Главные вкладки

    Предметная неделя . Литературный турнир по сказкам А.С. Пушкина. 3 "А" класс. 2014-2015 уч.год
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Толстова Татьяна Алексеевна

    Цель турнира: обобщить знания учащихся о сказках А.А. Пушкина.

    Задачи конкурса:

    • вспомнить сказки, написанные Пушкиным А.С.
    • повторить признаки сказки;
    • прививать интерес к чтению;
    • развивать речь учащихся;
    • воспитывать чувство товарищества, здорового соперничества.

    Оборудование:

    Портрет А.С.Пушкина.

    Выставка книг со сказками А.С.Пушкина.

    Эмблемы.

    Жетоны.

    Костюмы Бабы Яги, Кота учёного.

    Призы.

    Пакеты с заданиями.

    Надпись на доске: “Что за прелесть эти сказки…” (Пушкин А.С.)

    Рисунки детей к сказкам.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа  имени М.М.Рудченко села Перелюб»

    Литературный турнир

     по сказкам А.С. Пушкина.

    (в рамках предметной недели)

    http://saas_40596_kozyreva.on-advantshop.net/userfiles/image/101slon/Melodia/mel_zolotay_rib.jpg

    Учитель: Толстова Т.А.

    2015  год

    Цель турнира: обобщить знания учащихся о сказках А.А. Пушкина.

    Задачи конкурса:

    • вспомнить сказки, написанные Пушкиным А.С.
    • повторить признаки сказки;
    • прививать интерес к чтению;
    • развивать речь учащихся;
    • воспитывать чувство товарищества, здорового соперничества.

    Оборудование:

    Портрет А.С.Пушкина.

    Выставка книг со сказками А.С.Пушкина.

    Эмблемы.

    Жетоны.

    Костюмы Бабы Яги, Кота учёного.

    Призы.

    Пакеты с заданиями.

    Надпись на доске: “Что за прелесть эти сказки…” (Пушкин А.С.)

    Рисунки детей к сказкам.

    Презентации .

    Ход командного конкура :

    1. Вступительное слово учителя.

    Добрый день, уважаемые дети и наши гости. Я приглашаю вас сегодня в удивительный мир сказок А.С.Пушкина. Мир сказок открыт нам с детства. Как писала Юнна Мориц:

    “Сказка по лесу идёт,
    Сказку за руку ведёт.
    Из реки выходит сказка!
    Из трамвая! Из ворот!
    Это что за хоровод?
    Это сказок хоровод!
    Сказка- умница и прелесть,
    С нами рядышком идёт.”

    II.В начале нашего занятия я предлагаю вам разгадать кроссворд, когда вы его разгадаете, поймете, о чем тема нашего урока.

    1.Герой сказки, к которому обращаются со словами «Не гонялся бы ты за дешевизной!» (Поп)

    2.Сказочное дерево, у которого «И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом». (Дуб.)

    3.Герой сказки, что жил у славного царя Дадона, «стерег границы его царства». (Петушок.)

    4.К кому обращалась героиня сказки со словами: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»? (Зеркальце.)

    5.Герой сказки, который произносит слова:

               «Ты волна, моя волна!

    Ты гуллива и вольна!

    Не губи ты нашу душу:

    Выплесни ты нас наружу!».  (Гвидон.)

    6.Героиня «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».  (Чернявка.)

    -Ребята, какое слово получилось в выделенном столбце?

     (Пушкин.)

    -Правильно. Сегодня мы будем говорить об Александре Сергеевиче  Пушкине,(Слайд)).

    -Великий русский поэт А. С. Пушкин родился в Москве два века назад. С раннего детства он был окружен заботой и вниманием родителей. Но особенно заботилась о нем его няня - простая крестьянка, мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий, она «окала». Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково матушкой.                    

    -А кто из вас знает, как звали няню?
    (Арина Родионовна.)

    -Когда Александр Сергеевич был еще совсем маленьким ребенком, родители между собой говорили только по-французски и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя-француза ему наняли. А все же Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете. Назовите их.

     1.«Сказка о рыбаке и рыбке»

    2.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

    3. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе

    Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди”.

    4.«Сказка о попе и о работнике его Балде»

    5.«Сказка о золотом петушке».

    Песня с презентацией «В гостях у сказки»

    И сам А.С.Пушкина писал о сказках так: “Что за прелесть эти сказки…” И нет такого человека, который бы не знал его сказок. А насколько вы хорошо с ними знакомы, мы с вами и проверим сегодня.

    А оценивать я предлагаю с помощью жетонов.

    III. Представление команд.

    1-я команда будет называться «Золотая рыбка»

    Девиз: “ Не в волшебстве наша сила, а в дружбе”

    2-я- «Золотой петушок»

    Девиз: “Нет на свете нас прилежней, и храбрее и надежней”

    IVРазминка. (Команды отвечают по очереди.)

    1. Сколько лет жил старик со старухой у самого синего моря?(30 лет и 3 года).
    2. Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля».)
    3. Откуда эти строки?

    «Ветер, ветер! Ты могуч,

    Ты гоняешь стаи туч,

     Всюду веешь на просторе,

     Не боишься никого,

     Кроме Бога одного?»

    («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

    1. Сколько раз закидывал старик невод? (Три раза.)
    2. С чем приходил невод? (Первый раз - с тиной, второй раз ~с травою морскою, третий раз - с золотой рыбкой.)
    3. Какое наказание придумала злая царица молодой царевне?(«Весть царевну в глушь лесную и, связав ее живую, под сосной оставить там на съедение волкам».)

    V. Конкурс “Слова – архаизмы”

    ( еле-еле входит Баба Яга, тащит за собой метлу)

    Баба Яга:

    Помогите, добры молодцы!
    Помогите, красны девицы!
    Не метёт метла,
    Не летит она.

