Предметная неделя литературного чтения как средство повышения мотивации и качества образования младших школьников
материал по чтению

Золотина Ирина Вячеславовна

Из опыта проведения недели литературного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметная неделя литературного чтения как средство повышения мотивации и качества образования младших школьников

        «Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Но и сегодня они актуальны, как никогда.

             В современном мире дети, да и взрослые, всё меньше и меньше стали читать. Это связано с развитием новых технологий. Дети увлечены компьютерными играми, просмотром телевизионных программ. Порой эти увлечения отнимают у них всё свободное время.  Наукой доказано, что все это  отрицательно отражается на здоровье и качестве жизни детей.  

       В момент чтения ребенок  многое открывают для себя:  учится распознавать добро и зло, узнает нормы и правила поведения, учится распознавать красоту и уроки художественного слова. Чтение литературы – это главнейший незаменимый и неизменный источник информации, источник знаний, мудрости  и опыта предшествующих поколений.

                Проведение недели  литературного чтения  направлено  на продвижение и популяризацию чтения среди младших школьников,  на привлечение интереса к литературе, на формирование понимания у детей того, что чтение – это увлекательно, познавательно, любопытно.            

Цели проведения недели:

  • повышение интереса к изучаемому предмету;
  • воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову;
  • развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся; совершенствование лингвистической, коммуникативной и речевой компетенции школьников;
  • способствовать гармоничному развитию личности обучающихся;
  •  совершенствование профессионального мастерства педагогов;
  • обмен опытом.

Перед проведением недели литературного чтения было проведено анкетирование среди учащихся 2-4 классов.

Были предложены следующие вопросы:

  • Любишь ли ты читать?
  • Да(60%)
  • Нет (2%)
  • Смотря что (38%)

  • Как часто ты читаешь?
  • Постоянно (24%)
  • Довольно часто(49%)
  • Иногда (27 %)

  • Зачем ты читаешь книги?
  • Мне интересно(68%)
  • Потому что надо читать (27%)
  • Меня заставляют читать (5%)

  • Что для тебя предпочтительнее?
  • Чтение книги  (34%)
  • Компьютерные игры (31%)
  • Просмотр мультфильмов (35%)

Отметим, что по результатам  проведенного анкетирования были сделаны следующие выводы: немало детей, несмотря на то, что любят читать, делают это лишь по настоянию взрослых; к большому сожалению, есть и такие учащиеся, которые открыто говорят, что читать не любят (2%). В своих предпочтениях между чтением литературы, просмотром мультфильмов  и компьютерными играми учащиеся начальной школы нередко выбирают второе и третье.

Данные выводы подтвердили обозначенную  ранее  проблему и укрепили убеждённость в необходимости и важности проделываемой работы – проведении Недели литературного чтения.

Понедельник

 «Остров  Литературии»

  1. Открытие недели, вручение маршрутных листов.
  2. Конкурс чтецов «Моя Родина – Россия!»
  3.  Рейд «Береги книгу».

  Неделю открыли ученики 1 В класса. Добрый волшебник со своей свитой пригласил всех учащихся  начальной школы в таинственный мир литературного чтения и раздал маршрутные листы.

Дети с раннего детства любят стихи. Поэзия учит их сопереживать, воспитывает в них то, что мы называем хорошим вкусом, который позволяет человеку проникать в глубокую суть прекрасного. Поэзия позволяет ребёнку с малых лет воспринимать добро, справедливость, дружбу, человечность. Она призвана охранять нравственную чистоту детей, откликаться на их интерес к современности, раскрывать перед ними мир.  Ребята в первый же день пробовали свои силы в конкурсе чтецов  на тему «Моя Родина – Россия». С большим воодушевлением читали они стихи о Родине разных поэтов. Многие стихи ученики слышали первый раз, поэтому у них появилось желание посетить библиотеку и познакомиться с другими произведениями этих поэтов.

В это же день прошел рейд «Береги книгу!»  Целью данного мероприятия  было - вырабатывать у детей аккуратность, внимательность, бережное отношение к учебным принадлежностям. Большинство учеников  аккуратно и бережно относятся к учебникам, имеют закладки, учебники обёрнуты. Но были отмечены и ребята, которые небрежно относятся к своим учебникам. С ними была проведена беседа и дан срок для устранения выявленных недостатков.

Вторник «Остров творчества»

1)Конкурс  рисунков на лучшую иллюстрацию  к  любимой сказке (1-2 классы).

2) Инсценирование любимых сказок.

3) Конкурс ребусов и кроссвордов  (3-4 классы).

У каждого из нас есть любимая сказка. С самого рождения мы знакомимся с различными персонажами и сюжетами. Мы перечитали их огромное множество и продолжаем читать с огромным удовольствием. Во вторник дети с радостью приняли участие в конкурсе детских рисунков и поделок "Моя любимая сказка", где ребята, проявив свою фантазию, талант и творческие способности, нарисовали иллюстрацию к любимой сказке, составили кроссворды и ребусы. Они с большим интересом готовили свои работы. Такие мероприятия раскрывают творческий потенциал учащихся, способствуют развитию художественных навыков.

Наверное, еще более  красочно и ярче смотрелся следующий конкурс – инсценирование любимой сказки. Каких только перевоплощений не увидели здесь зрители! Детские постановки никого не оставили равнодушными.

Среда «Остров  эрудитов»

1) Литературный КВН  (1 классы)

2) Олимпиада знатоков литературного чтения.  (2-4 кл.)

3) Конкурс сочинений и стихотворений  (1-4 кл).

В среду ученики 2-4 классов приняли активное участие в школьной олимпиаде по литературному чтению. Надо отметить тот факт, что впервые участие принимали все ребята, каждый попробовал проявить себя. Они достойно выдержали испытание и показали хорошие знания в области литературного чтения. А в 1-ых классах была проведена литературная викторина по сказкам «В гостях у сказки». Цель мероприятия: обобщить знания о сказках, умение узнавать героев сказок, сочувствовать, сопереживать, развивать творческое воображение, ассоциативную память, воспитывать потребность в чтении книг, любовь к устному народному творчеству. Литературная викторина вызвала большой интерес у детей. Ребята с воодушевлением отвечали на вопросы и показали отличное  знание сказок, сказочных героев, авторов.

Конкурс стихов и сочинений незамедлительно нашёл отклик среди творческих ребят начальной школы. В нем приняли участие учащиеся с 1 по 4 класс. Дети вдохновенно писали  свои стихи и сочинения о Родине, о семье, о Победе, летнем отдыхе, о природе, о домашних питомцах, о любимых игрушках. Лучшие работы были зачитаны авторами перед классом.

Четверг  «Остров  Читалии

Конкурс «Самая читающая семья»

Немало важную роль в развитии интереса к чтению играет семья. Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система.

Начало этой системы – в семье. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке были написаны строчки: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому – родители пример ему». С целью формирования положительного имиджа читающей семьи в обществе, приобщения родителей и детей к чтению, возрождения традиций семейного чтения был проведен конкурс «Самая читающая семья».

Семьи – участники конкурса приготовили следующие творческие работы:
-    
Визитная карточка семьи -  представление семьи-команды, расшифровка или обоснование названия команды, оригинальное приветствие, девиз, и т.д.). Представление должно было иметь литературную основу. Время представления – 3 минуты.
-   
 Реклама чтения - участникам предлагалось  сделать рекламу чтения или одной понравившейся книги (это были  нарисованный плакат, листовка, календарь, поздравительная открытка, пропагандирующие чтение как одно из любимых увлечений людей всех возрастов и поколений, раскрывающие тему чтения в семейном кругу, книг, библиотеки).
-   
 Проект «Сочиняем и издаем детские книги сами» - самодельная рукописная книга. Семьи-участники конкурса  самостоятельно «издали» рукописную книгу и презентовали ее.

Все участники так же активно отвечали на вопросы викторины.

Мероприятие вызвало бурю положительных эмоций.

В конце мероприятия всем семьям: и участникам, и зрителям раздавали памятки родителям из книги В.Уильяме «Нерадивый читатель. Как воспитать и поддержать в деталях привычку к чтению».

  1. Наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным…) и вырабатывайте тем самым у детей отношение к чтению, как к удовольствию.
  2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.
  3. Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.
  4. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка.
  5. Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни.
  6. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.
  7. Подпишитесь на журналы для ребёнка с учётом его интересов.
  8. Пусть ребёнок читает вслух маленьким детям или кому-нибудь из домашних.
  9. Поощряйте чтение.
  10. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.
  11. В доме должна быть детская библиотечка.
  12. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (книги о динозаврах, космических путешествиях и т. д.)
  13. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
  14. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.
  15. Устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизит.
  16. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  17. Детям поначалу лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.

