А.С.Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..."
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Волкова Ирина Викторовна

Урок литературного чтения проводится по учебнику З.И.Романовской "Живое слово". На уроке учащиеся знакомятся с творчеством А.С.Пушкина. Ставится цель - формировать навыки эмоционально-выразительного чтения поэтического произведения; воспитывать умение видеть красоту родной природы, воссоздавать ее в своем воображении, слушая и читая стихи поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pushkina.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

                                  А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

ЦЕЛИ: - заинтересовать учащихся творчеством русского поэта А.С. Пушкина;

-формировать навыки эмоционально-выразительного чтения поэтического произведения;

-воспитывать умение видеть красоту родной природы, воссоздавать ее в своем воображении, слушая и читая стихи поэта.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- портрет А.С.Пушкина.

                           

                                                   

                                                     ХОД УРОКА:

1. Организация класса на работу.

  1. Рассказ учителя.

   Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные сказки этого великого русского поэта.

   Давайте, ребята, совершим медленное путешествие в далекое, далекое прошлое, в то время, когда жил Пушкин…

   Старайтесь представить себе, о чем я буду рассказывать. Итак, начинаем…

   Никогда еще зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась широкая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он и радовался, и грустил. Он предчувствовал ее скорую гибель… Вечером он долго не мог заснуть…

   В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звезд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер севера. Он всегда приносит снега, приводит с собой зиму. Заснул поэт поздно. И проснулся поздно. Открыл глаза. В комнату вливался яркий свет. Представьте себе, ребята, какую он увидел картину… Все белым-бело, нарядно, празднично… Что же сделал Пушкин? Он выбежал на улицу. На улице еще ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками… Как чудо явилась зима. И по-новому нарядила, украсила природу.

     Настала осень золотая,

     Природа трепетна, бледна,

     Как жертва, пышно убрана…

     Вот север, тучи нагоняя

     Дохнул, завыл, - и вот сама

     Идет волшебница зима…

Учитель читает стихотворение до конца. Дети слушают при закрытых книгах.

- Расскажите, что вы видели, когда я читала слова: «Дохнул, завыл…»

- Я видел, как ветер подул, деревья закачались, листья закружились, ветки стали голые и слышал, как ветер завыл.

  1. Представил себе, как темные тучи по небу поползли. Темно стало. Подул холодный ветер и пошел снег.
  2. А как вы представляете: «Блеснул мороз»? Разве мороз может блестеть?
  3. Это снег блестит.
  4. А какой снег: первый или нет? Как у Пушкина сказано про первый снег?

       Брега с недвижною рекою

       Сравняла пухлой пеленою…

  1.  Пухлый снег – это сравнение снега с пухом. Он не блестит, а начинает блестеть, когда  долго лежит и становится твердым.
  2. А теперь скажите, Пушкин  в этом отрывке показал один день зимы или нет? Почему вы так думаете?
  3. Не один. Сначала он говорит – идет, потом – пришла. Зима приходит не в один день, не сразу.

3. Чтение учащимися стихотворения.

4. Словарно-лексическая работа.

    Работа над эмоционально-выразительным чтением.

 Вот север, тучи нагоняя,

 Дохнул, завыл, - и вот сама

 Идет волшебница – зима.

  1. Как поэт говорит о зиме? (Идет зима, как о живом существе.)
  2. Кто помог ей? (Север. Он нагнал туч, «дохнул, завыл»…)
  3. Какими словами можно заменить эти слова? (Подул северный ветер, поднялась вьюга, ветер завыл.)
  4. Почему поэт называет зиму волшебницей? Ответьте авторскими словами.

       Пришла, рассыпалась; клоками

       Повисла на суках дубов.

  1. Зима рассыпалась. Как по-другому сказать? (Превратилась в снег, она ведь сказочная волшебница: что захочет, то и сделает…)
  2. «Клоками повисла на суках дубов». Вы видели сами, как на соснах зима повесила шапки снежные. А тут?

Подбор словесной замены: снег повис (застрял, задержался) клочьями на суках дуба.

  1. А с чем поэт сравнивает снежное поле?

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

- Как гладкие ковры, разостлала зима снег, закрыла все поля, холмы.

  1. Теперь найдите, какие слова нашел поэт, чтобы обрисовать место, где текла речка. Прочитайте только о речке и ее берегах.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою.

  1. Почему река недвижная? (Покрыта льдом, засыпана толстым слоем снега, не видно берегов).
  2. Перечитайте последние строки. Какое слово выбрал поэт, чтобы показать, что он рассматривает картину зимы в солнечный день?

Блеснул мороз.

  1. Как поэт называет все изменения в природе, которые принесла с собой матушка зима? (Проказы). Что это значит? (Шалости, шутки) Каково отношение людей к проказам?

                          И рады мы

Проказам матушки зимы.

5. Работа над эмоционально-выразительным чтением стихотворения.

- Прочитайте стихотворные строки так, чтобы показать, что вы рады наступлению зимы. Похвалите зиму, порадуйтесь ее приходу.

   Заслушивается чтение 2-3 учеников.

6. Итог урока.

    Домашнее задание: выучить стихотворение «Вот север, тучи нагоняя…» наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

Создать в воображении детей картину зимней природы, поэтический образ волшебной зимы, вызвать у них чувство радости, показать те художественные средства, с помощью которых изображен приход зимы....

А.С.Пушкин."Вот север, тучи нагоняя..."

Урок о многообразии поэзии Пушкина....

А.С.Пушкин."Вот север, тучи нагоняя..."

Презентация к уроку А.С.Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..."...

А.С. Пушкин "Вот север тучи нагоняя..."

Презентация к уроку литературного чтения, 2 класс...

Открытый урок по литературному чтению Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»

Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин              «Вот север   тучи нагоняя…»Цели и задачи урока...

А.С.Пушкин. Вот север, тучи нагоняя…

презентация по литературе...

А.С.Пушкин. Вот север, тучи нагоняя…

презентация по литературе...