Урок литературного чтения в 4 классе Б.Л. Пастернак "Золотая осень"
план-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме

Цель урока заключается в том, чтобы обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста, учить чувствовать и понимать язык поэтической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_4klass.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ  «Мирненская средняя  общеобразовательная  школа»

Алтайский край,  Угловский  район,   п. Мирный

Учитель начальных классов: Подскрипкина Татьяна Ивановна

Урок литературного чтения

Борис Леонидович Пастернак  «Золотая осень»

                             

                                                  П. Мирный,2011г

Урок литературного чтения 4 класс

Тема: Борис Леонидович Пастернак  «Золотая осень»

Цели: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста; учить чувствовать и понимать язык поэтической речи.

Оборудование: учебник Родная речь. Кн.2. Авт. В.Г. Горецкий; аудиозапись П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Сентябрь».

Структура

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

I. Орг. момент.

II.Эмоциональный настрой.

Цель: помочь обрести душевное равновесие.

III.Подготовка к восприятию.

Цель:

Ввести в атмосферу произведения.

IV.Художественное восприятие.

(Оценка личностной значимости.)

V.Художественный анализ.

(Анализируются впечатления, состояние души, которое вызвано стихотворением)

VI.Художественное исполнение (состояние души)

VII.Художественное творчество.

Анализ смысла.

Открытие смысла.

VIII.Итог урока.

IX. Оценка.

X. Д/з:

- Здравствуйте, ребята. Урок чтения. Садитесь.

-Красота природы во все времена года всегда была источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников.

-Листьям – время опадать,

Птицам – время улетать,

Грибникам – блуждать в тумане,

Ветру -  в трубах завывать,

Солнцу – стынуть,

Тучам – злиться,

Нам с тобой – идти учиться.

-О каком времени года говорится?

-Правильно!

-Сегодня мы с вами через музыку и поэзию постараемся почувствовать красоту осенней природы. Понаблюдаем, как одно и то же явление изображают поэты и композиторы.

-Я предлагаю вам послушать мелодию. Сядьте поудобнее, закройте глазки и слушая музыку, представьте себе картины осенней природы.

-Удалось вам представить картины осенней природы?

-Какими цветами вы бы нарисовали эти картины?

-Какое настроение вызвала эта мелодия?

- Осеннюю природу любили воспевать писатели и поэты. А каких поэтов, которые писали о природе, вы знаете?

-Теперь посмотрите на доску, прочитайте тему нашего урока.

- Как вы думаете, какую цель мы будем сегодня преследовать на уроке?

-А знаете ли вы  что-нибудь об этом поэте, о его творчестве?

- В 1890 г. в Москве в семье Леонида Осиповича и Розалии Исидоровны Пастернак родился будущий поэт Б.Л. Пастернак. В доме устраивались музыкальные вечера , на которых бывали знаменитые писатели и художники. С раннего возраста хорошо рисовал, а также проявлял музыкальную одарённость. Детские годы поэта протекали в атмосфере искусства, музыки, литературы. Разносторонние культурные интересы и связи семьи очень рано сказались на его склонностях. Первые стихи Пастернака напечатаны в 1913г., т.е. когда автору было 23 года.

 Стихотворение «Золотая осень» вошло в последний сборник стихов (1956 – 1959г). Книга была подготовлена к изданию, но вышла в свет уже после смерти поэта (1960г).

- Послушайте, сейчас я вам его прочту.

-Кто уловил общее настроение стихотворения? Какое оно?

 -Какое настроение вам передалось?

-Какое чувство у вас осталось после выразительного чтения?

-Какие слова, выражения говорят об этом?

- В стихотворении есть непонятные слова, которые, наверняка, вызвали у вас затруднения. Может быть, кто-то из вас попытается объяснить значение слов?

Лик (устар.) – лицо человека.

Чертог (устар.) – пышное великолепное помещение или здание, дворец.

Просека- дорога, узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев.

Флигель – пристройка сбоку главного здания.

Каталог – составляемый в определённом порядке перечень каких-нибудь однородных предметов.

-Какое время года описывает Пастернак?

-Какое автор испытывает чувство к этому времени года. Подтвердите словами из текста.

- А сейчас немного отдохнём.

-Откройте учебники на с.62 и прочитайте стихотворение вполголоса.

-Кто готов, поднимите глазки.

- А теперь в парах построфно друг-другу потихонечку почитайте это стихотворение.

- Кто готов, поднимите сцепленные руки.

-А теперь посмотрите на доску. Скажите, в каком состоянии души находился поэт? Обсудите в парах.

-Кто готов поделиться с классом?

-Чем он восторгался?

-Когда я читаю, у меня «поёт душа». Что означает это выражение?

- Давайте попробуем с вами вместе прочитать это стихотворение. Первую строфу – 1 ряд, вторую строфу – 2 ряд и т.д.

Готовы?

- Давайте посмотрим, какие тайны осени в своём стихотворении предлагает поэт?

-Что необычного вы увидели в 1 строфе?

- Почему поэт называет осень сказочной?

- Что происходит осенью?

-Давайте прочитаем следующие строки, которые объясняют, почему он называет её сказочной?

- Обратите внимание на следующие строфы. Какие цвета вы там увидели?

- С чем сравнивает липу?

-О каком месяце говорит Пастернак?

