Главные вкладки

    Работа над техникой чтения.
    методическая разработка по чтению по теме

    Светлана Николаевна Потапова

    Одним из 40 факторов, влияющих на успеваемость школьников, важнейшим, который по своему значению превосходит все остальные вместе взятые, является темп чтения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnika_chteniya_vystup..doc33.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Работа над техникой чтения.


    В настоящее время наблюдается у школьников снижение интереса к получению знаний, для большинства учащихся характерно нежелание учиться. Это объясняется разными причинами: общественными, социальными.
    Одним из 40 факторов, влияющих на успеваемость школьников, важнейшим, который по своему значению превосходит все остальные вместе взятые, является темп чтения.
    Чтобы обеспечить успешное обучение учащихся в среднем и старшем звене, учителя начальных классов должны работать над скоростью чтения, доводить ее по возможности до динамического чтения. Динамическое чтение – это чтение не по буквам, слогам, словам, а чтение групп слов, предложений.
    Некоторые упражнения помогут в развитии техники чтения.

    Упражнение «Буксир». Учитель движет указкой по написанному тексту, а дети читают в заданном темпе. При повторном чтении отрывка темп чтения увеличивается. Учитель читает вслух в пределах скорости чтения учеников.

    Упражнение «Ручеёк», при выполнении которого дети читают в темпе скороговорки по одному предложению или одной строке текста.

    Упражнение «Буксир». Учитель движет указкой по написанному тексту, а дети читают в заданном темпе. При повторном чтении отрывка темп чтения увеличивается. Учитель читает вслух в пределах скорости чтения учеников.

    Многократное чтение. Это упражнение широко известно. При первом прочтении могут встретиться незнакомые слова, непривычные обороты, которые легко усваиваются при повторном чтении, а поэтому темп его возрастает, вырабатывается навык более быстрого темпа.

    Чтение с отрывом от текста. При чтении вслух ученику предлагается поглядывать на класс, возвращаясь затем к чтению. При этом ученик должен схватить глазами следующее слово или группу слов. Это упражнение приучает к быстрой ориентировке в тексте за счет расширения угла зрения, увеличивается кратковременная память, ученик учится распределять внимание.

    Пересказ с опорой на текст. После многократного чтения текста ученики пересказывают его содержание. При возникновении затруднений ему разрешается подглядывать в учебник. Это упражнение приучает ученика быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию угла зрения, кратковременной памяти и закладывает основу для успешной домашней работы.

    Чтение «эхо» (на первом этапе обучения грамоте): по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает это же слово.

    Чтение «спринт»: небольшие отрывки текста несколько учеников начинают читать одновременно – на скорость. Кроме быстрого чтения, им надо следить за выразительностью, безошибочностью.

    Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на вопросы, поставленные к тексту перед чтением.

    Упражнение «Разведка». Оно заключается в том, что дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Ученики учатся ориентироваться в тексте, находить главное

    Чтение с простукиванием ритма. Простукивая по столу карандашом заранее выученный ритм, ученик должен читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию.

    «Кто быстрее». На полу рассыпаны статьи. Их в три раза больше, чем детей. Требуется найти в статьях данное предложение. По команде «Начали!» каждый ученик берет статью и «скользит» по тексту глазами в поисках данного предложения. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой момент.
    Скачкообразное чтение «Кенгуру». Под счет 1, 2, 3 фиксируем взгляд на начале, середине и конце строки. Читаем таким образом абзац. Что запомнили? Чтение вслух. Используется для расширения зоны восприятия на начальном этапе, затем тренируем учащихся на счет 1, 2, фиксируя в начале и конце строки.

    Вертикально-слаломное чтение «Слалом». В течение 20 секунд, перемещая взгляд вертикально-слаломно, пытайтесь найти существенную информацию.
    Чтение отрывка в перевернутом виде («Путешествие по перевернутому миру») Страница учебника переворачивается на 180 градусов (вверх ногами). Это упражнение вместе с навыками чтения направлено на развитие языковой интуиции.
    Чтение отрывка через слово. Это развивает глазодвигательную активность ребенка, устойчивость внимания.
    эти правила.

    Литература.
    1. Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению», - Москва. Просвещение. 1991г.
    2. Трубайчук Л.В. «Программа по формированию беглого и динамического чтения у учащихся начальных классов», - Челябинск. 1994г.
    3. Андреев О.А., Хромов Л. Н. «Техника быстрого чтения», - Москва. Издательство «Прометей». 1990г.
    4. Пальченко И.Г. «Методика быстрого чтения». – УССР. 1991г.
    5. «Начальная школа Казахстана». 2004г. №2.
    6. «Начальная школа». 1999г. №10.
    7. Агафонова И. «Учимся думать», - Санкт-Петербург. 1996г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа над техникой чтения на немецком языке на начальном этапе обучения

    Работа над техникой чтения на немецком языке на начальном этапе обучения...

    Тренажёр "Работаем над техникой чтения"

    Тренажёр  предназначен для фронтальной  и индивидуальной работы на уроках и внеурочное время....

    Работа над техникой чтения (советы для родителей)

    Учителям начальной школы определенно известно, что многие дети испытывают значительные трудности в овладении чтением.Психологами и педагогами выявлена закономерность - если ребенок к концу первого кла...

    Работаем над техникой чтения

    Всем известна методика улучшения техники чтения, разработанная Федоренко. Предлагаю Вашему вниманию наборы карточек ддля работы по этой методике....

    Статья "Работа над техникой чтения в рамках урока". (Из опыта работы).

    Очень важно, чтобы каждый ученик умел быстро читать, понимать прочитанное, высказывать своё отношение к произведению. Я давно задумалась, как этого достичь. Ведь только традиционных упражне...

    Тренажёр. Работаем над техникой чтения.

    Презентация разработанна для улучшения техники чтения....

    Работа над техникой чтения

    Упражнения для развития техники чтения в начальных классах....