Урок литературного чтения 2 класс "Какая разная осень!"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Бойкова Ирина Николаевна

Урок литературного чтения проводится во 2 классе по теме: «Какая разная осень!». Цель данного урока- через художественные и музыкальные образы произведений, дать характеристику стихотворению как жанру; найти общие и отличительные черты.

   Форма организации урока – групповая. Методы и приёмы: исследовательский, изучение теоретических источников; наблюдение; описание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение. Бунеева Е.В., Бунеев   «Школа 2100»

Тема: «Какая разная осень!»

Класс: 2

Цель: через художественные и музыкальные образы произведений, дать характеристику стихотворению как жанру

Задачи:

  • формировать внимательное отношение к языку художественного произведения, умение понимать образные произведения, использованные в нем, и представлять картину, нарисованную автором;
  • формировать навык выразительного чтения (интонация, тон, темп, громкость речи и логические ударения);
  • развивать речь учащихся, внимание, память, мышление; коммуникативные навыки;

Оборудование:

         карточки для работы в группах, памятки,  компьютер, проектор.

Планируемые результаты:

Личностные  выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, взаимопомощь, внимательность.

метапредметные:

- целеполагание;    - прогнозирование;

- саморегуляция;

- оценка и коррекция своего мнения и высказывания;

- рефлексия;

- работа с информацией (анализ, сравнение, доказательство);

- коммуникация (развёрнутое высказывание);

  - сотрудничество  при работе в группе

Предметные

 - выразительное осмысленное чтение;

- работа по плану;

- вычленение выразительных средств в произведении

Средства обучения: учебник  «Литературное чтение»,  презентация, задания для работы в  группах.

Содержание и технология урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент.

Самоопределение к деятельности.

Дети у нас сегодня необычный урок. Я вас приглашаю, не выходя из класса, совершить прогулку в прекрасный, волшебный мир природы.

У каждого ученика в руках осенний листок

Регулятивные(ролевая саморегуляция)

Личностные (мотивация к изучению нового учебного материала)

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

- Закройте глаза и пофантазируйте. Какую осеннюю картину вы представляете? Расскажите.

- А я представила себе вот такую картину (читает стихотворение)

Ветер осенний в лесах подымается,

Шумно по чащам идёт,

Мертвые листья срывает и весело

В бешеной пляске несет.

Только замрет, припадет и послушает Снова взмахнет, а за ним

Лес загудит, затрепещет, - и сыплются

Листья дождем золотым   (И.Бунин)

- Что я прочитала? А вы, что составляли?

Послушайте эту удивительную музыку. Её сочинил великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Эта музыка из цикла «Времена года».

–  Какая эта музыка? Что можно нарисовать?

На слайде: темп, интонация, рифма, логическое ударение, тон.

- Что больше подходит к музыке? А к стихотворению?

Рисуют словесную картину

Определяют жанры- рассказ и стихотворение

Высказывания учеников

Распределяют на группы слова, проводят анализ и сопоставление

Познавательные (извлечение информации из опыта детей)

  1. Постановка проблемы.

- О чём пойдёт речь на нашем уроке? (о стихотворении)

- Правильно. Мы будем исследовать стихотворение как художественный жанр.

Поиск ответа на проблемный вопрос.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

- Как мы можем это сделать?

Определим цель нашего чтения по опорам.

 (на левой  доске таблички - опоры: ЦЕЛЬ:

* УЗНАТЬ,    * СРАВНИТЬ)

-Давайте наметим план наших действий

На доске:

Познакомимся с новым стихотворением.

Проанализировать его.

Сделаем вывод.

Формулируют цель урока

Составляют план работы.

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками).

Регулятивные (принятие цели и постановка задач к уроку).

  1. Открытие новых знаний

Первоначальное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…» учителем

Обмен впечатлениями

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Какие чувства возникли в вашем сердце?

-Выбери слова, характеризующие  настроение данного стихотворения

(на слайде словарик: грустное, мечтательное, радостное, весёлое и т.д.)

Высказывания учащихся

Коммуникативные  (умение выражать свои мысли).

Познавательные (анализ )

6.     Первичная проверка понимания

- Каков жанр произведения?

- Почему вы решили, что это стихотворение?

 - Как писатель называет Осень? Почему?

- Как вы думаете, какие еще художники были в произведении?

Работа по развитию речи: толкование, уточнение смысла непонятных слов по словарю Ожегова С.И.

Словарная работа: 

О каком дереве говорится?

«Одела осень могучего богатыря в медную броню»

Броня - металлическая одежда воина, защищающая туловище.

Какого цвета вы представляете медную броню?

Цвет меди - желто-коричневый, как монетка 50 копеек.

Золотая парча - плотная шелковая ткань, вытканная золотыми нитками.

Косяки птиц - стая птиц, летящая в определенном порядке.

- Это  стихотворение.

Высказывают предположения.

Каждая группа работает над своим словом

Объясняют значение слов.

Познавательные (Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации)

  1.  Первичное закрепление.

1.Физминутка под музыку «Осень» (Чайковский «Времена года»)

- Представьте, что осенний листик…..

2.Повторное чтение

Теперь, когда все слова и выражения понятны, прочитаем еще раз это произведение

3.Анализ произведения.

Дети получают карточки с заданиями, в которых они фиксируют свои наблюдения

  • Прочитайте самые красивые строки (выделите красным цветом)
  • Какое настроение автора вы почувствовали? (зелёным цветом)
  • Найдите в стихотворении слова, передающие настроение автора (синим цветом)
  • Представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете?
  • Вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию, подходящую по звучанию к этому стихотворению
  • Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?

Вывод: лирические стихи отражают душевное состояние, настроение поэта

Представители групп выступают. Взаимооценка работы в группах

4.Выразительное чтение стихотворения

- Давайте прочитаем это стихотворение выразительно. Какой будет темп? (медленный)

- Интонация и тон речи? (спокойный, размеренный)

- Расставьте в тексте стихотворения логические ударения и подготовьтесь к чтению

Учитель предлагает памятку, которая представлена на слайде

ПРАВИЛА

  1. Читайте медленно. Помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины.
  2. После каждой строчки надо обязательно делать короткую остановку – паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания;
  3. Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

Выступление 2-3 учащихся

Учащиеся под музыку выполняют танцевальные движения

Чтение цепочкой.

Анализируют отрывки в своих группах.

Один ученик от каждой группы выступает

Оценивание по шкале: Внимание, Активность, Сотрудничество

Самостоятельная работа над стихотворением

Познавательные (умение ориентироваться в информационном материале).

Познавательные (Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации)

Коммуникативные  (умение выражать свои мысли и оценочные суждения).

  1.   Итог урока:

 - Что особенно понравилось на сегодняшнем уроке? Что нового узнали? Что объединяет лирическое стихотворения и музыку?

Вывод:

поэты рисуют словесные образы, композиторы сочиняют музыку,  для того чтобы мы могли глубже почувствовать красоту родной природы.

Их объединяет темп, тон, настроение.

Личностные (способность к самооценке).

Регулятивные (выводы на основе анализа)

  1.   Рефлексия

 Отметь «+» ступеньку, на которой ты стоишь после пройденного урока.

-«не понял тему урока»;

-«надо еще поработать дома»;

-«мне все понятно»

На карточках самооценки делают отметку

  1.        Выбор домашнего задания

Выучить стихотворение наизусть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающий урок литературного чтения "Уж небо осенью дышало"

Цели:организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении произведений по теме «Уж небо осенью дышало»; на основе элементов анализа через различные формы ди...

Конспект урока литературного чтения: Г. Скребицкий «Осень» (УМК "Начальная школа XXI века")

Конспект урока с использованием технологии интегрированного обучения, развития творческого мышления учащихся...

Урок литературного чтения М.Пришвин "Осеннее утро"

Урок учит любить природу, видеть прекрасное в каждой минуте....

Самоанализ урока литературного чтения "Такая разная осень".

3 класс. УМК "Школа 2100". Самоанализ урока литературного чтения по теме "Такая разная осень"....

Урок литературного чтения. 2 класс. Осень в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи

Урок литературного чтения во 2  классе с применением ИКТ разработан по программе УМК "Перспектива". Современный урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На вс...

Конспект урока литературного чтения "Михаил Лермонтов «Осень»"(УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Михаила Лермонтова, со стихотворением «Осень»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения, уме...

Конспект урока литературного чтения "Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится»Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формировани...