок заглянуло Солнышко, но какое-то оно невеселое. Как думаете почему? Надо бы нам Солнышку помочь тучку прогнать. Вы согласны со мной?

Выполняя каждое задание правильно, работая дружно,  вы вернете Солнышку хорошее настроение и расправите все лучики.

Проверяют готовность рабочего места к уроку.











Отвечают на вопросы.

- Тучка Солнышко собою закрывает.

-Да!

2.   Актуализация опорных знаний.

Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Актуализация субъективного опыта учащихся.

 - Итак , урок чтения.

-Чему мы учимся  на этом уроке?



-А чтобы  научиться хорошо  читать, что мы должны знать?

- Какие буквы мы уже знаем?

- Кто найдет  букву а,у,о,м,с,х в кассе  букв?



 Ответы детей.

Учимся читать,

знакомимся с буквами и звуками.

Буквы.


А,У,О,М,С,Х.

Учащиеся находят буквы в кассе букв.

3.Работа по теме урока.

 * Выделение нового звука. Определение  темы урока, задач.






































*  Характеристика звука.



















* Знакомство с буквой.

Печатание строчной и прописной букв Шш.












































































* Чтение слогов ,слов с новой буквой:


   




 1)на доске














2) по учебнику











Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового звука и обозначающей его буквы.









































































































































 Установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их коррекцию







   Раскрытие и определение цели урока, выбор плана урока.

          Лучик «Называй-ка».


- А кто прочитает название лучика?

Вот этот лучик поможет нам познакомиться с новой буквой.


1. - Назовите предметы, изображенные на картинках.( шар, игрушки, ландыш)

Какой звук повторяется в этих словах?


- Кто еще назовет слова  со звуком [ ш] в начале? в середине? в конце?


Вспомните , кто еще издает такой звук ?

– А теперь давайте пошипим все вместе:

Ш-ш-ш.

2. Подведение к формулированию темы.  


-  Сформулируйте тему нашего урока.





–  Чему мы должны научиться?
















-Ребята, давайте поможем Звуковичку выбрать одежду.

- Произнесите  звук  [ ш]  и подумайте, гласный он или согласный. Ответ обоснуйте.

-Согласные звуки какие бывают? (Твердые и мягкие).

-А  звук [ ш] какой?

Звук "ш" – согласный, глухой, всегда твердый


на доске


Ребята , звук  [ ш]  обозначается буквой ш.

Посмотрите на  буквы Шш.




  на доске


Они похожи, а чем  отличаются?

- Почему звук один, а буквы две?

-А кто найдет эту букву в кассе букв?

В каком домике будет проживать наша буква?

 Попробуем оживить нашу букву ш. На что она похожа?

 (Слайд 1)


Ах, табуретка хороша!

Перевернул –

И буква Ш!     (Е. Тарлапан)


Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.    ( Г. Виеру




3..Печатание строчной и заглавной букв ш, Ш.


Все верно назвали, один лучик показался из-за тучки (ученик   прикрепляет луч к Солнышку на магнит).


Лучик «Поиграй-ка»


- А кто прочитает название лучика?

Вот этот лучик предлагает нам поиграть с новой буквой.


- Я  буду называть слова, а вы если слышите в слове звук [ ш ] :

– хлопайте в ладоши.

Шаль, сталь, пушок, шарф, шелк.

- прыгаете  на носочках. 

Шуба  ,  крыша   , сад, карандаш   .

- приседаете.

  Ушки ,   крошка ,лист, шутка  .

Молодцы  ,вот еще один лучик показался из-за тучки( ученик   прикрепляет луч к Солнышку на магнит)  .



Лучик «Почитай-ка»


- А кто прочитает название следующего лучика?

Вот этот лучик предлагает нам прочитать слоги и слова с новой буквой.



Прочитайте слова и слоги в полголоса самостоятельно.

Ша   аш       Ма-ша

шу    ош       Са-ша

шо                су-ша

Шу  



- Почему одни слова написаны с большой буквы, а другие, с маленькой?  Верно.





Работа над формированием умения читать слоги  с новой буквой.

Чтение слогов  по цепочке .


- Сейчас поработаем с книгой. Откройте там, где закладка.



Молодцы, правильно прочитали все слоги и слова. И вот еще один лучик показался из-за тучки(  ученик   прикрепляет луч к Солнышку на магнит) .


Лучик «Отдыхай – ка»     

         

 - Прочитайте название следующего лучика?

