Урок по теме: Казахская народная сказка "Три друга"
методическая разработка (чтение, 2 класс) по теме

Открытый урок по литературнрму чтению во 2 классе Раздел "Разноцветная ярморка" Тема" Казахская народная сказка "Три друга". Традиционный урок в классе с детьми с низкими познавательными способностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu_v_2_klasse.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению в 2 классе.

Тема: казахская народная сказка «Три друга».

Тип урока: предметный урок.

Цель: знакомство учащихся с произведением казахского фольклора – сказкой.

Задачи:

- продолжить работу по усовершенствованию техники чтения; отрабатывать умение работать с текстом;

 - способствовать развитию познавательной активности и устойчивого интереса у школьников к чтению;

 - воспитание культуры речи, речевого этикета в общении.

Методические приёмы:

 - иллюстративно – наглядный;

 - работа с книгой;

 - словесный;

Оборудование: учебник «Литературное чтение 2 класс», слоговые таблицы, предметные картинки, картинки с изображением настроения, аудиозаписи.

План.

1. Организационный момент.

 2. Актуализация знаний.

 3. Сообщение темы и цели урока.

 4. Работа по теме урока.

 5. Домашнее задание.

 6. Рефлексия.

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
  2. Психологический настрой.

Прослушивание домбры.

  1. Сообщение темы и целей урока.

- Какие произведения мы читали? (сказки)

- Что такое сказки?

- Какие бывают сказки?

- С чего начинается сказка? (с присказки, зачина)

 - Чем заканчивается? (концовкой)

- А какую сказку мы будем читать сегодня, о чём она и кто её главные герои мы узнаем, когда выполним задания. Готовы?

  1. Упражнение на развитие навыков чтения.
  1. Дыхательная гимнастика по таблице +голоса животных.
  2. Слоговые таблицы.
  3. Скороговорки.
  4. Жужжащее чтение +анализ по вопросам.
  1. Упражнение на развитие речи +подведение к теме урока.
  1. Работа над пословицей.

- Собери пословицу.

- Сам погибай, а товарища выручай..

- Объясни её значение.

- Прочитай с разными интонациями.

  1. Отгадайте загадки (читают подготовленные ученики).
  2. Заполнение таблицы.
  1. Сообщение темы урока.
  1. Сказку, какого народа мы будем читать? (по музыке)
  2.  О чём эта сказка? (по пословице)
  3. Кто будет главными героями сказки? (по таблице)

Казахская народная сказка «Три друга» учит детей быть находчивыми, смешливыми, смелыми, такими как главные персонажи сказки — козленок, ягненок, теленок.

  1. Работа над темой урока.
  1. Прослушивание сказки (запись).
  2. Первичное восприятие.

- Понравилась ли вам сказка?

 - Чем понравилась сказка?

 - К какому виду относится сказка? (о животных)

  1. Чтение с остановками. Читают подготовленные ученики.

 «Три друга».

 Казахская народная сказка.

 Подружились как-то козлёнок, ягнёнок и телёнок. Раз козлёнок поглядел на дальнюю гору и говорит:

 - Кто из вас видел, как солнце по вечерам уходит за гору?

 - Я видел, - сказал ягнёнок.

 - Я видел, - сказал телёнок.

 - Так давайте, - предложил козлёнок, - разведаем, где же прячется на ночь солнышко.

 И в тот же день они убежали из стада. Искали их пастухи, да разве найдёшь в степи? Степь широка: всю не объехать, не обойти, арканом не измерить, глазом не окинуть.

Вопросы:

- Какие события происходят? (подружились, убежали)

- Куда и зачем отправились коз ленок, теленок и ягненок?

- Как понимаете слова: разведаем (узнаем), аркан (длинная верёвка с петлёй для ловли

 животных), выражение «глазом не окинуть» (большая).

* * * * * * * * *

 Вот идут друзья степью. Всё ближе гора. Радуются они. Вдруг, перед ними арык. Как перебраться? Разбежался козлёнок и вмиг перескочил на другой берег. А за ним ягнёнок с телёнком. Идут дальше, и нашли на дороге мешок. Развязали его, а в нём четыре звериные шкуры барса, медведя, волка и лисицы. Побрели с мешком дальше. Вот уже гора совсем рядом. Видят - у горы стоит белая юрта. А в юрте шум и гам, песни и звон домбры. Друзья и зашли в юрту. А там дикие звери праздник справляют. Пёстрый барс кумыс пьёт. Толстый медведь халву сосёт. Серый волк баурсаки уплетает. Рыжая лиса на домбре играет.

Вопросы:

- Какое препятствие встретилось им на пути?

 - Что такое «арык» (оросительный канал)

 - Как друзья перебрались через него?

 - Что по дороге нашли? (мешок)

 - Что в нём было?

 - Что стояло возле горы?

 - Кого увидели в юрте друзья? (пёстрого барса, толстого медведя, серого волка,

 рыжую лису)

 - Кто такой барс?

- Что он пил? Что такое кумыс?

- Что такое халва? Кто её ел?

- Кто уплетал баурсаки? Что такое баурсаки?

- Что делала лиса?

- Как лису называют в других сказках?

 - Что делали дикие звери?

 - Почему их называют дикими?

* * * * * * * *

 Застыли на пороге козлёнок, ягнёнок и телёнок. Поняли, что попали в беду. А у зверей глазищи разгорелись: такая лакомая закуска сама в зубы идёт! Подмигнула лиса своей шайке и ласково заговорила:

 - Милости просим, дорогие гости! Сам аллах прислал вас сюда. Сейчас мы вас так угостим, что вам никогда больше кушать не захочется. А пока сыграйте нам на домбре и спойте.

