А.С.Пушкин."Вот север, тучи нагоняя..."
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Дубоносова Светлана Владимировна

Урок о многообразии поэзии Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Новые Бурасы

Новобурасского района Саратовской области».

Методическая разработка урока по литературному чтению

в 3 классе по программе

 «Начальная школа 21 века»

А.С.Пушкин

 «Вот север, тучи нагоняя…»

Выполнила

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Дубоносова Светлана Владимировна

2011 г.

Тема:                     А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя… »

Цель:                   Продолжать знакомить детей с творчеством А.С.Пушкина.

                                 Показать многообразие его поэзии.

                                 Развивать  художественно-творческие и познавательные                                                          

                                 способности.

                                 Воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, репродукции картин, рисунки, записи на диске.

  1. Организационный момент урока.
  2.  Выступление учителя.

Цель: настроить детей на работу, сообщить цель занятия и его  тему.

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

- Отрывок из какого произведения я вам прочитала?

2. Проверка домашнего задания.

- А теперь давайте проверим, как вы запомнили содержание сказки.

- Я покажу вам рисунки к сказке, а вы найдёте в тексте строки, которые подходят к рисунку.

- И ещё одно задание. Откроем тетради на стр. 55 и разгадаем кроссворд.

- Я вижу, что вы хорошо знаете сказку. Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете ещё? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке» и другие. Всего у Пушкина было шесть сказок).

- Но творчество А.С.Пушкина многообразно. Это и поэмы и драматические произведения, и стихи. Большинство своих стихов Пушкин написал о природе. В них он описывает все времена года.

-Посмотрите за окно. Какое время года сейчас на улице?

-Скажите, а вы любите осень? За что?

- У Пушкина любимым временем года была осень. Давайте послушаем его стихи об этом удивительном времени года.

3. Звучит грамзапись пьесы «Времена года» П.И.Чайковского «Октябрь»).

Дети под музыку читают стихи «Уж небо осенью дышало…», «Унылая пора! Очей очарованье!».

- А.С.Пушкин написал эти замечательные стихи, иллюстрациями к вашим стихам могут служить эти рисунки, а читали ребята стихи под музыку великого русского композитора П.И.Чайковского.

4. Основная часть.

- Не менее красиво А.С.Пушкин описывает и зиму. Послушайте его стихотворение «Вот север, тучи нагоняя…».Стихотворение читает учитель.

- Давайте откроем учебник на странице 93 и найдём это стихотворение.

- Какие картины представлялись вам во время чтения? ( картины зимы, речка, закованная льдом, поля покрытые снегом).

5. Словарная работа.

Когда вы слушали стихотворение, вы наверно обратили внимание, что в тексте есть непонятные для вас слова. Давайте прочитаем эти слова.

На доске: (кадры презентации)

Брега-берега (старая форма слова).

Пелена- покров, покрывало.

Недвижная река – неподвижная река.

6. Повторное чтение стихотворения.

- Давайте ещё раз послушаем это стихотворение и подумаем

Как поэт называет зиму?

(Звучит стихотворение в исполнении артиста Ю. Соломина).

Беседа с детьми.

Выборочное чтение.

- Почему поэт называет зиму волшебницей? ( зима неживая, а здесь как волшебница в сказках…, колдует, устраивает чудеса).

- Какие чудеса творит «волшебница зима»? ( зима пришла, рассыпалась, повисла на суках, легла коврами, брега сравняла с рекой).

- Зима действует как живое существо, как человек.

7. Работа по учебнику в рубрике «Обрати внимание»

-Прочитайте: «В этом стихотворении А.С.Пушкин говорит о зиме, как о человеке, живом существе: называет её волшебницей, Матушкой. Она пришла, легла, сровняла, проказничает». Это олицетворение. 

-Очень часто поэты используют этот приём для создания своих стихов.

-Итак, как называется литературный приём , когда  неживому предмету приписываются признаки или действия живого существа.

- С этим приёмом мы встретимся ещё не раз, а сейчас будем работать по группам.

8. Дифференцированная работа. ( работа по карточкам).

1-я группа (сильная) Найти и подчеркнуть олицетворения в другом стихотворении А.С.Пушкина.

2-я группа (средняя) Найти и прочитать только те строки, которые относятся к иллюстрации .

3- группа (слабая) Найди в тексте понравившиеся тебе строки. Прочитай. Почему ты выбрал их?

Проверка работы.

                                            Физкультминутка.

9. Работа над художественно-изобразительными средствами стихотворения и выразительностью чтения.

(кадры презентации)

- Прочтите первую часть стихотворения.

- О чём говорится в этой части?

- Кто, кроме зимы, действует как живой? (Север).

- Почему вы так думаете? ( Он дохнул, завыл).

- Вслушайтесь в строчки: «Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл…» Какие слова и даже звуки передают нам шум ветра?

- После слова «завыл» надо остановиться, сделать паузу, так как дальше говорится не о севере, а о зиме. В конце строфы – более длительная пауза, так, как заканчивается часть стихотворения.

Во 2- й части обращаем внимание на строки:

                                 Пришла, рассыпалась: клоками

                                 Повисла на суках дубов…

                                 …Блеснул мороз. И рады мы

                                 Проказам матушки-зимы.

- давайте ещё раз прочитаем стихотворение выразительно. (чтение детьми).

10. Самостоятельная работа. Работа в тетради с. 55-56

-Выбор. А.С.Пушкин описывает зиму и север как живое существо.

Подчеркни олицетворения.

- Соответствие. Какие картины рисует великий поэт? Напишите или нарисуйте. (Описание поля, реки, леса).

11. Заключение. Обобщение.

-Сегодня мы читали стихотворение великого русского поэта А.С.Пушкина.

 А ещё мы умеем моделировать обложку к этому стихотворению.

 ( моделирование обложки).

12. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть.

Оценка работы детей.

13. Рефлексия.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

Создать в воображении детей картину зимней природы, поэтический образ волшебной зимы, вызвать у них чувство радости, показать те художественные средства, с помощью которых изображен приход зимы....

А.С.Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..."

Урок литературного чтения проводится по учебнику З.И.Романовской "Живое слово". На уроке учащиеся знакомятся с творчеством А.С.Пушкина. Ставится цель - формировать навыки эмоционально-выразительного ч...

А.С.Пушкин."Вот север, тучи нагоняя..."

Презентация к уроку А.С.Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..."...

А.С. Пушкин "Вот север тучи нагоняя..."

Презентация к уроку литературного чтения, 2 класс...

Открытый урок по литературному чтению Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»

Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин              «Вот север   тучи нагоняя…»Цели и задачи урока...

А.С.Пушкин. Вот север, тучи нагоняя…

презентация по литературе...

А.С.Пушкин. Вот север, тучи нагоняя…

презентация по литературе...