Вот этот лучик предлагает нам немного отдохнуть.

         Физминутка «Танцевальная»


(Слайды 2-10)







Читает  читающий ученик.




 


- В каждом слове встречается звук [ ш].




Змея.

 




Называют тему урока.

-  Звук [ ш ].  Буквы Ш,ш  .




Дети, сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают ее и формулируют самостоятельно цель урока.


  1. Познакомиться с  новым звуком и буквой.
  2. Научиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
















































Дети находят букву в кассе букв .



Обсуждают, на что она похожа.

Варианты ответов детей:

- На вилку, расческу, на перевернутую  табуретку и т.д.

















Печатают букву в тетрадях.


































Индивидуальная работа -«жужжащее» чтение.

 




- Имена собственные пишутся с заглавной буквы.


 






Фронтальная работа.

* Упражнение в чтении (дифференцированная самостоятельная работа).

  Обеспечить закрепление учащимися  знаний и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

Лучик «Отвечай - ка»

- А кто прочитает название лучика?

Вот этот лучик предлагает нам поработать по карточкам.

 

1.Работа по  карточкам .Чтение слогов  и нахождение в тексте новой буквы самостоятельно.


Сильным (читающим)

У Шуры шар. У Даши шуба. У Миши кот Пушок.



-Прочитайте перовое предложение.

У кого шар?

-Прочитайте второе  предложение.

У кого шуба?

-Прочитайте третье  предложение.

У кого кот Пушок?

Слабым

Ша шо шу ош  аш  уш


- Сколько букв ш нашли в тексте?

- Что нужно сделать, чтобы прочитать букву ш?


 

    Вы правильно  нашли букву, прочитали предложения, ответили на вопросы и вот   еще один лучик показался из-за тучки( ученик   прикрепляет луч к Солнышку на магнит)  .                    



Карточки у каждого ученика.


Не читающие ребята находят новую букву в строчках подчеркивают карандашом, считают сколько раз она встретилась в словах. Остальные ученики читают и отмечают количество букв.











- Назвать звук[ ш ].


4. Итог урока .

Совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных  учащихся.

Инициировать рефлексию учащихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

  1.   Ребята, наш урок подходит к концу.
  2.  - Скажите, что нового узнали на уроке?
  3. - Чему научились?
  4. - Где вам новые знания пригодятся?
  5. - Какие задания были более интересными?

               - Какими впечатлениями от урока вы      поделитесь дома?





  1. Вы хорошо потрудились –  работали активно и дружно. Посмотрите, ребята, нам удалось прогнать тучку. Солнышко нам благодарно улыбается, расправив лучики. Выберите себе на память об уроке портрет Солнышка, отражающий ваше настроение.

(Слайд  11)

  1. - Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день!

 

Выучили согласный, твердый, глухой, шипящий звук[ш].Научились узнавать звук на слух в словах, писать печатную букву Ш ш, читать с ней слоги, слова, предложения, узнавать и отличать ее среди изученных букв. Учились пересказывать текст и т.д.






Выбирают портрет Солнышка, из трех предложенных, отражающий впечатления и настроение полученные от урока.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Урок чтения и развития речи во 2 классе, для детей, обучающихся по программе VIII вида, по теме: Т.Шарыгина «Вкусный урок».

Тема: Т.Шарыгина «Вкусный урок»Задачи : ·         Совершенствовать навык правильного, сознательного чтения на основе упражнений в чтении слоговых таблиц и...

Урок чтения и развития речи «Составление и чтение слогов ау, уа», 1 класс

Урок комплексного применения знаний и умений обучающихся, воспитанников 1 класса....

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение и анализ стихотворения Р.Рождественского «Послевоенная песня».

Цели:·        формирование умения определять главную мысль поэтического произведения;·        обучение выразительному чтению стихо...

Урок чтения и развития речи в 4 классе школы VIII вида по теме " А. Барто «В театре». Работа над выразительным чтением: соблюдение логического ударения, необходимо интонации.

Данный материал  урока чтения и развития речи может быть использован учителями специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках чтения и развития речи....

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе школа 8 видаТема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»

ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида     Конспект  урока  чтения и развития речив  3 «Б» классеТема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»  Уч...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение рассказа Е.Кононенко «Резеда»

Цели:- продолжить работу над формированием навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;- учить детей выделять главную мысль в тексте;- обогащать речь учащихся определениями, учи...