Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе. Программа "Школа 2100", авторы -Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению составлено в соответствии с ФГОС. Программа "Школа 2100", учебник "Капельки солнца", авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx45.65 КБ

Предварительный просмотр:

 Литературное чтение в 1-м классе

                                          авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева (32 часа, из расчета 4ч в неделю)

Планирование  составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы «ШКОЛА 2100» и обеспечено УМК: учебниками «Капельки солнца» для 1-4 классов, рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова и др.)

Пояснительная записка

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно – этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
  3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой;
  4. развитие творческих способностей детей;
  5. Приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, -через введение элементов анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  1. Овладение функциональной грамотностью;
  2. Овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
  3. Овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи

Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

  1. Определение и объяснение своего эмоционально – оценочного отношения к прочитанному;
  2. Приобщение к литературе как искусству слова;
  3. Приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах и писателях

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач подготовлена серия учебников по литературному чтению, а также методические рекомендации для учителя и рабочие тетради для учащихся.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

Ι этап. Работа с текстом до чтения.

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
  2. Постановка целей урока с учетом общей(учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

ΙΙ этап. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия( с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое»повторное чтение всего текста или отдельных его фрагментов. Анализ текста(приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтении, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов).Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

ΙΙΙ этап. Работа с текстом после чтения.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся(эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета в 1 классе.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение»являются следующие умения:

  1. Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  2. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  3. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  4. Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  2. Проговаривать последовательность действий на уроке;
  3. Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
  4. Учиться работать по предложенному учителем планую

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в учебнике;
  2. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую; подробно пересказывать небольшие тексты;

Коммуникативные УУД:

  1. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  2. Слушать и понимать речь других;
  3. Выразительно читать и пересказывать текст;
  4. Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  5. Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли;
  6. Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
  1. Воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся;
  2. Осмысленно правильно читать целыми словами;
  3. Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  4. Подробно пересказывать текст;
  5. Составлять устный рассказ по картинке;
  6. Заучивать наизусть небольшие стихотворения;
  7. Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
  8. Различать рассказ и стихотворение

                              Тематическое планирование уроков литературного чтения в 1-м классе

Тема урока

Планируемые результаты

Кол-во часов

Виды деятельности

№ задания

Дата проведения

предметные

Метапредметные, личностные

1.

Знакомство с новым учебником по литературному чтению «Капельки солнца». Первый урок вежливости.

Знать приемы ориентирования в учебнике;

Уметь различать элементы книги: обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация

Личностные: проявление интереса к изучаемому предмету, к родному слову;

формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку;

регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно искать средства ее осуществления; способность ориентироваться на учебной задаче, на основе того, что уже известно и усвоено, того, что еще неизвестно;

определение промежуточных целей с учетом конечного результата;

коммуникативные: слушать и понимать речь других;

 вступать в беседу на уроке и в жизни; сотрудничество с учителем и одноклассниками;

познавательные: ориентироваться в учебнике;

находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

осмысленное чтение и пересказ прочитанного;

составление рассказов по опорным картинкам;

1

Беседа;

работа по серии картинок;

работа с учебником;

с.3-7

Раздел 1. «Попрыгать, поиграть»(8ч)

2.

Любимые игрушки.

 А. Л. Барто «Я выросла»,

Я. Аким «Мой конь»,  Саша Черный «Про девочку, которая нашла своего Мишку».

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

Уметь: читать осознанно и выразительно стихи, заучивать наизусть, определять тему и главную мысль произведения;

1

Выразительное чтение;

беседа;

работа с учебником;

чтение по ролям;

с.8-15

3.

Настоящие друзья детства. В. Драгунский «Друг детства».

Знать название, основное содержание литературного произведения;

Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить на части;

1

Комментированное чтение;

работа с учебником;

диалог с автором;

с.16-20

Д.

В. Берестов «Про машину», А. Барто «Кукла»,  «С утра на лужайку», С. Маршак «Цирк Шапито», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», Г. Остер «Вредные советы», А. Барто «Малыши», И. Демьянова «Скакалочка».

Второй урок вежливости.

с. 21-40

4.

Играть – это увлекательно.

Е. Чарушин «Никита - охотник».

Знать содержание произведения;

Уметь строить рассказ по опорным картинкам, уметь находить в тексте логически законченные части; озаглавливать части;

1

Работа с учебником;

составление рассказа по опорным картинкам;

озаглавливание частей;

с.41-43

5.

Игры в слова.

Г. Остер «Вредные советы», Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть», А. Барто «Игра в слова», И. Токмакова «Плим», «Динь-дон», С. Маршак «Вот маленький плюшевый слон…»

Уметь работать со стихотворным текстом, выразительно читать, находить ответы на вопросы в тексте;

1

Работа с серией картинок и текстами Г. Остера;

игры в слова;

заучивание стихов;

с.44-52

Д

Э. Успенский «Удивительное дело», Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок). Как нужно играть.

Третий урок вежливости.

6.

Почему Незнайка не стал поэтом?

Н. Носов «Приключения Незнайки»

Знать содержание произведения;

Уметь работать с иллюстрациями, читать с комментированием, отвечать на вопросы;

1

Работа с учебником;

чтение с комментированием;

ответы на вопросы;

парно-групповая работа;

с.53-58

7.

Как найти настоящих друзей?

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

Проверочная работа №1

Знать содержание литературного произведения;

Уметь читать и комментировать прочитанное, пересказывать, читать по ролям, выполнять лексическую работу;

1

Творческая работа;

игры в рифмы;

сочинение стихов;

чтение по ролям;

работа с учебником;

групповая работа;

проверочная работа;

с.59-63

8.

Обобщение по разделу: «Попрыгать, поиграть». Внеклассное  чтение по разделу 1.

Уметь участвовать в диалоге; слушать, высказывать свое мнение, доказывать его

1

Выставка рисунков;

устные рассказы детей;

контроль техники чтения;

с.64

Раздел 2. «Наш дом»(6ч)

Личностные: проявление любознательности, интереса к литературному чтению;

развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному с аргументацией;

оценивать простые жизненные ситуации с позиции общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к родным;

регулятивные: учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе;

планировать учебное сотрудничество;

познавательные: знать о творчестве поэтов и писателей; литературоведческие понятия; выделять главную мысль произведения; бегло и выразительно читать; пересказывать прочитанное;

 учить наизусть;

9.

Что можно увидеть в обычном дворе?

Г. Цыферов «Что у нас во дворе?»

Уметь формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном по плану

1

Беседа;

Работа с серией картинок;

Коллективный пересказ текста;

с.66-73

10.

О младших сестренках и братишках.

В. Драгунский «Сестра моя Ксения», А. Барто «Две сестры глядят на братца»,

 Я. Аким «Мой брат Миша»

Уметь составлять план, анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту;

Уметь читать стихи, формулировать свое отношение к прочитанному;

1

Работа с учебником;

 Выполнение индивидуальных рассказов;

Составление плана;

Характеристика героя;

с.74-85

11.

О детях и их родителях.

А. Барто «Разлука», «Одиночество», Г. Граубин «Окно», Э. Мошковская «Трудный путь»

Знать содержание прочитанного;

Уметь читать выразительно стихи, формулировать свое отношение к прочитанному;

1

Выразительное чтение стихов;

Работа с серией картинок;

Работа с учебником;

с.87-94

12.

Конкурс на лучшее чтение стихотворения

Г. Остер «Вредные советы», стихи И. Демьянова. Четвертый урок вежливости.

Уметь выразительно читать стихотворный текст;

1

Беседа;

Конкурс стихов;

Работа с серией рисунков;

Выразительное чтение;

с.94-96

Д

Дружат взрослые и дети.

М. Коршунов «Дом в Черемушках», Б. Заходер «Два и три», М. Зощенко «Глупая история»

Знать содержание произведений;

Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы, составлять устный рассказ по картинкам;

1

Чтение наизусть;

Составление устного рассказа по картинкам;

Комментированное чтение;

«диалог с автором»;

с.97-109.

13.

Стихи В. Бирюкова,

 О. Григорьева. Обобщение по разделу.

 Проверочная работа№2

Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном;

1

Выразительное чтение стихотворений;

Работа с учебником;

Проверочная работа;

с.110-112.

14.

Р/р Подробный пересказ с опорой на план и ключевые слова. Внеклассное чтение по разделу 2.

Знать содержание прочитанного материала по внеклассному чтению;

Уметь пересказывать с опорой на план и ключевые слова;

1

Беседа;

Подробный пересказ с опорой на план и ключевые слова;

Устные рассказы детей;

Раздел 3. «Ребятам о зверятах»(9ч)_

15-16.

Очень разные животные.

Б. Заходер «Мохнатая азбука»

Знать о творчестве и произведениях

Б. Заходера;

Уметь выразительно читать (отработка тона, интонации), анализировать чтение;

Личностные: проявление интереса к содержанию произведений по литературному чтению;

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

уметь передавать свои мысли и чувства через характеры и поступки героев;

регулятивные: учиться работать по предложенному плану;

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проявлять мобилизацию сил и энергии, способности к волевому усилию, преодолению препятствий;

коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

учить наизусть стихотворение;

познавательные: знать о творчестве писателей и поэтов;

формулировать ответы на вопросы по содержанию текста;

подробно пересказывать текст по вопросам и картинкам;

составлять устные рассказы по серии картинок;

выразительно читать стихи;

1

Ролевая игра;

Чтение в лицах;

Работа с серией картинок;

Выразительное чтение;

с.113-125

Д

М. Пришвин «Медведь»

с.126-130

17.

Веселые и грустные стихи о животных.

Г. Граубин «У ручья», «Беспокойные мыши», Саша Черный «Слоник, слоник…». Пятый урок вежливости.

Знать содержание произведений;

Уметь выразительно наизусть читать и вести беседу о прочитанном;

1

Выразительное чтение;

Чтение наизусть;

Работа с комиксами;

беседа

с.131-135

18.

Какие сны снятся щенкам?

Е. Чарушин «Томкины сны»

Знать о творчестве Е. Чарушина;

Уметь читать по ролям, озаглавливать части текста, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию, делать выводы из прочитанного

1

Творческая работа

Беседа

Выставка плакатов

Озаглавливание частей

Инсценирование рассказа

с.136-137.

Д

С. Михалков «Щенок»

с.138-141

19.

Отношение человека и собаки. Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина»

Знать содержание изучаемых произведений;

Уметь делить текст на части, уметь определять тему текста, пересказывать;

1

Выставка рисунков;

Озаглавливание частей;

Выразительное чтение;

пересказ

с.142-145

20.

«Любитель» живой природы. М. Коршунов «Рисунок с натуры».

Знать о творчестве М. Коршунова;

Уметь анализировать рассказ, находить его тему; уметь читать по строфам;

1

Анализ рассказа;

Выразительное чтение;

словесное рисование;

с.146-148

Д

М. Коршунов «Дом в Черемушках»

с.149-151

21.

Стихи о кошках и котятах.

Д. Хармс «Удивительная кошка», И. Токмакова «Котята»

Знать о жанре «рассказ»;

Уметь различать жанры произведений; анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту;

1

Выставка рисунков «Наши любимцы»;

Работа с иллюстрацией;

Выразительное чтение;

Составление диафильма из 12 кадров;

с.152-156

22.

Выдуманные и невыдуманные истории о животных и людях.

Ю. Мориц «Ворона»,

В. Вересаев «Братишка». Шестой урок вежливости.

Знать значение понятий «выдуманный» и «невыдуманный» рассказ;

Уметь анализировать прочитанное,

 уметь соотносить текст и иллюстрации к нему;

1

Выразительное чтение;

диалог

беседа

ответы на вопросы

с.157-162

23.

Р / р Выразительное чтение любимых стихотворений. Обобщение по разделу 3. Проверочная работа №3.

Знать произведения раздела;

Уметь ответить на вопросы по содержанию раздела;

Уметь соотносить иллюстрацию и название рассказа;

1

Выразительное чтение;

Чтение наизусть;

Беседа;

Проверочная работа;

Работа с книгой

Раздел 4. «Маленькие открытия»(9ч)

24.

Маленькие открытия поэтов в стихах об осени. Г. Граубин «Сон», «Шишкопад», В. Бирюков «Сентябрь»,

Т. Золотухина «Лужи-зеваки».

Знать о творчестве авторов и содержание произведений;

Уметь создавать словесную картину, читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать нужную информацию;

Уметь формулировать и высказывать свое отношение к прочитанному;

Личностные: проявление интереса к литературному чтению; к особенностям авторского употребления слов, выражений; понимать и чувствовать красоту, яркость, точность слова в художественном тексте;

регулятивные: составлять план действий по решению проблемы (задачи);

работать по предложенному плану;

соотносить результат своей деятельности с целью урока оценивать его;

коммуникативные: выражать свои мысли и действия в речи; допускать возможность существования разных точек зрения в процессе решения поставленных задач;

сотрудничество с учителем и одноклассниками;

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; подробно пересказывать тексты, называть их тему;

составлять устный рассказ по иллюстрациям; находить главную мысль, определять тему произведения;

1

Творческая работа;

Выразительное чтение;

Беседа;

Словесное рисование;

Работа с книгой;

с.165-169

25.

Волшебная осень.

В. Песков «Листья падают с кленов», И. Токмакова «Туман», «Осень».

1

Работа с комиксами;

Выразительное чтение;

Работа с книгой;

Выставка рисунков;

с.170-172

26.

Каким увидел ноябрь писатель Н. Сладков.

Н. Сладков «Почему ноябрь пегий?»

Знать о творчестве Н. Сладкова и его произведения;

Уметь соотносить содержание с иллюстрацией и заглавием; озаглавливать части текста, выразительно читать;

1

Беседа;

Работа с иллюстрацией;

Выразительное чтение;

Словесное рисование;

с.173-175

27.

Звуки и краски зимы.

Е. Благинина «Улетают, улетели…», Т. Золотухина «Метель», И. Токмакова «Медведь»

Знать  понятия «жанр», «декламация»;

Уметь определять темп, тон, громкость речи, читать текст по частям и высказывать мнение о прочитанном, отвечать на вопросы;

1

Выразительное чтение стихов;

Рисование иллюстрации;

Диалог;

с.176-177

Д

Н. Сладков «Песенки подо льдом», И. Токмакова «Куда в машинах снег везут»

с.178-181

28.

Как нарисовать словами весну.

Н. Сладков «Шапки долой!», И. Токмакова «Весна»

Знать содержание данных произведений;

Уметь воспринимать на слух и понимать художественное произведение;

Уметь по иллюстрации и названию предполагать, о чем рассказ;

1

Работа с иллюстрацией;

Выборочное чтение;

Озаглавливание частей;

Пересказ;

с.182-184

Д

Н. Сладков «Бегство цветов», Г. Новицкая «Зонтик», С Маршак «Дождь», А. Чутковская «Ночью дождь…»

с.185-190

29.

Удивительные цветы.

К. Паустовский «Приточная трава».

Знать о творчестве К. Паустовского; произведения отечественной литературы;

Уметь составлять устный рассказ по иллюстрациям, читать рассказ про себя с целью выбора необходимого тона, темпа, интонации;

1

1

диалог;

Устный рассказ;

Работа с иллюстрацией;

Выставка иллюстраций «Разные дожди»;

Выборочное чтение;

Пересказ;

Творческая работа;

Работа с иллюстрациями;

с.191-193

с.194-195

30.

Маленькие открытия писателя М. Пришвина «Берестяная трубочка»

Знать о творчестве М. Пришвина и его произведениях;

Уметь пересказывать рассказ с использованием иллюстраций; соотносить заголовки с частями рассказа;

Д

А. Александров «Лесные шорохи», г. Скребицкий «Лесной голосок»

с.196-199

31.

«Эту чудную картину я увидел у окна…»

 Ю. Мориц «Что над чем». Проверочная работа №4.

Знать о творчестве

 Ю. Мориц;

Уметь выразительно читать, находить главную мысль, определять тему; строить монологические высказывания, находить в тексте ответы на вопросы;

1

Монолог;

Выразительное чтение;

Составление плана;

Пересказ;

с.200-203

32.

Заключительный урок по учебнику «Капельки солнца». Обобщение

Знать пройденный материал 1 класса;

Уметь выполнять проверочную работу, обобщать материал;

1

Обобщающая беседа;

Проверочная работа;

с.204


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения 1 класс УМК «Школа России»

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения 1 класс УМК «Школа России» ( 5 ч в  неделю) 36 часов всего. Составлен по учебнику Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. голованов...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс школа 2100

В материал входит пояснительная записка., учебно-тематическое планирование, календарон-тематическое планирование....

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс "Школа 2100" авторы Р. Н. Бунеев , Е. В. Бунеева с видами деятельности учащихся....

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 3 класс

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 3 классУМК "Начальная школа XXI века"....

календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс программа 2100

календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс программа 2100...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс Школа 2100

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс Школа 2100...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс "школа 2100"

Приложение 1к рабочей программе по литературному чтению...