-Какую тайну хранит в себе этот месяц?

-Посмотрите на 5 и 6 строфу.

-Какой цвет вы там увидели?

-Как вы себе представляете янтарный цвет?

-Посмотрите на 7 строфу.

-Какой цвет вы здесь увидели?

-А кто догадался, почему вишнёвый клей?

-Посмотрите на 8 строфу.

- С чем сравнивает осень?

-Кто догадался, почему автор говорит «…где сокровищ каталог перелистывает стужа».

- Каким цветом становится земля?

- Обратите внимание на первую и  последнюю строфы. В чём сходство и различие?  Обсудите в парах.

-Как вы думаете, какого цвета это стихотворение?

- В изобразительном искусстве его относят к тёплым тонам. Поэтому и стихотворение становится будто тёплое, невесомое.

-Выделите карандашом цветовые эпитеты. (По строфам)

- Последите, какими ещё  поэтическими средствами пользуется поэт?

- Какие ещё поэтические средства использует поэт и с какой целью?

- С какой целью?

- О каком месяце пишет автор?

- Именно так и называется музыка П.И. Чайковского «Сентябрь».

-Какие строки стихотворения особенно запомнились и вы сейчас можете воспроизвести наизусть?

-Как нужно читать это стихотворение?

- В какой стихотворной строке заключена главная мысль на ваш взгляд?

- Проанализируйте расположение рифмующихся строк.

- Встаньте те, кто доволен своей работой?

-Какие трудности у вас возникли?

с.62-63 выразительно читать.

Попробуйте дома подобрать свои эпитеты к указанным словам и сравните с авторскими. Изменится ли стихотворный образ?

-Урок закончен.

Слушают.

Слушают.

-Об осени.

Закрывают глаза, слушают музыку.

-Да.

Читают тему.

-Выразительно читать, чувственно воспринимать стихотворение и осмыслять.

Ответы детей.

Слушают.

-Красочное, весёлое и в тоже время грустное, потому что деревья теряют свои листья.

-Яркое впечатление, спокойствие, умиротворение.

-Использование сочных эпитетов создаёт яркое впечатление; использование глаголов «оставляй», «застывает»,»перелистывает» придаёт стихотворению чувство умиротворённости, спокойствия.

-Осень.

-Восхищается, сравнивает её творение со сказочным дворцом. Чтобы придать торжественность мысли использует слова «сказочный чертог».

Делают физкультминутку.

Читают.

Читают в парах.

-Нежное и спокойное, восторженное.

- Красотой осени.

-Кода радость приходит.

Читают хором выразительно.

-Называет осень сказочной.

-Меняются цвета.

- «Всем открытый для обзора…»

-Золотой, прозрачный, жёлтый.

- О сентябре.

-Нельзя пройти бесшумно.

- Янтарный.

-Жёлтый +оранжевый.

- Смола на деревьях.

-Вишнёвый.

-Со старыми вещами.

- Наступает зима.

Ответы детей.

-Жёлтого.

-Прозрачный (лик); золотой (обруч); жёлтых (клёнах); янтарный (след); вишнёвый (клей).

- Олицетворение: просеки дорог, заглядевшихся в озёра; лик берёзы.

-Метафора: липы обруч, зари вишнёвый клей.

- Сравнение: липы обруч, как венец, флигеля. Словно в рамах; осень – древний уголок.

- Для поэтического восторга, радости.

- О сентябре.

Читают наизусть.

 -Сказочный чертог всем открытый для обзора.

- АВАВ – перекрёстная форма.

У.  рассказывает

У. читает загадку.

Музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года». «Сентябрь».

Учитель рассказывает.

Звучит музыка. Выразительно читает учитель.

Анализ первичных чит. впечатлений.

Лексическая работа.

Слова написаны на доске.

Физкультминутка «Пишем на спине»

Слова записаны на доске: нежное и спокойное, праздничное, сочувственное, грустное, тревожное, радостное, весёлое, восторженное.

В парах.

Затем выписывают на доску.

Сравнивают настроение поэта и композитора.

Используемая литература:

  1. Гулуева Т.С. Поурочные планы по учебнику В.Г. Горецкого «Родная речь».
  2. Учебник Родная речь. Кн.2. Авт. В.Г. Горецкий;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: " А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало"

Цель деятельности учителя: Познакомить детей с содержанием отрывка из романа "Евгений Онегин", сделать его психологически близким и понятным, обратить внимание детей на особенности звучания стиха....

Урок литературного чтения 4 класс ПНШ Самойлов "Красная осень"

Стихотворение Давид Самойлов «Красная осень».Планируемые результаты:Личностные• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу...

Урок литературного чтения 2 класс "Какая разная осень!"

Урок литературного чтения проводится во 2 классе по теме: «Какая разная осень!». Цель данного урока- через художественные и музыкальные образы произведений, дать характеристику стихотворению как жанру...

План урока Литературное чтение 4 класс Б. Пастернак "Осень"

Борис Леонидович Пастернак в стихотворении "Золотая осень" изобразил русскую осень. Пастернак сам любуется и восхищается золотой осенью. В разработке урока стремилась показать Любовь поэта к...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»» УМК Школа России"

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»»...

Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России» Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень» Тип урока: комбинированный

Урок литературного чтения  4 класс УМК «Школа России»Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»Тип урока: комбинированный...