Загадки, песенки, потешки.
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Лобусова Наталия Юрьевна

Урок литературного чтения по программе "Школа России" в 1 классе. В процессе урока дети изучают русское народное творчество. Работают в парах, группах. Используется презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kopiya_zagadki_pesenki_poteshki.ppt918 КБ
Microsoft Office document icon chtenie_1_kl.doc33.5 КБ
Microsoft Office document icon kartochki.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Загадки, песенки, потешки. ГОУ СОШ №21 г.Санкт-Петербург Лобусова Н.Ю.

Слайд 2

4стн23 н1р2дн23 тв2рч3ств2 Ключ: 1-а, 2-о, 3-е, 4-ч Устное народное творчество

Слайд 3

Как назвать одной фразой?

Слайд 4

Прочитай и сравни: Вот собачка жучка Хвостик закорючкой, Шёрстка пёстрая, Зубки острые. С хозяином дружит, Дом сторожит, Живёт под крылечком, А хвостик колечком. ?

Слайд 5

Прочитай и сравни: Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, С зелёными серёжками. Русская красавица Стоит на поляне, В зеленом кофточке, В белом сарафане. ?

Слайд 6

Прочитай и сравни: Наша речка вьется и сверкает, Как блестящий синий поясок. В ней водичка пёстрая такая, А на дне рассыпчатый песок. Под осоку на песок Уронили поясок. И лежит, да не поднять, И бежит, да не поймать. ?

Слайд 7

Луна

Слайд 8

Лес

Слайд 9

Вывод: Загадки – жанр устного народного творчества. Учат рассуждать, сравнивать, сопоставлять. Чтобы отгадать загадку надо подумать, сравнить, вспомнить описание предмета.

Слайд 10

Песенки «Идёт матушка весна». март май апрель

Слайд 11

Потешки Вот лежат в кроватке Розовые пятки. Чьи это пятки – Мягки да сладки? Прибегут гусятки, Ущипнут за пятки. Прячь скорей, не зевай, Одеяльцем накрывай! Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Только мышки заскребут, Серый Васька тут как тут. Тише, мыши, уходите, Кота Ваську не будите. Как проснется Васька-кот, Разобьет весь хоровод. Вот проснулся Васька-кот - Разогнал весь хоровод!

Слайд 12

Закрепление -С какими жанрами устного народного творчества познакомились? -Какой жанр понравился больше всего?



Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе (2010/2011г.) по программе «Школа России»

Учитель начальных классов Лобусова Н.Ю.

Тема урока : Загадки, песенки, потешки.

Цели урока:

  1. Познакомить детей с жанрами устного народного творчества: загадками, песенками, потешками.
  2. Учить детей отгадывать загадки, самим их придумывать, уметь объяснять их смысл.
  3. Показать напевность русских песен.
  4. Учить читать выразительно небольшие произведения.
  5. Прививать интерес и любовь к произведениям народного творчества.

Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска, запись русской народной песни, карточки с загадками для групповой работы.

Ход урока

I .Организационный момент.

Слайд 2 –Вставьте, пользуясь ключом, гласные буквы в название раздела, который мы с вами изучаем.

- Что у вас получилось?

- С каким жанром устного народного творчества мы уже познакомились?

Слайд 3 – Как назвать одной фразой?

II .Работа по теме урока.

  1. Знакомство с новым жанром устного народного творчества – загадками.

Слайды 4,5,6.

- О ком говорится в первом четверостишии?

-Как описывает её автор?

О ком говорится во втором четверостишии?

- Как вы догадались?

- Как выдумаете, если первое- это стихотворение, то как можно назвать второе?

С 5, 6 слайдами работа проводится аналогично.

  1. Работа с учебником и в парах, в группах.

- Давайте прочитаем загадки, предложенные нам авторами учебника.

Дети читают загадки.

Слайд 7. – С кем сравнивается луна в первой загадке? (С красавицей).

- Как она описана? (Белолица, круглолица).

- Что за красавица по небу катается? (Луна).

-В какие зеркала она глядится? (В речки, озёра, пруды…)

 - С чем сравнивается луна во второй загадке? ( С тарелкой).

- Почему? (Она круглая, как тарелка).

- Что за тарелка, которая может плыть по небу? (Луна).

- Как вы думаете, с чем ещё можно сравнить луну? ( С лампой, с мячиком, с воздушным шаром…)

- Попробуйте  вместе с соседом по парте придумать свою загадку про луну.

Слайд 8

- О каких проявлениях леса говорится в первой загадке?( даёт тень, спасает от зноя, радует, дарит орехи, грибы…..)

- А какие действия приписываются лесу во второй загадке? (Одет в шубу, «снимает шубу»).

- С чем ещё можно сравнить лес? (дом для птиц, животных, растений……)

- Попробуйте  вместе с соседом по парте придумать свою загадку про лес.

Работа с остальными загадками ведется аналогично.

Работа в группах по карточкам. Побеждает та группа, которая  не только отгадала загадки, но объяснила по каким признакам она догадалась, о чем говорится в загадке.

Слайд 9 Выводы.

  1. Знакомство с жанром «песенки».

Прослушивание музыкальной записи русской народной песни.

- Ребята, каждый из вас не раз слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить. Мамы и бабушки пели колыбельные песни маленьким детям. Раньше с песнями обращались к солнцу, дождю, ветру.

Чтение песенки «Идет матушка-Весна» учителем.

- Как названа весна в песне? (Матушкой).

- Как вы думаете почему её так назвали?

- О каких весенних месяцах говорится в песне?

Слайд 10

- Какие признаки каждого весеннего месяца вы можете заметить?

- С какой интонацией нужно читать эту песенку?

Прочитайте песенку, передавая голосом радость.

Дети читают.

 Прочитайте самостоятельно следующую песенку «Иди, весна».

Сравните её с предыдущей.

- Что содержится в этой песне? (Просьба).

- Прочитайте песенку выразительно.

4. Знакомство с жанром «потешки».

- Одной из разновидностей народных песен являются потешки.

Слайд 11 Чтение потешек хорошо читающими детьми.

- Как вы думаете почему их так назвали?

- Прочитайте самостоятельно негромко вслух обе потешки. Распределите, где чьи слова.

Прочитайте потешки по ролям со своим соседом по парте.

  1. Итог урока.

- С какими жанрами устного народного творчества вы познакомились? Какой жанр понравился вам больше всего? Почему? Чему вы учились на уроке?



Предварительный просмотр:

Карточка 1

Один костёр

Весь мир согревает

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Карточка 2

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша- толстое стекло.

Бел, да не сахар,

Ног нет, да идёт.

Карточка 3

На дворе переполох-

С неба сыплется горох.

Меня ждут- не дождутся,

А приду- разбегутся.

Карточка 4

Сто одёжек,

И все без застёжек.

Прежде, чем его мы съели,

Все наплакаться успели.

Карточка 5

Растёт зелёный кустик,

Дотронешься - укусит.

За зелёный хохолок

Лису из норки поволок.

Карточка 6

Ножка есть – нет сапожка,

Шляпка есть – нет головы.

На зелёной ножке

Выросли горошки.

Карточка 7

Через поле напрямик

Скачет белый воротник.

Водяные мастера

Строят дом без топора.

Карточка 8

Под полом таится,

Кошки боится.

Гладишь- ласкается,

Дразнишь – кусается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение для учащихся 1-го класса "Загадки, песенки. Русские народные сказки."

        Урок   Литературное  чтение  для  учащихся  1 - го  класса. Загадки,  песенки.  Русские  народные  сказки....

Конспект, презентация 1 класс "Загадки. Песенки. Потешки"

Презентация к уроку по теме "Загадки. Песенки. Потешки"Конспект урока по литературному чтению....

Конструкт урока по учебному предмету «Литературное чтение» на тему: «Загадки, песенки, потешки».

Конструкт урока по литературному чтению для обучающихся 1 класса....

Презентация по разделу «Загадки,песенки,потешки,небылицы» 1 класс

Презентация ученика 1-го класса по теме «Загадки,песенки,потешки,небылицы» в рамках домашнего задания по литератуному чтению, УМК Школа России....

Конспект урока по литературному чтению "Загадки, песенки, потешки" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жанрами устного народного творчества: загадками, песнями, потешками; обучение отгадыванию загадок и составлению своих; ознакомление с напевностью рус...

Конспект урока литературного чтения Тема: Загадки, песенки потешки, небылицы. Н.Пикулева «Загадки», 1 класс, Школа России

Конспект урока литературного чтенияТема: Загадки, песенки потешки, небылицы. Н.Пикулева «Загадки» Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о жанрах устного народ...

Технологическая карта по литературному чтению 1класс на тему: "Загадки, песенки потешки, небылицы. Н. В. Пикулева «Загадки»"

Тип урока: «открытия» нового знания.Цель урока: формирование представлений учащихся о жанрах устного народного творчества: загадках, песнях, потешках, небылицах; формирование умений: отгад...