Вопросы:

- Как повели себя друзья? (застыли на пороге)

- Как лиса приветствовала друзей? Произнеси эти слова за нее.

- Как повели себя друзья? (застыли на пороге)

 - Почему?

 - Как понимаете слово «шайка»?

* * * * * * * *

 Ягнёнок молчит, слова вымолвить не может. Телёнок только пятится. А козлёнок тряхнул кудрявой шёрсткой и говорит:

 - Давай, лиса, домбру! Только слушайте внимательно.

 И запел:

 - Трынди - трын, моя домбра!

Пусть не ждут враги добра!

Пёстрый барс нам нипочём,

Толстый мишка нипочём,

И волчище нипочём,

И лисица нипочём.

Как накинемся втроём,

Всех злодеев задерём!

 - Да вы кто такие? - зарычал барс.

 - Мы охотники степные, - отвечает козлёнок.

 - А куда идёте? - взревел медведь.

 - Несём товар на базар.

 - А какой у вас товар? - спросил волк.

 - Звериные шкуры.

 - Где же вы их взяли?

 - С ваших родичей сняли, - ответил козлёнок и вытряхнул из мешка все четыре шкуры.

Вопросы:

- Как повёл себя ягнёнок? Телёнок?

 - А козлёнок? (запел песню)

 - О чём он пел?

- С каким чувством пел он песню?

 - Кто такие родичи?

* * * * * * * *

 Окаменели зубастые разбойники от страха. Потом взвыли да разом в дверь, и бежать без оглядки! А три друга остались в юрте. Закусили они с дороги и стали думать, как быть дальше. Козлёнок говорит:

 - Сейчас мы своих врагов напугали. Но они могут опомниться и вернуться назад. Тогда уж нам не сберечь костей. Побежим-ка лучше поскорее домой. В родном краю нам никакой зверь не опасен, джигиты-пастухи нас никому в обиду не дадут.

Вопросы:

- Что произошло с разбойниками? (окаменели, убежали)

 - Как понимаете выражения: «бежать без оглядки», «не сберечь костей»? (быстро

 бежать, погибнуть)

 - Кто такие джигиты? (сильные, смелые)

* * * * * * * *

 И через минуту все трое были уже далеко от белой юрты, ещё дальше - от го-ры. Впереди мчался козлёнок, следом за ним ягнёнок, а сзади - телёнок. К вечеру до-мой добрались. Пастухи так им обрадовались, что и бранить не стали. Вот как славно всё получилось. Одно нехорошо: так и не узнали три дружка, где солнышко на ночлег прячется.

Вопросы:

- Когда попали домой друзья?

- Что значит «бранить»?

  1. Обобщение прочитанного.

- Кто из героев сказки вам понравился?

 - На кого из них вы бы хотели быть похожи?

 - Почему?

 - Что помогло козлёнку спастись самому и спасти друзей от врагов?

 - Если бы друзья добрались до горы, узнали бы они, куда солнышко уходит спать?

 - А вы знаете, куда уходит солнышко? (за горизонт)

 - Вспомните, что такое горизонт?

 - Можно ли дойти до горизонта?

 - Чему учит сказка?

Выяснение ее основной морали: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». О чем следует задуматься всем, кто прочитал казахскую сказку «Три друга»? Для ответа на поставленный вопрос проводится работа над названием сказки. Почему она называется «Три друга»? О чем идет речь? (о дружбе). А что такое дружба? (взаимопомощь, понимание, умение защитить друга). Какие пословицы вы знаете о дружбе? («Сам погибай, а товарища выручай», «Дружба в огне не горит и в воде не тонет».) Кто же в сказке оказался настоящим другом? (Козленок). Почему же не пугается маленький, слабый козленок диких зве рей? Какое чувство дает силу козленку в борьбе с дикими зверями? (Сила дружбы.) Дружба — вот та сила, которая побеждает врагов. К этой морали сказки и подводит учи тель учащихся.

5. Домашнее задание.

1 ряд: прочитать сказку нарисовать портреты главных героев.

2 ряд: выучит песенку козлёнка.

3 ряд: подготовить пересказ сказки по частям.

6. Рефлексия.

- Чем мы занимались на уроке?

 - Всё ли было понятно на уроке?

 - Как вы оцениваете свою работу на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки на тему "Казахские народные музыкальные инструменты" (со звуком)

Казахский народ имеет давнюю историю и чтит традиции.Презентация дает возможность подробного знакомства с казахскиминародными музыкальными инструментами, а   также услышать  звучани...

Урок-КВН (обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»)

Цели урока: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество», воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу....

Обобщающий урок по теме "Русские народные сказки"

Конспект урока литературного чтения...

Русский язык 3 класс УМК «Гармония». Урок-путешествие. Тема «Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед – ть»

·         Цель: раз­витие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного пись­ма как показателя общей культуры человека.Задачи:  ·...

Урок – КВН обобщающий урок по теме . Устное народное творчество

Урок – КВН обобщающий урок по теме . Устное народное творчество...

4 класс. Технологическая карта урока по теме: "Анна Ахматова “Памяти другу”

Цели деятельности учителя: создание условий для воспитания сознательной любви к родине, уважению к историческому прошлому своего народаПланируемые результатыПредметные:-...

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «МИР НАРОДНОЙ СКАЗКИ». ЗАКОНЫ НАРОДНОЙ СКАЗКИ.

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «МИР НАРОДНОЙ СКАЗКИ». ЗАКОНЫ НАРОДНОЙ СКАЗКИ....