Как видно из перечисленных советов, родителям предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребёнка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения.

Пятница  «Остров  Любимых книг»

  1. Выставка «Моя любимая книга».
  2. Библиотечный урок (урок в Центральной детской библиотеке).
  3.  Закрытие недели литературного чтения. Награждение победителей.

В последний день  недели в классах прошла выставка «Моя любимая книга», в которой приняли участие почти все ребята. Многим захотелось прочитать книжки других детей. Так возникла в классах идея создания классной библиотечки по взаимообмену.

А первоклассников  в этот день так же пригласили в Центральную детскую библиотеку на библиотечный урок. Ребята ознакомились с понятиями: «библиотека», «читатель», «абонемент» и «читальный зал». Узнали, как можно записаться в библиотеку и самому выбрать книгу. Большой интерес вызвали также и периодические издания: «В мире животных», «GEOлёнок» и др. Юные читатели приняли активное участие в Литературной викторине. Хочется верить, что многие из ребят станут активными читателями.

Завершилась Неделя литературного чтения подведением итогов и награждением победителей.

Можно с уверенностью сказать, что предметная неделя прошла в атмосфере творчества, сотрудничества и показала высокую результативность работы учителей начальных классов. Хочется верить, что она каждому ученику помогла сделать хотя бы один шаг  вперед в интереснейший мир чтения.

Ведь одна из важнейших задач начальной школы — формирование у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Необходимо отметить изменения в подходах к формированию навыка чтения и требованиям к его проверке, обусловленные государственным стандартом.

Требования стандарта ориентируют на овладение учащимися навыком осознанного, правильного и выразительного чтения как одним из важнейших общеучебных умений, от которого во многом зависит успешность дальнейшего обучения. В стандарте делается акцент на формирование культуры чтения, что предполагает:

 Осмысление учащимися цели чтения;

 Осознанное использование различных видов чтения (ознакомительного, просмотрового, изучающего) в соответствии с целью;

 Овладение умением читать не только вслух, но и про себя, так как именно чтение про себя является средством получения основного объема информации.

Важнейшим положением стандарта является снятие жестких нормативных требований к скорости чтения (количеству слов, прочитанных за минуту) и усиление внимания к осознанности чтения, предполагающего уяснение учащимся при чтении фактического содержания и общего смысла читаемого текста.

В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости.

Таким образом, мы, проверяя технику чтения наших учеников, отмечаем следующие показатели: способ чтения (по слогам, слог+слово, целыми словами);

 правильность чтения (без ошибок, ошибки в окончании слов, перестановка или замена букв, ошибка в ударении);

 и особое внимание уделяем пониманию прочитанного.

При проверке техники чтения учащиеся читают незнакомый текст, а затем отвечают на 10  вопросов. За каждый правильный ответ получают  по 1 баллу. А в конце баллы суммируются. Такой способ помогает более объективно проверять осознанность чтения и повысить его качество, отслеживая динамику развития  каждого ученика и класса в целом. Н-р, в 1 В классе количество детей, набравших 10 баллов, в конце 1 полугодия было 6 человек, а в конце 2 полугодия стало 9. Если посмотреть на диаграмму с результатами каждого ученика, хорошо видно, что у подавляющего большинства результаты стали лучше. Но это всего лишь один пример нового подхода к проверке техники чтения в начальной школе. На мой взгляд, этот вопрос актуален сегодня как никогда.  Очень хотелось бы дальнейшего обсуждения данной проблемы на заседаниях методического объединения и семинарах в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар на тему "Применение информационно – коммуникационных технологий как средство повышения качества образования младших школьников"

Сегодня современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой...

Доклад на тему:"Применение ИКТ как средство повышения качества образования младших школьников "

laquo;Применение информационно – коммуникационных технологий. как средство повышения качества образования младших школьников». Совре...

«Использование игровых технологий на уроках, как средство повышения качества образования младших школьников»

Моё выступление «Использование игровых технологий на уроках, как средство повышения качества образования младших школьников", оно направлено на то,что игра  и игровые технологии з...

Инновационные образовательные технологии как средство повышения мотивации и развития личности младших школьников

Новый ФГОС ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально- экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди кот...

Интерактивные методы, формы и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения, как способ повышения мотивации и познавательной активности младших школьников.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны...