Библиотечный час.
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Горелова Ольга Николаевна

Урок проводится в городской библиотеке, с использованием  литературной игры.

    В первой части урока -беседа о появлении книги, об умении быть хорошим читателем , инсценировка детьми стихотворения Ильиной "Две книжки".  Рассказ работника читального зала о том, как книга повлияла на выбор его профессии.

Во второй части - непосредственно литературная игра. В ней участвуют две команды, которые представляют свое название и девиз. Ребята отгадывают по фотороботу героев книг, определяют как устроена книга, рекламируют свои книги, отвечают на музыкальные вопросы, соотносят автора книги и ее название, отгадывают, какие персонажи потеряли предмет, принадлежащий им. А в конце урока подведение итогов и вручение подарков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bibliotechnyy_chas.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:  учитель начальных классов МОУ СОШ №25 г.о. Балашиха Московской обл.

Библиотечный час.

Цель урока.

     Привлечение внимания младших школьников к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепление живой связи поколений, взаимопонимания граждан и их успешности в обществе.

Задачи урока.

  1. Развитие у школьников уважения к книге.
  2. Воспитание уважения к книге.
  3. Включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся.
  4. Создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге.
  5. Позиционирование городской библиотеки как интеллектуального и информационного досугового центра.
  6. Консолидация усилий школьных коллективов, родителей для поддержки библиотек и популярности чтения.

   Урок проводится в форме заседания «Клуба Почемучки» с использованием литературной игры.

Оборудование: 1.  Музыкальные фрагменты из м/ф «Кот Леопольд», «Каникулы в Простоквашино», Как львенок и черепаха пели песню», «Бременские музыканты».

                              2. Карточки с названием произведений и карточки с авторами этих произведений.

                            3.  Карточки с изображением туфельки, корзинки с пирожками, яйца, сапога, стрелы, невода с рыбкой, банки с вареньем, телефона.

                         4. Выставка книг, названия которых упоминаются на занятии.

                         5. Эмблемы команд.

Библиотекарь.   Здравствуйте, ребята!  Давайте начнем нашу встречу с загадки:

                Склеена, сшита, без дверей,

                А закрыта.

                Кто ее открывает,

                Тот много знает.

                                               (книга)

     Книга  - удивительная вещь. Сложили вместе листы бумаги, на них какие – то значки поместили: точки, крючочки да закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, и вдруг начинается удивительное волшебство: книга начинает с нами говорить.

Книга поможет

Узнать обо всем:

Про одежду и дом,

Про собаку и кошку.

Про всех понемножку.

В веселых стихах

О разных часах;

О числах и счете

Тоже прочтете.

О мудрости древней,

Про лето в деревне.

Веселые стихотворения

Про изобретения,

Про случаи в школе

И про добычу соли.

Всего и не счесть.

Не лучше ль прочесть?

     Кто же придумал книгу? Кто стал самым первым чудесником?

Никто. Такого изобретателя не существует. Ведь люди с незапамятных времен рассказывали друг другу удивительные истории, делились тем, что знали, только вот записывать все это научились не сразу. Но вот появились буквы. Многочисленные писцы стали вести записи: сколько зерна собрано на царских полях, сколько скота в их стадах… И долгое время книги были рукописными.

        Представляете, сколько труда уходило на то, чтобы аккуратно, красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки!

        Но время шло. И вот появились первые печатные станки. Сначала маленькие, ручные, а потом настоящие печатные машины.  Далеко ушла современная книга от своих древних предков. Она стала легче, радует глаз разноцветием переплетов. И все-таки современная книга сохранила в своем облике черты, которые складывались веками. Как и много лет назад, создание книги требует труда многих людей: писателей, поэтов, художников, типографских работников и множества других.

      А как вы думаете, ребята, что надо знать, чтобы стать хорошим читателем? (Ответы детей.)

     Сейчас мы с вами услышим одну историю и попробуем сделать правильные выводы.

Инсценировка стихотворения Ильина «Две книжки».

Ведущий.  Однажды встретились две книжки,

                     Разговорились меж собой.

1 книжка.  – Ну, как твои делишки?

Ведущий.  Одна спросила у другой.

2 книжка.  – Ох, милая, мне стыдно перед классом.

                    Хозяин мой обложки вырвал с мясом!

                    Да что обложки… Оборвал листы!

                   Из них он делает кораблики, плоты

                   И голубей…

                   Боюсь листы пойдут на змей,

                   Тогда лететь мне в облака!

                   А у тебя целы бока?

1 книжка.  – Твои мне не знакомы муки,

                    Не помню я такого дня,

                      Чтобы, не вымыв чисто руки,

                      Сел ученик читать меня!

                      А посмотри-ка на мои листочки:

                      На них чернильной не увидишь точки.

                      Про кляксы я молчу –

                     О них и говорить-то неприлично…

                     Зато и я его учу

                     Ни как – нибудь, а на «отлично».

2 книжка.   Ну, мой на тройках едет еле-еле.

                      И даже двойку получил на той неделе.

Ведущий.   В басне нет загадки:

                      Расскажут напрямик

                      И книжки и тетрадки,

                      Какой ты ученик.

Библиотекарь.  Какую книгу приятнее держать в руках?  А что для этого надо делать?

                   Народная мудрость гласит, что «Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает». Много знает всегда тот, кто много читает.

                 Очень часто книги помогают в выборе профессии. И у нас сегодня на уроке гость, который расскажет о том, какую роль в выборе его профессии сыграла книга. Это…(заведующая читальным залом библиотеки).

Учитель. А сейчас мы посмотрим, как хорошо и много вы читаете. Мы проведем литературную игру «Знатоки литературы».

Представление команд.

1 команда «Читатели».

Девиз «Чтобы много знать, надо много читать».

2 команда «Книголюбы»

Девиз «С книгой поведешься – ума наберешься».

ИГРА

   На лепестках ромашки написаны рубрики игры. В середине стоит юла со стрелочкой. Команды по очереди крутят юлу и получают задание.

  1. «Следствие ведут…»

       У каждого уважающего себя сыщика была специальная картотека, куда он заносил приметы всех интересующих его людей. Вот посмотрим, какие персонажи попали в нашу картотеку. Вам предстоит узнать литературного героя по моему описанию.

     Предлагаем фоторобот.

  • Животное. Любит мед. Голова набита опилками. Не лишен литературных способностей. (Винни-Пух)
  • Мальчик. Родители-бедняки. Издает стойкий запах лука. На голове зеленый хохолок. Опасен! Вызывает обильные потоки слез. (Чиполлино)
  • Пожилой мужчина. Столяр. Особые приметы: нос сизого цвета. (Джузеппе)
  • Животное. Место обитания-Африка. Отличительная черта характера-любопытство. Особые приметы: после встречи с крокодилом на реке Лимпопо его нос стал очень длинным. (Слоненок из сказки Р. Киплинга)
  • Кукла. Место работы: кукольный театр. Отличительная черта характера: воспитанность. Особая примета- волосы голубого цвета. (Мальвина)
  • Человек. Сделан из железа. Профессия: дровосек. Боится воды. Самое заветное желание- получить сердце.(Железный дровосек.  А. Волков  «Волшебник Изумрудного города»)
  • Животное. Место жительства – деревня Простоквашино. Профессия – охотник. Происхождение – «из простых, не из породистых».(Пес Шарик)

  1. «Портрет книжки»

А знаете ли вы как устроена книга? Чтобы стать умелым читателем, надо знать как она устроена. Тогда даже не начав читать, ты узнаешь о чем она.

  • Она защищает книгу от повреждений и придает ей нарядный вид. Она подскажет, кто автор книги и как она называется.(Обложка)
  • На нем обычно написано то же что и на обложке, но более подробно. На его обороте или в самом конце книги обычно сообщается ,для людей какого возраста она написана. (Титульный лист)
  • Это короткий рассказ о книге. Иногда это 2-3 фразы, но о самом главном. Перед тем как взять книгу, прочтите его. Это поможет сделать правильный выбор. (Аннотация)
  • Это может быть рисунок, фотография, чертеж, если книга про то как сделать что-то своими руками, или про то, как устроена машина, прибор. (Иллюстрация)
  • В нем перечислены все произведения, вошедшие в книгу в том порядке, в каком они напечатаны в ней. (Содержание)
  • Иногда в конце книги автор помещает текст, в котором объясняет значение непонятных слов. Например, читая книгу о море или путешествиях, необходимо знать морские термины , чтобы понять о чем идет речь. (Словарь)
  1. «Реклама».

По игроку от каждой команды рекламируют книгу.

  1. «Музыкальные вопросы».

Угадайте по песенным фрагментам, из каких произведений они взяты.

  • «Кот Леопольд»
  • «Каникулы в Простоквашино»
  • «Как львенок и черепаха пели песню»
  • Бременские музыканты»

  1. «Угадай-ка»

Работа в командах.  Соедини автора и его произведение.

«Снежная королева»              Х.К. Андерсен.

«Барсучий нос»                        К.Г. Паустовский.

«Листопад»                               И. Бунин.

«Фантазеры»                            Н.Н. Носов

«Уж небо осенью дышало…»    А.С. Пушкин

  1. «Бюро находок»

Угадайте, какому герою и из какой сказки принадлежат следующие предметы. Попробуйте назвать автора этих произведений.

(На карточках нарисованы предметы из сказки)

  • Туфелька («Золушка» Ш. Перро)
  • Стрела (Р.н.с.  «Царевна-лягушка»)
  • Сапог («Кот в сапогах» Ш. Перро)
  • Яйцо (Р.н.с. «Курочка Ряба»)
  • Невод с рыбкой («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
  • Телефон («Телефон» К.И. Чуковский)
  • Банка с вареньем («Малыш и Карлсон» А. Линдгрен)
  • Корзинка с пирожками (Р.н.с. «Маша и медведь»)

Подведение итогов игры.  Награждение игроков.

Библиотекарь.   Наше занятие хотелось бы закончить словами Франческо Петрарко: «В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Библиотечные уроки

Библиотечные уроки учитель проводит с цельб обучения ориентировки детей в " море книг" и для успешного формирования информационных умений и навыков у детей младшего школьного возраста....

Библиотечный урок "О том как создавались книги"

"Книги суть реки, напояющие вселенную, источники мудрости, в них - неисчетная глубина"....

Библиотечный урок «Суем свой нос в любой вопрос»

Библиотечный урок о первых энциклопедиях, игра по энциклопедии «Что такое? Кто такой?» для учащихся 3-х классов...

Внеклассное мероприятие - библиотечный урок. Тема: "Источники информации".

Библиотечный урок. Тема:  "Источники информации". Цель: показать младшим школьникам возможности библиотечно-информационного центра....

«Уроки истории на библиотечный лад: Библиотеки древние и современные»: Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов

Цель урока: Знакомство с историей возникновения книги и библиотеки, изучение исторического значения книги в формировании духовной культуры человека.Задачи: Знакомство с историей письменности и книги, ...

Доклад «Реорганизация ШБ в Информационно-библиотечные центры как фактор качественного иного оснащения и организации библиотечного пространства в школе по требованиям ФГОС.»

Доклад «Реорганизация ШБ в Информационно-библиотечные центры как фактор качественного иного оснащения и организации библиотечного пространства в школе по требованиям ФГОС.»...