Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Головина Надежда Анатольевна

Интересные задания по сказкам А.С.Пушкина и презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа  имени М.М.Рудченко села Перелюб»

Литературный турнир

 по сказкам А.С. Пушкина.

 

Учитель: Головина Н.А.

2010  год

Цель турнира: обобщить знания учащихся о сказках А.А. Пушкина.

Задачи конкурса:

  • вспомнить сказки, написанные Пушкиным А.С.
  • повторить признаки сказки;
  • прививать интерес к чтению;
  • развивать речь учащихся;
  • воспитывать чувство товарищества, здорового соперничества.

Оборудование:

Портрет А.С.Пушкина.

Выставка книг со сказками А.С.Пушкина.

Эмблемы.

Жетоны.

Костюмы Бабы Яги, Кота учёного.

Призы.

Пакеты с заданиями.

Надпись на доске: “Что за прелесть эти сказки…” (Пушкин А.С.)

Рисунки детей к сказкам.

Презентации .

Ход командного конкура :

  1. Вступительное слово учителя.

Добрый день, уважаемые дети и наши гости. Я приглашаю вас сегодня в удивительный мир сказок А.С.Пушкина. Мир сказок открыт нам с детства. Как писала Юнна Мориц:

“Сказка по лесу идёт,
Сказку за руку ведёт.
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка- умница и прелесть,
С нами рядышком идёт.”

II.В начале нашего занятия я предлагаю вам разгадать кроссворд, когда вы его разгадаете, поймете, о чем тема нашего урока.

1.Герой сказки, к которому обращаются со словами «Не гонялся бы ты за дешевизной!» (Поп)

2.Сказочное дерево, у которого «И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом». (Дуб.)

3.Герой сказки, что жил у славного царя Дадона, «стерег границы его царства». (Петушок.)

4.К кому обращалась героиня сказки со словами: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»? (Зеркальце.)

5.Герой сказки, который произносит слова:

           «Ты волна, моя волна!

Ты гуллива и вольна!

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас наружу!».  (Гвидон.)

6.Героиня «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».  (Чернявка.)

-Ребята, какое слово получилось в выделенном столбце?

 (Пушкин.)

-Правильно. Сегодня мы будем говорить об Александре Сергеевиче  Пушкине,(Слайд)).

-Великий русский поэт А. С. Пушкин родился в Москве два века назад. С раннего детства он был окружен заботой и вниманием родителей. Но особенно заботилась о нем его няня - простая крестьянка, мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий, она «окала». Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково матушкой.                    

-А кто из вас знает, как звали няню?
(Арина Родионовна.)

-Когда Александр Сергеевич был еще совсем маленьким ребенком, родители между собой говорили только по-французски и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя-француза ему наняли. А все же Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете. Назовите их.

 1.«Сказка о рыбаке и рыбке»

2.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

3. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе

Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди”.

4.«Сказка о попе и о работнике его Балде»

5.«Сказка о золотом петушке».

Песня с презентацией «В гостях у сказки»

И сам А.С.Пушкина писал о сказках так: “Что за прелесть эти сказки…” И нет такого человека, который бы не знал его сказок. А насколько вы хорошо с ними знакомы, мы с вами и проверим сегодня.

А оценивать я предлагаю с помощью жетонов.

III. Представление команд.

1-я команда будет называться «Золотая рыбка»

Девиз: “ Не в волшебстве наша сила, а в дружбе”

2-я- «Золотой петушок»

Девиз: “Нет на свете нас прилежней, и храбрее и надежней”

IVРазминка. (Команды отвечают по очереди.)

  1. Сколько лет жил старик со старухой у самого синего моря?(30 лет и 3 года).
  2. Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля».)
  3. Откуда эти строки?

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

 Всюду веешь на просторе,

 Не боишься никого,

 Кроме Бога одного?»

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

  1. Сколько раз закидывал старик невод? (Три раза.)
  2. С чем приходил невод? (Первый раз - с тиной, второй раз ~с травою морскою, третий раз - с золотой рыбкой.)
  3. Какое наказание придумала злая царица молодой царевне?(«Весть царевну в глушь лесную и, связав ее живую, под сосной оставить там на съедение волкам».)

V. Конкурс “Слова – архаизмы”

( еле-еле входит Баба Яга, тащит за собой метлу)

Баба Яга:

Помогите, добры молодцы!
Помогите, красны девицы!
Не метёт метла,
Не летит она.

Не могу я перевести слова заклятия для метлы

С устаревшего языка на современный.

Ведущий:

Придется помочь Бабе Яге, иначе придётся ей ходить пешком. А она уже старенькая.

(Команды получают конверты)

Задание:

Соедини слова-архаизмы из первого столбика со словами из второго столбика:

вороты

лоб

очи

глаза

перст

палец

чело

ворота

воитель

губы

рыбарь

воин

рать

рыбак

уста

войско

старче

старик

Игра со зрителями

 Внимательно ли вычитали  сказки?