    Не могу я перевести слова заклятия для метлы

    С устаревшего языка на современный.

    Ведущий:

    Придется помочь Бабе Яге, иначе придётся ей ходить пешком. А она уже старенькая.

    (Команды получают конверты)

    Задание:

    Соедини слова-архаизмы из первого столбика со словами из второго столбика:

    вороты

    лоб

    очи

    глаза

    перст

    палец

    чело

    ворота

    воитель

    губы

    рыбарь

    воин

    рать

    рыбак

    уста

    войско

    старче

    старик

    Игра со зрителями

     Внимательно ли вычитали  сказки?

    -                    Как звали сына царя Салтана?

    -                   В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон?

    -                   Помогла ли рыбка старику и сколько раз?

    -                     Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны?

          «Узнайте сказку»

    -                   Терем, прялка, солнышко, месяц, свадьба.

    -                   Изба, терем, жемчуг, царица, корыто.

    -                  Шатер, звездочет, петушок.

           Помогите определить, из каких сказок эти предметы.

    Зеркало; корыто; яблоко; зайчонок; лебедь.

    Баба Яга:

    Заработала метла,
    Знать, задача решена!

    (Баба Яга верхом на метле “улетает” из класса).

    VI. Шифровки.

    Ведущий:

    Из кармана Бабы Яги выпали два конверта. Посмотрим, что же в них. А в них новое задание. Здесь зашифрованы названия животных из сказок Пушкина.

    Задание:

    GJRРWFЫNZJБDSКLQАU – ( рыбка).

    JRПWQRЕLJGТSZУFШGYОКUW – (петушок).

    WQЛGFSJЕLJNБSЕRZДЬJ – (лебедь).

    JHGFБHGЕSZLЛVYWКQАR – (белка).

    VII. Задания Кота учёного.

    Ведущий:

    К нам в гости хотел прийти ещё один сказочный персонаж.  Угадайте кто?

    Презентация «Лукоморье»

    Кот учёный:

    Не случайно я к вам зашёл.

    Сначала скажите, из какого произведения А.С. Пушкина я – Кот учёный.

    (Поэма “Руслан и Людмила”)

    У меня в руках конверт, в нем сказочные объявления.

    -        Кто мог дать такое объявление?        

    1.Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются

    такие болезни, как:

    • укусы правого и левого глаза;
    • волдыри на носу.

    Начало ближайших занятий...

    («Сказка о царе Салтане...».)

      2. Модники и. модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце умеющее говорить?

    Наш адрес... Обращаться к...

    (Царице-мачехе из «Сказки о мертвой царевне».)  

     3.Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка

    из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес ...

    («Сказка о золотом петушке».)

    1. Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое? Или квартиру на новый дом?

    Обращаться к...                        « Золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке».

    Игра со зрителями.

    Ответьте на мои вопросы.

    Задания:

    Сколько лет прожил старик со своею старухой у самого синего моря? (33)

    На какую работу нанял поп Балду? (повар, конюх, плотник)

    С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?

    Сколько сыновей было у царя Дадона? (два)

    Сколько раз забрасывал старик невод в море?

    Кем хотела стать старуха из сказки о рыбаке и рыбке?

    Полное имя царевича, который мог превращаться в насекомое? (Гвидон Салтанович)

    На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон? (на острове Буяне)

    Кто помог королевичу Елисею отыскать спящую царевну? (ветер)

    Итоги конкурса.

    VIII. Узнай по иллюстрации.

    Ведущий:Книги А.С Пушкина всегда пользуются большой популярностью. Многие художники считают за честь иллюстрировать их. Угадай сказку по иллюстрации. (Ведущий показывает иллюстрации Презентация)

    IX. Конкурс капитанов.

           Расшифруйте имена героев сказок:

          ВИГОНД (Гвидон)             АРЦНАВЕ (царевна)

          ТАСНАЛ (Салтан)              ЙЕЛСИЕ (Елисей)

    XII.Конкурс чтецов.

    (Заранее подготовленные дети читают наизусть отрывки из сказок А.С. Пушкина)

    XIII. Подведение итогов. Награждение команд.

    Ведущий:

    Вот и закончились наши конкурсы. Вы показали прекрасное знание сказок А.С.Пушкина.

    Итоги

    Ведущий:

    Но главной наградой для каждого из нас остаются прекрасные сказки Александра Сергеевича.

    Песня «Золотая рыбка»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа . Литературное чтение 3 кл УМК "Планета знаний "2014-2015 уч год

    Рабочая программа . Литературное чтение 3 кл УМК "Планета знаний "2014-2015 уч год...

    Конспект урока по литературному чтению "Сказки А.С.Пушкина"

    Конспект урока.Сказки А. С. Пушкина.Цели урока: ознакомить с творчеством А. С. Пушкина-сказочника, его биографией, понятием «авторская» (литературная) сказка; развивать память, мышление, речь, н...

    Предметная неделя литературного чтения.

    Планирование тематической предметной недели в начальной школе. В работе предложен план проведения тематической недели, сценарий открытия и закрытия, литературная викторина, отчёт по проведению предмет...

    Предметная неделя литературного чтения в начальной школе

    В материале представлен план на каждый день - мероприятия в рамках предметной недели литературного чтения 1-4 классов...

    Литературная викторина: «Сказки А.С.Пушкина».

    Викторина содержит игровой материал  на обобщение знаний по сказкам  А.С.Пушкина....

    Материал по предметной недели (литературное чтение)

    Для повышения интереса к школьным предметам и мотивации учащихся к изучению научных дисциплин была проведена предметная неделя в начальной школе с 11 по 16апреля 201...