Осень в произведениях художников, поэтов, музыкантов.
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

          Цель:

1. Учить различать характерные признаки осени.

2.  Воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_vo_2_klasse.doc58.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок чтения во 2 классе.

Тема: Осень  в произведениях художников, поэтов, музыкантов. Конкурс чтецов «Унылая пора! Очей очарованье».

          Цель:

1. Учить различать характерные признаки осени.

2.       Воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи.

Оборудование:

1. Репродукция картины Левитана «Золотая осень».

2. Музыкальный альбом П. И. Чайковского «Времена года».

3. Выставка книг с произведениями об осени.

 

ХОД  УРОКА

I. Организационный момент.

        Сегодня по всей России проводится урок чтения.

        Все взрослые будут очень рады если вы подружитесь с детскими книгами, будете читать сказки, рассказы, повести, стихи, былины и легенды.

         

II. Тема урока.    

        Тема нашего урока:    Осень – славная пора! 
                                         Любит осень детвора!

     

         На нашем уроке мы будем читать стихи, разыгрывать сценки, отгадывать загадки про осень, слушать музыку, рассматривать репродукцию с картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».

       

        У каждого есть свое любимое время года. Но все любят осень с ее листопадом, прощальными лучами солнца, с летящей по воздуху паутиной, с птичьим гонором в лесу. В такие деньки приятно пройтись по лесу, посмотреть на увядающую природу, в багрец и золото одетые леса. Но бывает долгий осенний вечер приятно провести в компании хороших друзей. Мы надеемся, что наш сегодняшний урок  будет одним из этих приятных.

 III. Стихи, сценка, загадки.

а) Репродукция с картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень»

         Чтобы попасть в гости к осени давайте обратимся к репродукции с картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».

Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века (1860 - 1900).

Художник рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все красивое. К своей творческой работе относился очень строго. Современники называли Левитана поэтом русской природы. За 25 лет он написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Умело, используя цвет, рисунок композицию, художник мастерски передает настроения, которые рождают в нас картины родной природы. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих в даль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы.

-         Каково общее впечатление от пейзажа - грустное или радостное?

-         Приходилось ли вам наблюдать в природе нечто подобное?

-         Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?

-         Какое из стихотворений можно отнести к данному пейзажу: (дети читают наизусть)

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета,

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый-кленовый.

                     В. Авдиенко

 

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца,

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

                  А. Плещеев

 

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы светлою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной:

                     И. Бунин

 

 -  Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа «Золотая осень»? В какой период осени лес бывает таким, каким он изображен на картине Левитана?

-         Все ли деревья осенью одеваются в золотые листья? Назовите те деревья, которые зимой остаются зелеными. Покажите их на картине.

-         Прямо ли течет река или меняет свое направление?

-         Почему вода в начале реки темная, а дальше она становится светло-голубой?

-         Различается ли цвет неба на переднем и заднем плане?

-         Что видно на высоком берегу?

-         Почему крестьянские домики такие маленькие?

Вывод: Обычно осень - время увядания природы - вызывает чувство печали и тоски. Но бывает, что на какой-то срок появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование огненно-золотистого и багряного цветов на картине завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.

б) монтаж стихов и сценка

1 ученик.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит, как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

2 ученик.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле.

Но далеко еще до первых зимних бурь.

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

3 ученик.

Осень! Славная пора!

Любит осень детвора.

Сливы, груши, виноград –

Все поспело для ребят.

4 ученик.

И арбуз увидев важный,

Оживится детвора.

И радушно скажет каждый:

Все.

Здравствуй, осени пора!

Ведущий.

Журавли на юг летят,

Здравствуй, здравствуй осень!

Приходи на праздник к нам,

Очень, очень просим.

5 ученик.

Здесь мы праздник радостный

Весело встречаем.

Приходи, мы ждем тебя,

Осень золотая!

Звучит музыка, выходит Осень.

Осень. Вы обо мне? А вот и я!

Привет осенний вам, друзья!

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравится наряд лесной?

Я пришла на праздник к вам

Петь и веселиться.

Я хочу со всеми здесь

Крепко подружиться!

Учитель: Здравствуй, Осень,

здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла,

У тебя мы осень спросим

Что в подарок принесла?

Осень. Принесла я вам муки.

Дети. Значит, будут пироги!

Осень. А уж яблоки, как мед!

Дети. На варенье, на компот!

Осень. Принесла я меду полную колоду!

Дети. Ты и яблок, ты и хлеба,

Ты и меду принесла.

А хорошую погоду

Ты нам, осень, припасла?

Осень. Дождику вы рады?

Дети. Не хотим, не надо.

Разбегаются, садятся на ковер.

Учитель: Собирают осенью урожай плодов.

Много людям радости после всех трудов.

И мы тебя встречаем богатым урожаем.

Входят дети в костюмах (баклажаны, морковь, горошек, помидор, свекла, картофель, лук, капуста, огурец, редис.