-                    Как звали сына царя Салтана?

-                   В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон?

-                   Помогла ли рыбка старику и сколько раз?

-                     Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны?

      «Узнайте сказку»

-                   Терем, прялка, солнышко, месяц, свадьба.

-                   Изба, терем, жемчуг, царица, корыто.

-                  Шатер, звездочет, петушок.

       Помогите определить, из каких сказок эти предметы.

Зеркало; корыто; яблоко; зайчонок; лебедь.

Баба Яга:

Заработала метла,
Знать, задача решена!

(Баба Яга верхом на метле “улетает” из класса).

VI. Шифровки.

Ведущий:

Из кармана Бабы Яги выпали два конверта. Посмотрим, что же в них. А в них новое задание. Здесь зашифрованы названия животных из сказок Пушкина.

Задание:

GJRРWFЫNZJБDSКLQАU – ( рыбка).

JRПWQRЕLJGТSZУFШGYОКUW – (петушок).

WQЛGFSJЕLJNБSЕRZДЬJ – (лебедь).

JHGFБHGЕSZLЛVYWКQАR – (белка).

VII. Задания Кота учёного.

Ведущий:

К нам в гости хотел прийти ещё один сказочный персонаж.  Угадайте кто?

Презентация «Лукоморье»

Кот учёный:

Не случайно я к вам зашёл.

Сначала скажите, из какого произведения А.С. Пушкина я – Кот учёный.

(Поэма “Руслан и Людмила”)

У меня в руках конверт, в нем сказочные объявления.

-        Кто мог дать такое объявление?        

1.Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются

такие болезни, как:

  • укусы правого и левого глаза;
  • волдыри на носу.

Начало ближайших занятий...

(«Сказка о царе Салтане...».)

  2. Модники и. модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце умеющее говорить?

Наш адрес... Обращаться к...

(Царице-мачехе из «Сказки о мертвой царевне».)  

 3.Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка

из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес ...

(«Сказка о золотом петушке».)

  1. Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое? Или квартиру на новый дом?

Обращаться к...                        « Золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Игра со зрителями.

Ответьте на мои вопросы.

Задания:

Сколько лет прожил старик со своею старухой у самого синего моря? (33)

На какую работу нанял поп Балду? (повар, конюх, плотник)

С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?

Сколько сыновей было у царя Дадона? (два)

Сколько раз забрасывал старик невод в море?

Кем хотела стать старуха из сказки о рыбаке и рыбке?

Полное имя царевича, который мог превращаться в насекомое? (Гвидон Салтанович)

На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон? (на острове Буяне)

Кто помог королевичу Елисею отыскать спящую царевну? (ветер)

Итоги конкурса.

VIII. Узнай по иллюстрации.

Ведущий:Книги А.С Пушкина всегда пользуются большой популярностью. Многие художники считают за честь иллюстрировать их. Угадай сказку по иллюстрации. (Ведущий показывает иллюстрации Презентация)

IX. Конкурс капитанов.

       Расшифруйте имена героев сказок:

      ВИГОНД (Гвидон)             АРЦНАВЕ (царевна)

      ТАСНАЛ (Салтан)              ЙЕЛСИЕ (Елисей)

XII.Конкурс чтецов.

(Заранее подготовленные дети читают наизусть отрывки из сказок А.С. Пушкина)

XIII. Подведение итогов. Награждение команд.

Ведущий:

Вот и закончились наши конкурсы. Вы показали прекрасное знание сказок А.С.Пушкина.

Итоги

Ведущий:

Но главной наградой для каждого из нас остаются прекрасные сказки Александра Сергеевича.

Песня «Золотая рыбка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный турнир по сказкам А. С. Пушкина

Привить любовь к творчеству А. С. Пушкина....

Литературный турнир по сказкам А.С. Пушкина

Игра, целью которой является обобщение и закрепление знаний учащихся по сказкам А.С.Пушкина, а так же совершенствование умения читать и анализировать произведения поэта через формирование положительно...

Литературный турнир по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Этот материал поможет учителю начальных классов при проведении уроков внеклассного чтения....

Урок чтения «Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина»

Урок чтения  «Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина» для детей начальной школы. Можно использовать как материал во внеурочной деятельности.Цели:познакомить детей с фактами биографии по...

Предметная неделя . Литературный турнир по сказкам А.С. Пушкина. 3 "А" класс. 2014-2015 уч.год

Цель турнира: обобщить знания учащихся о сказках А.А. Пушкина.Задачи конкурса:вспомнить сказки, написанные Пушкиным А.С.повторить признаки сказки;прививать интерес к чтению;развивать речь учащихся;вос...

Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина

познакомить детей с фактами биографии поэта;проверить знание детей сказок Пушкина;расширить кругозор детей, воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина....