А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Создать в воображении детей картину зимней природы, поэтический образ волшебной зимы, вызвать у них чувство радости, показать те художественные средства, с помощью которых изображен приход зимы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vot_sever_tuchi_nagonyaya.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 6»
А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»
Открытый урок по чтению в 3а классе. Разработала и провела учитель начальных классов Кульбида С.П.
г. Старый Оскол
Цели урока: Создать в воображении детей картину зимней природы, поэтический образ волшебной зимы, вызвать у них чувство радости, показать те художественные средства, с помощью которых изображен приход зимы.
Оборудование: «Родная речь», иллюстрации с картинами природы, грамзапись П.И. Чайковского «Времена года».
Основная мысль произведения: Русские люди любят зимнюю природу. Любовь А.С.Пушкина к русской зиме выражается в описании зимних картин, в изображении зимы как живого существа, которую поэт ласково называет «волшебница», «матушка».
Ход урока
I. Организационный момент
Цель: Настроить детей на работу, сообщить цель занятия и ее тему. (Звучит грамзапись «Времена года» П.И.Чайковского).
1) Беседа эмоционального характера.
- Что вы услышали в музыке?
- Что почувствовали?
- Что представляли себе, пока слушали? (ответы детей: круговые мохнатые снежинки, которые медленно кружились в воздухе и ложились на одежду, на крыши домов и таяли на ладоне; красивый снег, переливающийся искрами на солнце; следы разных птичек и животных на свежем снегу.)
- Какое настроение, чувство пробудили в вас первые зимние дни? (радости, восхищения).
- Вы, конечно, догадались, что я совсем не случайно поставила сегодня эту запись.
- Рассмотрите рисунки и картины. Что выделено в зимней природе?
- Какие краски, цвета, тона преобладают?
- Какое впечатление и настроение создают эти картины у вас?
2) Сообщение темы и цели урока.
- Какова тема нашего урока? (Мы будем читать о зиме).
Мы говорили о том. Что зимняя природа не оставляет человека равнодушным к ней. Он всегда находит в природе что-то интересное, новое, красивое и стремится выразить свое отношение к ней окружающих. Самые светлые, самые радостные чувства пробуждает у нас природа, если мы научимся ее видеть, понимать, любить.
Сегодня мы будем говорить о зиме, о тех явлениях природы, что связано с ее приходом, о людях, которые слагали стихи об этом удивительном времени года; будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказать, как красива наша природа. (Открываю часть доски, где помещен портрет и записано имя — Александр Сергеевич Пушкин).
II. Подготовка к восприятию нового произведения.
1) Рассказ учителя о поэме и времени его творчества.
Цель: расширить кругозор детей; привлечь внимание их к изучаемому произведению.
Москва подарила миру много великих писателей и поэтов: здесь родился и А.С.Пушкин. Поэзию будущий поэт любил с раннего возраста и начал сочинять стихи еще ребенком. Известен такой факт: как-то мальчик долго не засыпал, ворочался на постели. Его спросили: «Почему, Саша, не спишь?» — «Сочиняю стихи»,- ответил мальчик. У отца была большая библиотека, здесь Саша проводил долгие часы за чтением, читал все, что попадалось под руку. К семи годам он уже свободно читал, говорил и писал по-французски, а русской грамоте его выучила бабушка.
Страсть поэта к сочинительству упрочилась в период его обучения в Царскосельском лицее. В эти годы Сашу часто находили в укромных уголках, спрятавшегося от чужих глаз, сосредоточенного и задумчивого. Его не трогали, знали, что он сочиняет стихи. Великий поэт наградил нас, оставив более тысячи стихов.
- Ребята, стихотворение, которое мы будем сегодня читать, называется «Вот север тучи нагоняя…»- это отрывок из романа «Евгений Онегин».
- О чем вы подумали, когда я произнесла это название? (о зиме).
III. Первичное чтение текста.
Цель: создать целостное восприятие текста, дать образу выразительное чтение. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина. Из него мы узнаем, как поэт воспринимал русскую зиму, как ее изображал, какое чувство вызывало у него наступление зимы.
(Стихотворение читает учитель).
IV. Проверка первичного восприятия.
Цель: проверить, как дети восприняли содержание стихотворения.
- Что вас в стихотворении удивило? (поэт приветствует приход зимы, как человека)
- Что запомнилось больше всего? (пришла зима, одела деревья, рады все зиме). Теперь возьмите карандаши и, отмечая слова-картины, читайте стихотворение вполголоса.
V. Повторное чтение.
Цель: совершенствовать навык чтения: вполголоса самостоятельно, вслух по цепочке.
VI. Словарная работа.
Цель: расширить словарный запас детей, активизировать имеющийся.
- Какие вы подчеркнули слова? (идет, пришла, повисла, легла, в эпитетах: матушка зима, волшебница зима).
VII. Анализ произведения.
Цель: учить видеть красивое в природе; учить находить красочные средства, помогающие рисовать картины природы.
- Но ведь зима — явление природы и по настоящему идти, повиснуть, лечь, резвиться не может.
- Кто может это делать? (люди).
- А если поэт наделяет этими качествами явления природы, что он таким образом делает? (делает живыми).
- Да, одушевляет, делает их живыми, зима становится героем стихотворения.
- Какие картины прихода зимы нарисовал поэт, какие использовал слова для своих картин?
Физкультминутка.
Перечитывание произведения.
- Какие слова вы подчеркнули к 1 картине?
Авторские строки Микрокартины
- вот север тучи нагоняя... -темные тучи, воет ветер , холодно
- Какие краски вы использовали для 1-ой картины?(мрачные, погода ждет прихода зимы)
- А следующая картина какая? (светлая, радостная)
Авторские строки Микрокартины
- идет волшебница зима -зима пришла, рассыпалась — кругом
белеет свежий снег, деревья убраны в
снежный наряд.
- Как об этом говорит автор?
Авторские строки
Клоками повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами. Среди полей вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла с пышной пеленою.
Микрокартины
Клоками снега повисла на дубах; а в поле — по холмам; чистый снег искрится и лежит волнами; не видно реки; на ней и ее берегах лежит пушистый снег.
Вся картина озарена солнечным светом.
Авторские строки Блеснул мороз. И рады мы проказам Проказам матушки зимы, Микрокартины
Люди радуются зиме. Людям не сидится дома, они вышли на воздух:
Кто гуляет, кто катается на санях. Особенно рады зиме дети. Они играют в
снежки, бегают. Рады зиме и животные.
- О каких проказах зимы может идти речь в стихотворении? (Проказами поэт называет все то, что сделал мороз). Зима: зима все укутала снегом, заковала льдом реки, заморозила все кругом.
- Ребята, какое настроение у вас создалось после чтения стихотворения?
VIII. Подготовка к выразительному чтению.
Цель: учить читать стихи.
- Как мы будем читать это стихотворение? (радостно, торжественно).
- Правильно. Тон не может быть заунывным, он скорее торжественный:
наступает значительное событие в природе приход зимы. Идет волшебница зима.
- В каком темпе: быстро, умеренно или медленно? (темп чтения ровный, четкий)
- Ребята, выделите с помощью голоса важные слова и словосочетания.
- Прочтите, какие чудеса творит « волшебная зима». (пришла, рассыпалась, повисла, легла коврами, брега сравняла).
- Что еще важно соблюдать при чтении стихотворения? (стихотворные паузы, ритм).
- А еще, ребята, важно соблюдать смысловые и грамматические паузы внутри строки. Так слова: дохнул, завыл - четко отделяются друг от друга, а перед тире делается значительная пауза, показывается результат наступления зимы. Обратите внимание на чтение строки: Пришла, рассыпалась. После слова рассыпалась - нужна пауза, т.к. слово клоками относится к следующей строфе:
Клоками повисла на суках дубов.
- Какое предложение необходимо отделить от предшествующей части паузой и почему? (И рады мы проказам матушки- зимы - показывает, как приход зимы действует на человека. Мы рады зиме, как долгожданному гостю).
- Какое предложение читается особенно торжественно и почему? (Идет волшебница зима, потому что она как добрая волшебница радует всех).
- Правильно, ребята. Поэтому предложение - И рады мы проказам матушки - зимы — читается несколько ускоренно, бодро, с подъемом, как выражается радость от прихода зимы.
IХ. Выразительное чтение.
Осуществляется детьми с одновременным анализом: что получилось, что нет и почему? - Вам понравилось, как поэт описал зимний пейзаж? (да, очень, точно, выразительно)
- Прочитайте выразительно стихотворение, при чтении старайтесь передать картину настроения зимы так, чтобы они как живые предстали перед слушателями, понравились им.
- Послушайте, как стихотворение читают эти дети (лучшие ученики). Внимательно прислушайтесь к темпу чтения, послушайте, как чтец произносит конец стихотворной строки.
Х. Беседа по содержанию картины К.Ф. Юона «Зима».
Среди картин, которые вы видите, отыщите картину, которая подходит к стихам А.С.Пушкина.
- Что общего в содержании, в настроениях этих двух?
- Как изображены люди и природа? (Природа волшебная. Все кругом бело, а деревья одели снежные шапки, стали нарядно-белыми, причудливыми. Их ветки напоминают нам сказочные существа.
- Рады ли люди зиме?
- Как это доказать? (На картине все изображено в движении. Им хочется двигаться в этот чудесный, зимний день).
- Правильно, ребята, картина напоминает по содержанию и настроению стихотворение А.С.Пушкина.
- Какие строки стихотворения особенно близки к картине? (И рады мы проказам матушки зимы).
ХI. Итог урока.
- Какова основная мысль стихотворения? (Любовь поэта к зимним картинам волшебницы зимы).
- Как поэту удалось отразить свое восхищение и радость от картин зимы, ее настроения? (Тон торжественный, выражения использует: идет волшебница зима. Говорит: пришла, рассыпалась, и как бы, подведя итог всему, говорит в конце стихотворения: И рады мы проказам матушки-зимы, как своей родной маме).
ХII. Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.С.Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..."
Урок литературного чтения проводится по учебнику З.И.Романовской "Живое слово". На уроке учащиеся знакомятся с творчеством А.С.Пушкина. Ставится цель - формировать навыки эмоционально-выразительного ч...
А.С.Пушкин."Вот север, тучи нагоняя..."
Урок о многообразии поэзии Пушкина....
А.С.Пушкин."Вот север, тучи нагоняя..."
Презентация к уроку А.С.Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..."...
А.С. Пушкин "Вот север тучи нагоняя..."
Презентация к уроку литературного чтения, 2 класс...
Открытый урок по литературному чтению Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»
Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»Цели и задачи урока...
А.С.Пушкин. Вот север, тучи нагоняя…
презентация по литературе...
А.С.Пушкин. Вот север, тучи нагоняя…
презентация по литературе...