Осень.Урожай у вас хорош,

Уродился густо:

И морковка, и картошка,

Белая капуста,

Баклажаны синие,

Красный помидор

Затевают длинный

И серьезный спор.

Спор овощей (инсценировка)

Морковь. Кто из нас из овощей

И вкуснее, и нужней?

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Осень.Выскочил горошек –

Ну и хвастунишка!

Горошек. Я такой хорошенький, (весело)

Зелененький мальчишка.

Если только захочу

Всех горошком угощу!

Осень. От обиды покраснев,

Свекла вдруг сказала:

Свекла. Дай сказать, хоть слово мне, (важно)

Выслушай сначала.

Надо свеклу для борща

И для винегрета.

Кушай сам и угощай,

Лучше свеклы нету!

Капуста. Ты уж, свекла, помолчи, (перебивая)

Из капусты варят щи.

А какие вкусные

Пироги капустные!

Зайчики-плутишки

Любят кочерыжки.

Угощу ребяток

Кочерыжкой сладкой.

Огурец. Очень будете довольны. (задорно)

Съев огурчик малосольный.

А уж свежий огуречик

Всем понравится, конечно!

Редиска. Я – румяная редиска (скромно)

Поклонюсь вам низко-низко

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем.

Морковь. Про меня рассказ недлинный: (кокетливо)

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку –

Будешь ты тогда, дружок,

Крепким, сильным, ловким!

Осень. Тут надулся помидор

И промолвил строго.

Помидор. Не болтай, морковка, вздор,

Помолчи немного.

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный.

Дети. Витаминов много в нем,

Мы его охотно пьем.

Осень. У окна поставьте ящик,

Поливайте только чаще.

И тогда как верный друг

К вам придет зеленый...

Дети. Лук!

Лук. Я приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Угадали? – Я вам друг,

Я – простой зеленый лук!

Картошка (скромно). Я, картошка, так скромна,

Слова не сказала.

Но картошка так нужна

И большим, и малым!

Баклажаны. Баклажанная икра

Так вкусна, полезна...

Осень. Спор давно кончать пора.

Овощи. Спорить бесполезно.

Слышится стук в дверь.

Баклажан. Кто-то, кажется, стучит.

Входит доктор Айболит.

Овощи. Это доктор Айболит! (радостно)

Айболит. Ну, конечно, это я!

О чем спорите, друзья?

Лук. Кто из нас – из овощей,

Всех вкусней и всех важней?

Морковь. Кто при всех болезнях

Будет вам полезней?

Айболит. Чтоб здоровым, сильным быть, (расхаживая)

Надо овощи любить

Все, без исключения,

В этом нет сомнения.

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь:

Кто из вас вкуснее,

Кто из вас нужнее?

Учитель: Осень не одна пришла на праздник, а привела с собой 3-х братьев-месяцев. А кто они, вы догадайтесь сами!

Сентябрь.

Опустел наш школьный сад,

Паутинки в даль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к вам пришел?

Дети. Сентябрь.

Октябрь.

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к вам явился?

Дети. Октябрь.

Ноябрь.

Поле черно-белым стало,

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи?

Дети. Ноябрь.

         в) музыкальный момент

Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876г. написал музыкальный альбом «Времена года». Звучит пьеса «Сентябрь. Охота».

-         Что вы представляете себе, когда слушаете музыку?

г) чтение стихов детьми по их выбору

д) загадки(в кочан капусты вставить скрученные листочки с загадками)

IV. Итог урока.

         Что вам понравилось на уроке? Что вас удивило, поразило?

Какое настроение у вас?

Почему оно такое?

Какие бы рисунки вам хочется нарисовать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зима в произведениях русских художников, поэтов и композиторов (конспект).

В основу занятия положена музыка из произведения П.И.Чайковского "На тройке". Она является фоном для начала занятия и звучит то громче, то тише, что создает определенную атмосферу в зале. В каждом из ...

Зима в произведениях русских поэтов, художников и композиторов.

Это внеклассное мероприятие знакмит детей с русскими поэтоми, художниками и композиторами. которые воспевают зиму....

урок внеклассного чтения "Осень в произведениях художников и поэтов" во 2 классе

урок содержит материал о том, какой показана осень в произведениях поэтов и художников...

Презентация к классному часу "Осень в произведениях русских поэтов и художников"

На классном часе дети читают стихи русских поэтов, рассказывают о художниках, слушают музыку, поют  песни. ...

«Зима в произведениях русских поэтов, писателей, художников и композиторов.»

Мы приглашаем вас отправиться вместе с нами в страну, имя которой искусство. Прославленные писатели, поэты, композиторы, художники - хозяева этой страны - представляют в своих произведениях и во...

Конспект урока музыки по теме " «Осень в произведениях русских поэтов,композиторов и художников» 4 класс

Технологическая карта урока музыки по теме " «Осень в произведениях русских поэтов,композиторов и художников» 4 классТип урока:  Комбинированный.Цель: осознание взаимос...