Гундоровский казачонок-2011.
классный час по чтению (3 класс) по теме

Антипова Александра Леонидовна

               Данный материал рассказывает о династии казачей семьи Крохина Саши. Это наше второе участие в таком серьёзном конкурсе. Мы заняли первое место. Саша был лучшим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_k_konkursu_gundorovskiy_kazachonok__2011.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Мой казачий род.

(Сценарий к конкурсу «Гундоровский казачонок – 2011». Мини-презентация.)

Цели: Приобщение к истории казачества, истории своего края.

            Воспитание чувства патриотизма к своей малой родине, России, уважения к старшим, их традициям.

Ученик 1: - Я, Крохин Александр Викторович, ученик 3 «Б» класса. Мне 9 лет. Я учусь в казачьей имени Гриши Акулова средней школе №1, где чтут традиции предков и уважают старших.

     Необыкновенна судьба наших предков. Жили. Родине служили, защищали её от врагов, растили хлеб. Детей воспитывали в строгости, внушали, чтобы больше всего на свете хранили свою честь и доброе имя. Они говорили: «Будь честен, отважен, одним словом – казак!»

     Мой казачий род только по линии дедушки насчитывает  более 30 человек.

Люблю я наших стариков,

Но не ворчливых и дотошных,

А чуть лукавых, суматошных –

Из глубины седых веков.

Я вижу мудрость в их глазах,

Ловлю их выговор казачий,

И начинает мне казаться,

Что сам я – истинный казак.

     Казаки Крохины родом из хутора Волченский Каменского района.

Ученик 2: - А ты знаешь, Саша, что в 17 веке здесь размещалась казачья застава? А первым начальником заставы был казак Волченский? Она прикрывала юго-западный рубеж станицы Каменской.

Живою изгородью здесь

Селились они от Бога,

Екатеринины сыны

Российского народа.

Ученик 1: Да, по рассказам прадедушки, по первому сигналу казаки седлали коней и отправлялись на сборы в станицу Старочеркасскую.

Полный удали и славы,

С шашкой, пикою в руке,

В диком вихре бурной лавы

С гиком мчатся на коне.

Верный церкви, Государю,

Беспредельно Русь любя,

- Ну, скажите, кто удалей,

Кто отважней казака?

     История моих предков является отражением истории России. Мой прапрадед Крохин Михаил (к сожалению, отчества никто не помнит) был трудолюбивым казаком. Он имел большой пай (надел) земли в хуторе Волченском, 6 пар быков, рабочих и выездных лошадей, пасеку, большое домашнее хозяйство. Когда он уезжал на сборы, прапрабабушка  Марфа Ивановна вела хозяйство, занималась воспитанием детей. ( А их у них было один сын и три дочери).

     После революции началось раскулачивание и расказачивание. Прапрадедушку увели из дома, и больше о нём никто  ничего не узнал. Он считается без вести пропавшим.

Ученик 2: От горя в степи поседели курганы.

                  Распятым затих расказаченный Дон.

Ученик 1: Прадед Крохин Михаил Михайлович с раннего детства познал тяжёлый крестьянский труд, труд казака. В 30-е годы семья переехала в станицу Каменскую. Началась Великая Отечественная война. Прадедушка ушёл на фронт.

Ученик 2: Слава казачья, ты вновь зашумела.

                  И встали по первому зову страны

                  За честь, за свободу, за правое дело

                  Ковыльного Дона лихие сыны.

Ученик 1: - Нашей семье повезло: прадедушка после тяжёлых ранений вернулся домой. Он занялся мирным трудом. В его семье родились и выросли 9 детей: 5 сыновей (Николай, Александр, Станислав, Владимир, Павел) и 4 дочери (Валентина,  Лидия, Нина, Татьяна.) Все получили обычные рабочие профессии: строителя, шахтёра, токаря, механизатора. А Станислав осваивал Байкало-Амурскую магистраль, где трагически погиб.

     Мой дед Крохин Владимир Михайлович родился в победном 1945 году. Он помнит, чему учили его отец и мать, его дед. Он всегда говорит мне и моему отцу Крохину Виктору Владимировичу: «Не посрамите своей фамилии – предки не простят! Будь честным, отважным, одним словом – казаком!»

Ученик 2: - Саша, а сохранились ли у вас сейчас в семье казачьи традиции?

Ученик 1: - Казачьих традиций в нашей семье осталось немного, но всё же они есть. Например, до сих пор хлеб за столом режет только дедушка. До сих пор бабушка провожает дедушку до ворот и встречает после возвращения, как это бывало раньше: казачка провожала мужа за ворота, держа за уздечку коня. Вера в Бога была неотъемлемой частью жизни казачества, соблюдались все православные традиции. В нашей семье отмечают Рождество, Пасху. Я тоже люблю эти праздники. Кроме того, в моём казачьем роде чтят казачьи заповеди:

- Служат верно своему народу.

- Держат слово.

- Уважают старших.

Ученик 2: Да, казаком надо родиться!

                  Казаком надо стать!

                  Казачьему роду нет переводу.

                  Ты на нас, Россия, положись!

                  Шибутные пацаны, проще – казачата,

                  На глазах станицы всей растут, как опята!

Ученик 1: Норовят во всём блеснуть! И на то причина –

                   Может, скажет кто-нибудь: «Ай да, казачина!»

Проводы в армию казака. (Инсценирование.)

Действующие лица: Отец, мать, два сына, дочь, подружки, урядник.

(За столом сидит вся семья, обедают. Звучит мелодия песни «Любо, братцы, любо…». В стороне стоят подружки и разговаривают.

1. По станице разговоры:

    Скоро казакам на сборы.

    Кто из молодых ребят

    Едет этот раз в отряд?

2. Да Крохиных сын –  Сашка.

    Ой, пошли к нему, подружка.

    Едет в дальнюю станицу,

    Надобно нам с ним проститься!   (Убегают.)

( Входит урядник.)

Это Крохиных курень?

Мабудь не ждали вы гостей.

Да серьёзных новостей?

Атаман меня прислал

Да наказ свой передал:

Казаку уже шестнадцать.

Пора службой заниматься!

Завтра двинемся в дорогу,

Собирайтесь понемногу!

До станицы-то Черкасской

Ехать нам не близко.

Прощевайте, я пошёл!

Мать:

Ой,  ты Сашенька, сыночек!

Драгоценный голубочек:

Не хочу тебя пускать,

Саблей вострою махать!

Отец:

Полно, мать, уже на птенчик,

А орлом пора взлетать.

Сестра:

Ой, ты родненький мой братка,

Будет там тебе не сладко!

Потемнеет белый день,

Опустеет наш курень.

Отец:

Подросли уж сыновья…

Сына мы благославляем,

Да наказом наставляем:

Не позорь родителей,

Да всегда будь бдительным.

Дюже сну не доверяй,

Саблю чаще навостряй:

С саблей ты, казак  смелей,

Пред врагами не робей,

 

Мать:

Рушничок я вышивала,

Про  сыночка вспоминала.

В добрый час тебе, сынок,

Не оставит тебя Бог.

 Саша:

Благодарствую на том,

Поклонюсь перед отцом,

Перед  матерью, сестрою,

Перед бабушкой седою.

Честь семьи я соблюду,

Дедушку не подведу.

Брат:

 Ты, наш Сашка, не журись,

Да домой скорей вернись.

Мы тебе кинжал вручаем

И наказ напоминаем:

Такая доля казака

Разить врага наверняка.

Чтобы дом свой защитить,

Сильным должен казак быть.

Чтоб станицы охранять,

Должен на коне скакать

Лихо, как стрела в полёте.

Малыш:  Может, и меня возьмёте?

Сестра:

Ты до сборов не дорос,

Маленький остался.

На коня тебя сажать

Урядник отказался.

Отец:

Ну-ка, цыц, мне хохотушки.

Незаметно год пройдёт,

И казак наш подрастёт.

Мать:

Что ж, сынок, собирайся в путь.

Всё, что слышал не забудь!

На прощание гуртом

Песню для тебя споём.

(Исполняется песня на мелодию «Как родная меня мать провожала…»)

Песня «Как родная меня мать провожала…»

Как родная меня мать провожала,

Тут и вся моя родня набежала!

Мать, отец, сестра и брат – родней нету.

Я же еду воевать по белу свету.

Мать кричит, совсем охрипла: «Мой сыночек,

Драгоценный же ты, мой голубочек.

Не пущу тебя я, сынку, во солдаты.

Опустеют на селе наши хаты».

А отец стоит, глядит, вид суровый:

- Не позорь-ка ты, мамаша, род отцова.

Сын наш вырос богатырь, есть и сила,

Защищать народ пойдёт и Россию».

Ой ты, родненький братишка, наш Серёжа,

Тосковать за тобою будем тоже.

Ой не плачьте, не горюйте, вы родные,

Победим мы врага, придём живые.

А если пуля вдруг настигнет в поле чистом,

Мне не страшно умереть за Отчизну.

Я на смену воевать пойду тоже,

Я казак боевой всем поможу.      (Поёт малыш.)

Как родная меня мать провожала,

Тут и вся моя родня набежала.