Работа над техникой чтения
материал по чтению на тему

Полякова Людмила Владимировна

Упражнения для развития техники чтения в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_po_tekhnike_chteniya.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В настоящее время, когда учитель имеет право выбора учебника, методики преподавания, в школах вводятся новые предметы, в трудной ситуации оказывается ученик. Увлекаясь новшествами, не все учителя уделяют достаточное внимание решению проблемы формирования учебных компетентностей, то есть общеучебных умений и навыков (техника счета, письма, чтения, умения работать с текстом, со справочной литературой и т.д.)

Среди всех общеучебных умений и навыков самое важное место для дальнейшего обучения занимает умение беглого чтения, которое формируется в начальной школе. Предметные и учебные умения формируются во взаимосвязи. Обучая учащихся чтению, мы учим их умениям учиться - способам действия с учебным материалом.

Известный ученый и педагог В.Н.Зайцев в своих исследованиях пришел к выводу, что основной причиной неуспеха в обучении является низкая техника чтения. Негативная сторона состоит еще и в том, что слабочитающие дети чувствуют неуверенность в себе. Они не успевают прочитать задания в учебнике, когда другие уже в это время приступают к его выполнению. Поэтому, пока учащимися не достигнуты нормативы по технике чтения, необходимые для обучения, они будут иметь неуспех в учебной деятельности, терять к ней интерес.

Упражнения для развития техники чтения.

За годы обучения в начальной школе ученики осваивают чтение в двух формах: чтение вслух и чтение про себя. Если темп чтения про себя превышает темп чтения вслух, то чтение сложилось. Эти две формы чтения взаимно обогащают и дополняют друг друга, поэтому нужно обучать  и чтению вслух, и чтению про себя. Механизм чтения вслух более сложный. В этом процессе принимают участие мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы. На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, шрифт, развитость антиципации (умение предвидеть следующую часть слова или следующее слово). И по мнению учёных, чтобы увеличился темп чтения, необходимо уделять внимание всем этим факторам.

Виды упражнений, применяемых мною на уроках чтения:

1.Чтение слогов. Смотри на точку и читай слоги, не отрывая взгляда от точки.

                                    М  А

                              М             А

                         М           *           А

                    М                                  А

             М                                                 А

2. Работа с таблицей букв. Как можно быстрее назови буквы в алфавитном порядке.

Ё

М

З

Д

Б

Г

О

А

К

Е

Н

Й

Т

Р

И

В

С

П

Ж

Л

3.Чтение скороговорок (Сначала беззвучное проговаривание, потом шёпотом, затем вслух медленно и вслух быстро).

4.Упражнение «Разведчик»

   -Найти в тексте нужное слово как можно быстрее (это тренирует вертикальное движение глаз по странице)

    -Найти за 1 минуту слово на данную букву.

    -Взрослый начинает читать предложение, например в середине текста, а ребёнок должен быстро найти и дочитать вместе со взрослым.

 5.Упр-ие «Буксир»

     -Чтение текста за взрослым вслух, который изменяет скорость чтения.

     -Взрослый читает текст вслух, а ребёнок про себя. Взрослый останавливается, ребёнок должен показать, где остановились.

6.Упр-ие «Ловушка». Взрослый читает текст вслух, при этом пропускает слово или заменяет его другим. Ребёнок должен обнаружить ошибку.

7.Упр-ие «Прыжки». Чтение через слово.

8.Упр-ие «Фотоглаз». Сфотографировать (запомнить) несколько слов и назвать по памяти.

9.Троекратное чтение одного отрывка.

   -первый раз ребёнок читает в течении одной минуты не спеша

   -второй раз этот же отрывок в течении одной минуты, добавляя темп

   -третий раз в темпе скороговорки.

10.Таблицы Шульте. (для развития поля зрения)

17

1

11

4

16

24

18

8

20

13

5

2

21

7

15

19

9

10

12

22

3

14

6

23

11.Чтение с закладкой. Когда закладка движется по строке, закрывая уже прочитанный слог.

12.Жужжащее чтение.

13.Ежеурочные пятиминутки.

14.Чтение в парах, в группах.

15. Работа со словарным массивом.

1

2

3

4

5

Мял

Вял

Вяз

Ряд

Зябь

пять

Воронка

Колонка

Коробка

Коровка

Походка

погодка

Метель

Житель

Зритель

Водитель

Любитель

китель

Дочка

Почка

Бочка

Кочка

Мочка

точка

Сечка

Речка

Печка

Пачка

Дачка

мачта

Здоровье

Здравствуй

Спасибо

Пожалуйста

Привет

салют

Очки

Ночка

Кошка

Мошка

Мышка

ложка

Выть

Рыть

Ныть

Мыть

Быть

вить

Соломка

Солонка

Вафля

Душа

Шары

дары

Пашня

Башня

Капля

Цапля

Сабля

марля

Белка

Булка

Балка

Палка

Полка

полька

Кондрат

Панкрат

Терентий

Ярослав

Владислав

Станислав

Мять

Сядь

Ляг

Мясо

Мясной

мясник

День

Пень

Лень

Олень

Осень

зелень

Известие

Приветствие

Присутствие

Всплеск

Страсть

возврат

Овальный

Бальный

Сильный

Ловкий

Зеркальный

правильный

Сады

Рады

Рамы

Лапы

Вазы

фары

Носы

Косы

Росы

Розы

Возы

ноты

Ресничка

Москвичка

Страничка

Сестричка

Синичка

птичка

Луна

Лупа

Рука

Мука

Губа

дуга

Детям предлагается прочитать столбики слов слева направо или сверху вниз, а также найти заданное слово.

16.Чтение со счётом слов. (чтение про себя и одновременно считать слова)

17.Чтение «Разведка». Дети на максимальной скорости находят нужное слово или предложение.

18.Упр-ие «Финиш». Чтение до указанного слова. Кто быстрей?

19.Чтение «Цепочкой»

20.Читательский дневник (дата, название произведения, количество прочитанных страниц, количество слов в минуту, роспись родителей, роспись учителя).

21. Чтение предложений без гласных. Прочитай предложение, вставляя гласные буквы

.д.н р.з р.б.т.  .гр.л.  н.  .л.ц.  н.  б.льш.й  к.ч.  п.ск.

М.м.  пр.т.н.л.  р.к.  п.йм.л.  сн.ж.нк.

22. Чтение букв на вдохе. Сделай вдох и как можно быстрее прочитай буквы.

БКЗСТРМНВЗРШЛНХ

-А теперь прибавь к каждой букве гласную «А» и прочитай полученные слоги.

Владение полноценным навыком чтения является важным условием существования человека в современном мире. В связи с этим чтение выступает необходимым компонентом обучения школьников любого возраста.

3.Чтение скороговорок (Сначала беззвучное проговаривание, потом шёпотом, затем вслух медленно и вслух быстро).

4.Упражнение «Разведчик»

   -Найти в тексте нужное слово как можно быстрее (это тренирует вертикальное движение глаз по странице)

    -Найти за 1 минуту слово на данную букву.

    -Взрослый начинает читать предложение, например в середине текста, а ребёнок должен быстро найти и дочитать вместе со взрослым.

 5.Упр-ие «Буксир»

     -Чтение текста за взрослым вслух, который изменяет скорость чтения.

     -Взрослый читает текст вслух, а ребёнок про себя. Взрослый останавливается, ребёнок должен показать, где остановились.

6.Упр-ие «Ловушка». Взрослый читает текст вслух, при этом пропускает слово или заменяет его другим. Ребёнок должен обнаружить ошибку.

7.Упр-ие «Прыжки». Чтение через слово.

8.Упр-ие «Фотоглаз». Сфотографировать (запомнить) несколько слов и назвать по памяти.

9.Троекратное чтение одного отрывка.

   -первый раз ребёнок читает в течении одной минуты не спеша

   -второй раз этот же отрывок в течении одной минуты, добавляя темп

   -третий раз в темпе скороговорки.

10.Таблицы Шульте. (для развития поля зрения)

11.Чтение с закладкой. Когда закладка движется по строке, закрывая уже прочитанный слог.

12.Жужжащее чтение.

13.Ежеурочные пятиминутки.

14.Чтение в парах, в группах.

15. Работа со словарным массивом.

16.Чтение со счётом слов. (чтение про себя и одновременно считать слова)

17.Чтение «Разведка». Дети на максимальной скорости находят нужное слово или предложение.

18.Упр-ие «Финиш». Чтение до указанного слова. Кто быстрей?

19.Чтение «Цепочкой»

20.Читательский дневник (дата, название произведения, количество прочитанных страниц, количество слов в минуту, роспись родителей, роспись учителя).

21. Чтение предложений без гласных. Прочитай предложение, вставляя гласные буквы

.д.н р.з р.б.т.  .гр.л.  н.  .л.ц.  н.  б.льш.й  к.ч.  п.ск.

М.м.  пр.т.н.л.  р.к.  п.йм.л.  сн.ж.нк.

22. Чтение букв на вдохе. Сделай вдох и как можно быстрее прочитай буквы.

БКЗСТРМНВЗРШЛНХ

-А теперь прибавь к каждой букве гласную «А» и прочитай полученные слоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над техникой чтения.

Одним из 40 факторов, влияющих на успеваемость школьников, важнейшим, который по своему значению превосходит все остальные вместе взятые, является темп чтения. ...

Работа над техникой чтения на немецком языке на начальном этапе обучения

Работа над техникой чтения на немецком языке на начальном этапе обучения...

Тренажёр "Работаем над техникой чтения"

Тренажёр  предназначен для фронтальной  и индивидуальной работы на уроках и внеурочное время....

Работа над техникой чтения (советы для родителей)

Учителям начальной школы определенно известно, что многие дети испытывают значительные трудности в овладении чтением.Психологами и педагогами выявлена закономерность - если ребенок к концу первого кла...

Работаем над техникой чтения

Всем известна методика улучшения техники чтения, разработанная Федоренко. Предлагаю Вашему вниманию наборы карточек ддля работы по этой методике....

Статья "Работа над техникой чтения в рамках урока". (Из опыта работы).

Очень важно, чтобы каждый ученик умел быстро читать, понимать прочитанное, высказывать своё отношение к произведению. Я давно задумалась, как этого достичь. Ведь только традиционных упражне...

Тренажёр. Работаем над техникой чтения.

Презентация разработанна для улучшения техники чтения....