Урок литературного чтения в 3 классе. В.П. Астафьев. Капалуха.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Дремина Татьяна Владиленовна

 

3 класс. Литературное чтение .

В.П.Астафьев. «Капалуха».

Автор: Дремина Татьяна Владиленовна

Учитель начальных классов    ГОУ Гимназии №63

Технология: продуктивное чтение с использованием ИКТ

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Главная дидактическая цель урока:

-Формирование правильного типа читательской деятельности через изучение произведения «Капалуха» ; познакомить детей с кратким описанием  биографии В.П.Астафьева.

1.Образовательные:

-Развивать умение  определять  и объяснять  своё эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

-Расширить знания детей о животном мире.

-Совершенствовать технику чтения.

-Учить детей делить текст на части для пересказа.

-Пополнять словарный запас детей.

2.Воспитательные:

-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

-воспитывать умение работать в группе, прислушиваться к мнению других, уметь аргументировать свою точку зрения.

-воспитывать умение вести диалог

-воспитывать отношение к природе и живым существам через нравственность и доброту.

3. Развивающие:

-Развивать фантазию, образное представление детей.

-Развивать эмоциональное восприятие ребёнка, умение сопереживать

 

 

                                                                 Содержательная часть урока

Этапы урока.Время.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент. 1 мин.

Приветствие. Жеребьёвка групп

Приветствие. Участие в жеребьёвке.

2.Вызов.

Индуктор зрительный.

7 мин.

 

 

    Задачи этапа:  актуализация знаний по данной теме; формирование интереса к теме.

 

 

 

1..Сообщение темы.

-Сегодня на уроке мы продолжаем читать его рассказы о животных

 ( слайд 1) Кто это?

 

image

 

 

2.Беседа о глухарях. (слайд 2)

image

-В таёжных лесах живёт эта удивительная птица – глухарь. Самочку глухаря называют ещё капалухой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают название рассказа и высказывают предположения , о ком будет рассказ.

3.Осмысление.

21 мин.

Задачи этапа: знакомство с новой информацией; выделение проблемы самими учащимися; определение вариантов решения проблемы   учащимися; выбор оптимального решения проблемы учащимися.

Приёмы: 

  1)  «толстые» и «тонкие» вопросы      2) Составление « Диафильма»

 

3.Первичное чтение.

-Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ В.Астафьева  с этой удивительной птицей.

(чтение учителя)

4. Вопросы первичного восприятия текста

-понравился ли вам рассказ?

-почему так назван рассказ?

-почему так вела себя капалуха?

 

5.Повторное чтение с целью деления на части.

-заметили ли вы, что рассказ состоит из нескольких частей?

-в какой части рассказа говорится именно о капалухе : в начале, середине или в конце?

-а что описывает автор в начале? В середине?

-сколько частей вы бы выделили в рассказе?

Сейчас мы попробуем прочитать отдельно каждую часть и придумаем ей название.

 

1 часть. (до слов «…….валежник»)

-о чём говорится в этой части?

-как её можно озаглавить?

В этой части нам встретились слова, которые могут быть не всем понятны. ( слайд3,4)

image image

 (просека, валежник.) Кто может объяснить значение этих слов?

Как мы могли бы озаглавить эту часть? («Путь в тайге»)

 

2 часть ( до слов  «…..с нами»)

- о чём говорится в этой части?

- как мы её озаглавим?  («Черничник»)

 

3 часть  ( до слов «….на неё!»)

- о чём говорится в этой части?

- как можно её озаглавить? («Гнездо»)

 

4 часть ( до конца)

В тексте выделены слова – металась, пыталась взлететь, билось птичье сердце, настороже.

--о чём говорится в это части?

-как можно озаглавить эту часть? («Капалуха»)

 

6. Работа над 4 частью с целью подготовки к её подробному пересказу.

-как вам кажется, какая часть самая главная в рассказе? Почему?

 

Вопросы к 4 части:

-кто главное действующее лицо в 3 части? Почему?

-что могли бы сделать люди с гнездом капалухи? (докажи словами текста)

-прочитайте в книге, как вела себя капалуха, защищая гнездо.

-Какие чувства, присущие человеку, увидел автор в поведении птицы? (докажи словами текста)

-прочтите объяснение учителя, почему грудка капалухи была ощипана.

-Что сделали люди, когда увидели, как капалуха защищала своё гнездо?

 

 

7.Составление  «диафильма» ( словесное рисование)

- от чьего имени ведётся рассказ? Кто ещё был вместе с ним? ( автор, дети, учитель)

-представьте, что вы тоже находитесь  в тайге вместе с героями рассказа.У вас есть фотоаппарат и возможность сделать три кадра. Из этих кадров  мы должны сделать диафильм, который будет называться  «Как капалуха защищает своё гнездо». (слайд 5)

image

Когда птичка защищала гнездо, она совершала какие-то действия. Если вы найдёте описание этих действий в 4 части, то вам будет легче придумать название каждому кадру.

( работа в группах) (составление «кадров» - слайд 6)

image

 

Металась, пыталась взлететь – билось птичье сердце – настороже.

 

«Билось птичье сердце» - что это значит, что сердце билось? Как оно билось? Почему? Почему она ничего не делала? К чему она в любой момент была готова? («готова к защите»)

 

«настороже»- найдите описание состояния глухарки после ухода людей.

