Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Как появились разные народы (долганская сказка)".
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Лайкина Анна Николаевна
Цели: * знакомство с новой сказкой народов мира *развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации *формирование умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного *формирование умения выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения *развитие умения аргументировать свою точку зрения *обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения *проведение урока с учётом здоровьесберегающих технологий * проведение урока с учётом технологии продуктивного чтения Задачи: *совершенствование техники чтения, развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса *развитие речевых умений при работе с текстом, развитие умений сравнивать и делать выводы, обосновывать *свою точку зрения, развивать наблюдательность, воображение *развитие межпредметных связей (окружающий мир, русский язык) *воспитание умения слышать и слушать

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Лайкина Анна Николаевна

Класс: 2В

Тема урока: Долганская сказка «Как появились разные народы».

Цели: 

* знакомство с новой сказкой народов мира

*развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации

*формирование умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного

*формирование умения выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения

*развитие умения аргументировать свою точку зрения

*обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения

*проведение урока с учётом здоровьесберегающих технологий

* проведение урока с учётом технологии продуктивного чтения

Задачи:

*совершенствование техники чтения, развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса
*развитие речевых умений при работе с текстом, развитие умений сравнивать и делать выводы, обосновывать *свою точку зрения, развивать наблюдательность, воображение
*развитие межпредметных связей (окружающий мир, русский язык)
*воспитание умения слышать и слушать


Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

2.Ориентироваться на развороте учебника.

3.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

3. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственные УУД

1. Гражданско-патриотическое воспитание.

2. Воспитание здорового образа жизни.

3. Экологическое воспитание.

4. Эстетическое воспитание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

 (обучающиеся стоят около своих парт)

Кинезиологические упражнения:

# «кнопки мозга» за мочками ушей

# «кнопки мозга» на лбу

# «энергетическая зевота» (массаж точек в углублении щёк – широко открыть рот)

# «думающая шляпа»

-Ребята, сегодня на урок литературного чтения к нам пришли гости. Повернитесь, кивком головы поздоровайтесь с ними и снова повернитесь ко мне.

II. Интеллектуальная разминка (повторение изученного материала).

-Сначала мы поразим гостей своими глубокими знаниями, а для этого проведём устный блиц-опрос.

(блиц-опрос; обучающиеся стоят около своих парт; у каждого – карточки с буквами А,Б,В; учитель задаёт вопрос и называет три варианта ответа; ученики молча поднимают карточку с буквой, под которой был назван правильный вариант ответа; быстрое озвучивание правильного варианта ответа)

1. Раздел учебника, который мы читаем, называется:

А: Сказочные богатыри

Б: Сказочные человечки

В: Сказка мудростью богата

2. Сказки бывают:

А: Волшебные и бытовые

Б: О животных, волшебные, богатырские, бытовые

В: Интересные и неинтересные

3. Как звали героиню сказки «Мудрая девушка»:

А: Василиса Премудрая

Б: Даанышман

В: Лейла

4. Что отменил падишах в сказке «Мудрый старик»:

А: Налоги

Б: Все праздники

В: Жестокий приказ

5. В русской сказке «Мудрая дева» царь присудил отдать жеребёнка:

А: Бедному мужику

Б: Именитому брату

В: Дочке-семилетке

6. По отношению к какому топору честный мальчик сказал: «Вот мой топор, дедушка»:

А: Золотому

Б: Железному

В: Серебряному

7. Что выращивал у себя в саду хозяин:

А: Рассаду помидоров

Б: Розовый куст

В: Ивовый росток

8. Чем наелся мужик в русской сказке:

А: Баранкой

Б: Пиццей

В: Шоколадкой

9. Что ценят все народы во все времена:

А: Золото, бриллианты

Б: Ум, мудрость, находчивость

В: Глупость

10. Что общего в названиях сказок: «Как появились галки», «Почему лиса красная», «Откуда появились разные народы»:

А: Это волшебные сказки

Б: Ничего общего нет

В: В названиях этих сказок звучит вопрос

-Спасибо за ваши ответы, можете присаживаться на свои места.

III. Работа с текстом до чтения (работа с заглавием и иллюстрацией).

-Ребята, откройте учебник на стр. 26. Прочитайте про себя название сказки, с которой мы будем знакомиться сегодня на уроке. Как связана тема урока с моим последним вопросом в интеллектуальной разминки? (в вопросе учителя уже прозвучало название новой сказки)

-Чем интересен заголовок сказки? (в нём звучит вопрос) Какой народ попытался в этой сказке ответить на этот вопрос? (долганский, так как это долганская сказка)

-Посмотрите на иллюстрацию. Кто на ней изображён? (люди) Можете ли вы предположить, где живут люди, изображённые на иллюстрации? (живут на Севере, в холодном климатическом поясе). Как мы смогли это понять, что на рисунке вам подсказало правильный ответ? (льды, снег, жилище людей, тёплая одежда, северное сияние, кажется, что дует ветер)

-Ребята, если бы авторы учебника нам не указали в скобках, какого народа эта сказка, как бы мы смогли понять, что это не русская сказка? (вид жилища, одежда, внешность, разрез глаз)

!!!!!!!Родина долган — полуостров Таймыр. (на доску- илл. Можно уточнит у обучающихся, что такое полуостров)  Они расселяются небольшими группами, так как скудная северная природа не обеспечивает средствами к жизни большие коллективы. Поиски новых пастбищ для оленей и охота на дикого оленя заставляли их все время менять места обитания. Долганы представляют собой наиболее многочисленную группу среди коренных народностей Таймыра. Традиционные занятия долган — оленеводство, охота на дикого северного оленя, пушного зверя, птицу и рыболовство.
Основа пищи — оленина и рыба (едят сырой, мороженой (строганина), а также варёной). Употребляют в пищу мясо птицы, лук и корни некоторых растений.
Национальная одежда долган – красива и разнообразна. Характерной особенностью её является несколько удлиненный задний подол, который при посадке на холодную землю заменяет дополнительную подстилку.!!!!!!!!!!!!

-Ребята, кто ещё (кроме людей) изображён на иллюстрации? (птицы, собаки в упряжке)

-Представьте, что эта иллюстрация смогла ожить. Что тогда мы бы с вами услышали? (шум ветра, звуки, которые издают птицы, долганскую речь, приветствие для нас от долган, разговоры людей между собой). –О чём эти люди могли разговаривать между собой? (о новом месте для поселения, об охоте, о рыбалке и т.д.)

-А, может быть, они пригласили нас к чтению и скорейшему знакомству с новой сказкой.

IV. Ознакомление (первичное чтение текста).

-Ребята, возьмите в руки простой карандаш. Предположите, какое задание я вам могу дать для выполнения при первичном знакомстве с текстом сказки. (подчеркнуть орфограммы, разделить текст на части, посчитать количество абзацев, найти и подчеркнуть незнакомые слова и др.)

-Я на доске (при помощи вас) хочу составить список понятий (слов), которые доказывают, что это сказка народов Севера. А для этого вам самостоятельно нужно прочитать сказку и подчеркнуть незнакомые слова.

(дети читаю сказку самостоятельно; подчёркивают незнакомые слова; далее идёт работа с выяснением значения слов; учитель на доску вывешивает карточки с понятиями и иллюстрации)

– Подтвердилось ли наше предположение, о ком эта сказка? (да, это сказка о народах Севера)

Старина- прежние, давно прошедшие времена

Пурга- метель с сильным ветром, возникающая чаще всего на безлесном пространстве

Чум- форма жилища у народов Севера, шалаш из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами

Услыхала- услышала

Уточка-чирок- дикая утка

Племя- группа людей, живущих на одной территории, у которых общие язык, обычаи, традиции

Чудесная страна- тёплая страна

Вывернул наизнанку- вывернуть в обратную сторону

Птица лунь- птица семейства ястребиных

Дичь- дикие животные как объект охоты

Лук- метательное оружие, предназначенное для стрельбы стрелами

Переругались- сильно поссориться

Эвенки, якуты, нанайцы- народы Севера   (учитель предлагает ребятам раскрасить «человечка Севера» на индивидуальной карточке)

V. Работа с текстом (перечитывание текста, понимание, беседа по содержанию).

-Ребята, посчитайте, сколько абзацев в этой сказке. (11)

(далее идёт чтение сказки вслух отдельными учениками по абзацам; работа по вопросам)

1 абзац: -

2 абзац: -Объясните причину того, что люди боялись выходить из своих чумов? Что это за мороз такой? (очень низкая температура, снегопад, сильный ветер)

                 Ребята, у кого-нибудь из вас возник вопрос к автору? (А как снег может согревать птиц, ведь он холодный?) Давайте запишем этот вопрос. (ученики записывают вопрос в индивидуальную карточку)

3 абзац: -Почему человека назвали смелым?

4 абзац: -

5 абзац: -Как вы думаете, почему смелый человек не пошёл со своим племенем, почему решил остаться?

6 абзац: - (поясняет учитель) Древние люди думали, что каждое племя, род происходят от какого-то предка-животного. Такой предок по-научному называется «тотемом». Смелый человек превратился в тотемную птицу.

7 абзац: - Ребята, у кого-нибудь из вас возник вопрос к автору? (А как влияют привязанные орлиные перья на точное попадание в цель?) Давайте запишем этот вопрос. (ученики записывают вопрос в индивидуальную карточку)

8 абзац: -Зачем люди стали делить перья?

9 абзац: -Каким отрицательным качеством обладал обидчивый человек? (жадность)

-11 абзацы: -Так как же появились разные северные народы?

(из-за ссоры, жадности, один человек обиделся на другого и решил больше с ним не разговаривать на одном языке)

-Ребята, можно ли поступок обиженного человека назвать мудрым?

VI. Физкультурная пауза.

- Сложно людям, живущим на Севере. На Севере сильные морозы, много снега, недостаток кислорода, недостаток солнца…

Кинезиологические упражнения:

# «медвежьи покачивания»

# «снеговик»

# «тотемная птица»

# «растирание от холода»

- Щечки – комочки,

- носики – курносики,

- реснички – сестрички,

- ушки – непослушки,

- пальчики – мальчики.

# «тянемся к солнышку»

VII. Работа с текстом (анализ текста, оценка, творческие задания, беседа по содержанию).

-Вернёмся к сказке и попробуем ответить ещё на ряд вопросов

«жужжащее чтение»

-Ребята, возьмите в руки простой карандаш и обведите в тексте слова – ответы на мои вопросы.

-Когда были очень холодные зимы?

-Кто не побоялся отправиться в путь?

-Кто услыхал слова смелого человека?

-Что сшил себе смелый человек, решив остаться там, где родился?

-Как сначала шли люди в тёплую страну?

-Как решил наказать обидчивый человек другого?

-Какие народы появились в результате ссоры?

 -(фронтальная проверка) Глядя на свои ответы в тексте, воспроизведите мои вопросы.

-Ребята, у кого-нибудь из вас возник вопрос к автору? (В чём отличительные особенности народов Севера?) Давайте запишем этот вопрос. (ученики записывают вопрос в индивидуальную карточку)

-Ещё один вопрос вам задаёт рабочая тетрадь на стр.35, №III (3) (Наиболее точная формулировка – третья.)

– Что значит выражение «говорить на разных языках»? (Не понимать друг друга. В сказке спрятана между строк ещё одна мудрость: за то, что люди поссорились из-за своей жадности, они наказаны тем, что перестали понимать друг друга.)

-Давайте не забывать, что мы читали сказку. Составьте перечень (список) сказочных примет  (запишите на индивидуальной карточке): начало сказки словами «давным-давно…», чудесное превращение человека в птицу

VIII. Итог урока.

-Оцените значимость этой сказки (для чего авторы познакомили нас с этой сказкой). – Как вы думаете, зачем долгане рассказывают своим детям эту сказку? (Они рассказывают о происхождении своего народа, своего рода. В основе сказки лежит легенда.)

-Что значит выражение «говорить на разных языках»? (не понимать друг друга. Иногда люди, говорящие на одном языке, как бы говорят «на разных языках», то есть не понимают друг друга)

-Ребята, у кого-нибудь из вас возник вопрос к автору? (Существуют ли ещё сказки и легенды о происхождении других народов?) Давайте запишем этот вопрос. (ученики записывают вопрос в индивидуальную карточку)

IX Домашнее задание.

-Откройте дневники и запишите слово, составит его из букв-снежинок (опора на индивидуальную карточку)

(получается слово «вопрос») –Что это может значить?

-Распределим вопросы, записанные в ходе урока на карточке:

1в. – 3 вопрос

2в. – 1 вопрос

3в. – 4 вопрос

4в. – 2 вопрос

(ответить на вопросы письменно)

X. Рефлексия.

-Раскрасьте жилище «человечка Севера» определённым цветом:

красный – задания и вопросы были сложными, я ничего не понял, надо серьёзнее относится к урокам

синий – хорошо поработали на уроке, был удивлён, задания и вопросы были не совсем простые, но я справился

зелёный- узнал для себя что-то новое, сделал выводы, было интересно работать на уроке со сказкой

XI. Дополнительное задание.

(если позволит время)

(работа в группах – отгадывание загадок народов Севера)

1. Стадо оленей кругом озерка кормится, говорят (зубы)
2. Золотое блюдечко по воде плавает (солнце)
3. Много людей молчат, стоят (звезды)
4. В воде не тонет, в огне не горит (лёд)

5. Красную лису в красной норе привязали, а она никак убежать не может (язык)

6. Везде обманывает, вечно хвастается (лисица)

7. Клубком свернулась (собака)

8.Четыре человека имеют одно лицо (стол)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как появились разные народы (долганская сказка)

УМК "Школа 2100" На уроке учащиеся познакомятся с народами севера: быт, одежда, занятия....

Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .

данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»

Конспект урока-обобщения  в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием   драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...

Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».

Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения (2 класс) Тема: "Фольклор народов зарубежных стран" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с фольклором зарубежных стран; знакомство с произведением «Бульдог по кличке Дог»;  расширение знаний учачихся о произведениях авторов и...

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....