ТЕМА: ДОЛГАНСКАЯ СКАЗКА «КАК ПОЯВИЛИСЬ РАЗНЫЕ НАРОДЫ»
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Гарайшина Ирина Непесовна

Урок литературного чтения во 2 классе, III ч етверть. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_vo_2_klasse.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения во 2 классе, III четверть

Тема: долганская сказка
«Как появились разные народы»

Цели: развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации.

Ход урока

  1. Организационный момент. Актуализация знаний.

Слайд 1 пустой

- Мы продолжаем работать в разделе «Сказка мудростью богата». Вспомним прочитанные сказки.

Слайд 2

- Дайте название сказки, чья сказка, кто был мудрым, кому помогла мудрость, сколько загадок. Какая загадка по вашему мнению самая мудрая. Кто придумал свою загадку?(ответы детей)

Слайд 3 пустой

- В татарской сказке «Мудрый старик» падишах отменил свой жестокий указ. В киргизской сказке «Мудрая девушка» хан Болотбек простил свою жену. В русской сказке «Мудрая дева» царь присудил отдать жерёбёнка бедному мужику. Как вы заметили: во всех трёх сказках всесильные правители признали себя побеждёнными. Почему? Если вы сможете ответить на этот вопрос, значит, вы поняли народную мудрость, заключённую в этих сказках.

Вывод: Все народы во все времена ценят умных, мудрых людей. Ум, находчивость, метко сказанное слово, житейская мудрость часто спасали людей в трудные минуты.

II. Постановка проблемы.

- Мы прочитали 3 сказки разных народов. Сегодня нас ждёт встреча ещё с одной сказкой. Стр. 26

Слайд 4

– Чем интересен заголовок сказки? (в заголовке вопрос)

– Кто пытается ответить на этот вопрос? (долгане)

 -А вы когда-нибудь, задумывались, как образовались разные народности?

- Вот и малочисленному народу долганам было, интересно, откуда пошли разные народности, так они назвали свою сказку, где дают объяснение образованию народностей.

  - Только ли долган это интересовало? (нет)

Слайд 5

– Можно ли предположить, где живут люди, изображенные на иллюстрации?  

- Как догадались?(эти люди живут на Севере. Это подсказывает их одежда, внешность)

- Кто ещё изображён? (птицы)

– Если бы эта иллюстрация ожила, что бы мы услышали и увидели?

  1. Открытие детьми нового знания.

Слайд 6 пустой

Чтение  сказки детьми.

Слайд 7

– Подтвердилось ли наше предположение, о ком эта сказка?(да, это сказка о народах Севера)

Слайд 8

- Как называются эти народы, прочитаем хором «эхом».

IV.Физминутка

Слайд 9

- Сложно людям, живущим на Севере. На Севере сильные морозы, недостаток кислорода, недостаток солнца… Поиграем в игру “Холодно!” (растирают от холода)

- Щечки – комочки,

- носики – курносики,

- реснички – сестрички,

- ушки – непослушки,

- пальчики – мальчики.

- Солнце – я – Земля – повторить3 раза. Поднять ладони вверх на уровне груди и представить, что на них светит солнце. Направить представленный “солнечный луч” на грудь. Затем опустить руки ладонями вниз, имитируя освобождение от всех болезней, со словами: “Болезни отдать Земле-матушке”. Повторить 3 раза.

V. Первичное закрепление.

Слайд 10 пустой

Повторное чтение  с комментариями:

Слайд 11

- Что такое чум? (переносное жилище народов)

– Почему птицы не замерзают в снегу, а согреваются?

Слайд 12 пустой

– Зачем человек пошел искать теплую страну?

- Почему он смелый человек?

– Как отнеслись люди и птицы к словам смелого человека?

Слайд 13

Слайд 14 пустой

– Почему смелый человек не ушел вместе со своим племенем?

– Что с ним произошло? Слайд 15

- Древние люди думали, что каждое племя, род происходят от какого-то предка-животного. Такой предок по-научному называется «тотемом». Смелый человек превратился в тотемную птицу.

Слайд 16 пустой

Слайд 17

- Как люди шли в тёплую страну?

-Из-за чего поругались люди?

Слайд 18 пустой

- Как решил наказать обиженный человек другого? (решил не говорить на одном языке)

- К чему это привело?

Слайд 19

Выступление детей о народах Севера.

Слайды 21-23

Основное занятие долган - оленеводство, охотопромысел и рыболовство.

Женщины-долганки - в основном все хорошие мастерицы по пошиву национальной одежды, по украшению оленьих снаряжений, по оформлению домашней утвари для кочевой жизни.

Нанайцы относятся к коренным народам Приамурья. Традиционно они занимаются рыбной ловлей, охотой, собирательством. Реки и окружающая тайга кормили и одевали нанайцев, обеспечивали семьи всем необходимым. Орудиями охоты были лук со стрелами, копье, различные самострелы, петли, сетки на мелких пушных зверей.

Эвенки – означает: живующий в горных лесах народ.  Эвенки говорят на эвенкийском языке.  Эвенки не имеют собственной письменности, в скотоводческих районах эвенками широко используется монгольская письменность, в сельскохозяйственных и горных районах – китайская письменность

Якуты - самый многочисленный коренной народ севера России. Якуты занимались в основном коневодством и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми ухаживали мужчины, а за крупным рогатым скотом - женщины. На севере разводили оленей.

VI. Игра «Белый шаман».

Слайд 24

- Я вам предлагаю национальную игру  народов  Севера “Белый шаман”.

Шаман – колдун, знахарь, призывает на помощь духов. Во время ритуала он бьет в бубен из кожи.

Белый шаман – это добрый человек.

Условия игры: все – в круг. Шаман становится в центр. “Бьет” в бубен мелодию. Подходит к любому игроку – просит повторить мелодию. Если игрок повторяет точно мелодию – передает бубен другому. Если не сможет – выбывает из игры.

- Злых духов отогнали!

- Послушайте, как звучит музыка во время ритуала шамана.  Слайд 26  

VII. Беседа по вопросам ко всей сказке.

- Вернёмся к сказке. Попробуйте ответить на вопросы:

1) почему это произведение – сказка;

2) что, по-вашему, в ней реально, а что вымышлено;

3) зачем долгане рассказывают своим детям такую сказку;(они рассказывают о происхождении своего народа, своего рода, это легенда) Слайд 27

VIII. Итог урока.

Тетрадь. Стр.35 №3.

 Слайд 28

- Какое наказание постигло людей за их жадность? Выбери наиболее точный ответ. Слайд 29

– Что означает выражение «говорить на разных языках»? (не понимать друг друга.)

- Почему долганская сказка «Как появились разные народы» помещена в раздел «Сказка мудростью богата». ( В сказке спрятана между строк ещё одна мудрость: за то, что люди поссорились из-за своей жадности, они наказаны тем, что перестали понимать друг друга) Слайд 30 вывод

- Какой вывод для себя вы сделаете после чтения данной сказки? (Любую проблему или вопрос можно решить мирным путём, путём договора. Совсем

неважно, на каком языке говорят люди. Все они должны жить дружно, тогда и любое дело будет у них ладиться.)

IX. Повторное обращение к иллюстрации.

- Какой момент сказки изобразил художник?

-Смелый человек нашёл тёплую страну, а мы попробуем попасть в тундру.

Слайд 31

(звучит песня «Увезу тебя я в тундру»)

X. Рефлексия.

Слайд 32

Я узнал.

Я удивлён.

Я горжусь.

XI. Выставление отметок.

XII.Домашнее задание: перечитать сказку, пересказать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как появились разные народы (долганская сказка)

УМК "Школа 2100" На уроке учащиеся познакомятся с народами севера: быт, одежда, занятия....

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Как появились разные народы (долганская сказка)".

Цели: * знакомство с новой сказкой народов мира *развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации *формирование умения отвечать на вопросы учителя по содержан...

Обобщающий урок по теме «Сказки разных народов»)

Обобщающий урок по типам сказок...

Разработка занятия кружка "Книголюбы". Тема: Сказки разных народов. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка».

На занятии происходит знакомство со сказками народов мира, формирование читательских умений  у обучающихся при работе с текстом, привитие норм морали и нравственности через принятие идейной...

Разработка занятия кружка "Книголюбы".Тема: Сказки разных народов.Татарская сказка «Три сестры». Нанайская сказка «Айога»

На занятии происходит знакомство со  сказками  разныъх народов, их особенностями, с бытом и традициями разных народов, совершенствуются навыки осознанного чтения....

Долганская сказка "Как появились разные народы"

Долганская сказка "Как появились разные народы"...

Презентация на тему “Национальные традиции гостеприимства у разных народов”

Презентация на тему“Национальные традициигостеприимства у разных народов&rdquo...