 

-Опишите капалуху, какую вы бы её нарисовали на каждом кадре.

-Закройте глаза и представьте, какие у неё крылышки, глаза, клюв, пёрышки. ( на каждом кадре)

-Что она делает на первом кадре? На втором? На третьем?

(ответы детей)

Что такое кульминация? (слайд7)

image

Какой кадр кажется вам кульминацией рассказа, где действие переломилось, повернулось к счастливой развязке?

 

 

 

Дети слушают.

 

 

 

Дети отвечают на вопросы

 

 

 

Дети отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают рассказ по частям, отвечают на вопросы и озаглавливают части  рассказа. (Работа в группе)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Дети работают самостоятельно  по составлению диафильма.

4.Рефлексия.

15 мин

    Задачи этапа : активная переформулировка полученной информации;  выражение новых знаний своими словами с целью формирования личного отношения к новым знаниям.

 

8.Кроссворд с целью выяснения главной мысли рассказа.

Теперь, когда вы прочитали рассказ, мы можем решить интересный кроссворд.

1.Как называется лес, в котором происходит действие рассказа. (тайга)

2.Какие деревья росли вокруг гнезда капалухи? (ели)

3.Что выщипывала у себя с груди капалуха, чтобы выстлать гнездо? (пух)

4.Какое растение мягким ковром покрывало землю там, где гнездилась капалуха? (мох)

5.Что было в гнезде капалухи? (яйца)

6.Какие ягоды, описанные в произведении, служат пищей глухарям? (черника)

7.Что онемело у капалухи от неподвижного сидения на гнезде? ( крылья)

8.Найди среди чувств то, которое характеризует поведение капалухи. (самоотверженность) (слайд8)

image

Слайд9

1

 

 

5

 

 

т

4

я

6

а

2

3

м

й

ч

 

8

й

е

п

о

ц

е

7

с

Г

Л

У

Х

А

Р

К

А

а

и

х

 

н

р

м

 

и

ы

о

к

л

о

а

ь

т

 

я

в

 

е

р

ж

е

н

н

о

с

т

ь

 

-Какое слово получилось?  Г л у х а р к а .

Почему получилось это слово? Как оно связано с рассказом?

-Последнее слово в кроссворде было  с а м о о т в е р ж е н н о с т ь. Что это значит? ( слайд 10 )

image

 

-Какое животное в другом рассказе тоже самоотверженно вело себя?

 

9.Рассказ о творчестве писателя.

Хотите знать, кто написал этот рассказ?( Слайд 11)

image

Виктор Петрович Астафьев родился в1924 году. В крестьянской семье. Его родители умерли рано, и он воспитывался в детском доме в городе Иркутске. Его учителем был известный сибирский поэт Игнатий Рождественский. Детдомовцы выпускали свой рукописный журнал, в котором Виктор Астафьев напечатал свои первые произведения.

 

10 Итог урока.

-что нового вы узнали о поведении животных?

-в чём человек мог бы брать пример с животных, о которых вы читали?

-каким словом из кроссворда можно определить главную мысль рассказа?

 

Оценки за урок.

Домашнее задание : подробный пересказ 4 части.

 

 

Дети разгадывают кроссворд в группах.

 

 

Приложение

Астафьев В.П. "Капалуха"

1 часть

Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скот на летнюю пастьбу.

Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветрами и северной стужей. Лишь кое-где среди редколапых елей, пихт и лиственниц пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки да меж деревьев развёртывал свитые улитками ветви папоротник.

Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.

2 часть

В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнётся увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников.

У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами.

3 часть

Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).

— Гнездо! Гнездо! — кричали ребята.

Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда нигде не видел.

— Да вот же, вот! — показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.

Я глянул, и сердце моё забилось от испуга — чуть было не наступил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем. Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем — оно было тёплое, почти горячее.

— Возьмём! — выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.

— Зачем?

— Да так!

— А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё!

4 часть

Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещется кожа. Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

— А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.

— Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку... —

грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.

Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружинена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую

песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою.

 

 v

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kapaluha._prezentaciya..ppt2.85 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

Металась, пыталась взлететь. Билось птичье сердце. Настороже…

Слайд 9

1 5 т 4 я 6 а 2 3 м й ч 8 й е п о ц е 7 с Г Л У Х А Р К А а и х н р м и ы о к л о а ь т я в е р ж е н н о с т ь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Литературное чтение 3 класс Тема: " Капалуха" В. П. Астафьев

конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК " Школа России" . В. П. Астафьев " Капалуха"...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему Астафьев "Бабушка с малиной"

Конспект урока литературного чтения составлен по учебнику В.А. Лазаревой (УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»). Включает в себя 5 этапов ( орг.момент, актуализация знаний, работа по...

Конспект и презентация урока по чтению 3 класс В.П. Астафьев "Капалуха"

Цель урока: знакомство и анализ рассказа В.П.Астафьева  «Капалуха».  Задачи:Образовательные:- познакомить учащихся с биографией В.П.Астафьева и его произведением «Капалуха»; - про...

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" В. Астафьев «Капалуха» + презентация

Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Астафьева; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к пр...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "В.П.Астафьев. Капалуха", 3 класс, УМК "Школа России"

Урок разработан с применением технологии продуктивного чтения. Использованы приёмы антиципации, "диалог с автором"....