Алёнушкины сказки
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Истомина Светлана Леонидовна

      Интегрированный урок литературного чтения по сборнику сказок Д. Н. Мамина - Сибиряка "Алёнушкины сказки" (присказка) и музыки по теме "Колыбельные песни" с использованием произведений устного народного творчества с опорой на мультимедийную презентацию.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение Музыка 3 «Д» класс Учитель: Истомина Светлана Леонидовна , г. Кемерово, МБОУ «СОШ № 34»

Слайд 2

Речевая разминка Стучит-бренчит на улице: Фома едет на курице, Тимошка на кошке Скачет по дорожке. ПОТЕШКА

Слайд 3

Работа в группах Задание: разгадать кроссворд, определить ключевое слово

Слайд 4

КРОССВОРД ПЕ С НЯ ПЕСТУШ К А ПОСЛОВИЦ А З АГАДКА К НЕБЫЛИЦ А

Слайд 5

СКАЗКИ НАРОДНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ (АВТОРСКИЕ)

Слайд 6

С. 179 Литературные сказки

Слайд 7

А Л Ё Н У Ш К И Н Ы С К А З К И (присказка) Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк

Слайд 8

Дмитрий Наркисович с дочерью Алёнушкой

Слайд 10

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ

Слайд 11

Вот и сказке конец, А кто слушал ….



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературного чтения и музыки

3 класс

Тема: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам».

          Колыбельные песни.

Цель: Знакомство детей с жизнью и  творчеством Д. Н. Мамина – Сибиряка,

           расширение знаний о русских народных колыбельных песнях.

Оборудование: кроссворды для учащихся, мультимедийная презентация

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Речевая разминка

Слайд 1

- Определи, как называется такое стихотворение.

Стучит-бренчит на улице:

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке

Скачет по дорожке.

                                                                           (ПОТЕШКА)

(Короткое стихотворение весёлого содержание, название произошло от слова «тешить» - смешить, веселить)

- Как нужно читать это стихотворение?

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы
  1. – Вспомним и другие жанры устного народного творчества, для этого

        разгадайте кроссворды.

  1. Работа в группах

А)

               1.  Автор строк

                … И опять она его

                    Вмиг обрызгала всего.

                    Тут он очень уменьшился,

                    Шмелем князь оборотился …

  1. Имя героя сказки, который передвигался на печи
  2. Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, содержащее мораль
  3. Автор стихотворений «Утёс», «На севере диком

                                                            стоит одиноко …»

  1. Титул (почётное звание) Гвидона

                                               

                                                         Пушкин

                                                         Емеля

                                                     баСня

                                              ЛермоНтов

                                                     кнЯзь

Б)

1.Автор стихотворений «Утёс», «На севере диком стоит одиноко …»

  1. Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, содержащее мораль.

     3. Автор строк

                … И опять она его

                    Вмиг обрызгала всего.

                    Тут он очень уменьшился,

                    Шмелем князь оборотился …

  1. Титул (почётное звание) Гвидона.
  2. Титул Салтана

                                                         П

                                                       ЛЕрмонтов

                                                     БаСня

                                                         Т

                                                         У

                                                    ПуШкин

                                                          Князь

                                                       ЦАрь

В)

    1. Автор строк

                … И опять она его

                    Вмиг обрызгала всего.

                    Тут он очень уменьшился,

                    Шмелем князь оборотился …

  1. Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, содержащее мораль.
  1. Имя героя сказки, который передвигался на печи.
  2. Автор стихотворений «Утёс», «На севере диком стоит одиноко…»
  3. Титул (почётное звание) Салтана

                                          Пушкин

                                          О

                                     ба Сня

                                   ЕмеЛя

                                          О

                       ЛермонтовВ

                                          И

                                          Царь

                                          А

Г)

1. Продолжи: «Дед Мазай и …»

2. Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, содержащее мораль.

3. Имя героя, который оборачивался мухой, комаром и шмелём.

4. Автор строк

                … И опять она его

                    Вмиг обрызгала всего.

                    Тут он очень уменьшился,

                    Шмелем князь оборотился …

5. Титул (почётное звание)  Салтана

                                                Зайцы

                                             БАсня

                                                Гвидон

                                               А

                                               Д

                                       ПушКин

                                            ЦАрь

Д)

1. Автор строк

                … И опять она его

                    Вмиг обрызгала всего.

                    Тут он очень уменьшился,

                    Шмелем князь оборотился …

2. Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, содержащее мораль.

3. То, что было на самом деле

4. Автор стихотворений «Утёс», «На севере диком стоит одиноко…»

5. Титул (почётное звание) Салтана

                                ПушкиН

                                             Е

                                             Басня

                                           БЫль

                                             Лермонтов

                                             И

                                             Царь

                                             А

3) Слайд 2

(каждая группа сообщает своё ключевое слово,

 составляется общий кроссворд)

- Какое ключевое слово получилось?

                                       Пе Сня

                               пестуш Ка

                           пословицаА

                                             Загадка

                                             К

                              небылицА

- С каким литературным жанром будем работать на уроке?

(группы рассаживаются по местам)

  1. Совместное «открытие» знаний
  1. – На какие две группы делятся все сказки?

Слайд

                                                   

                                                    Сказки

                                     

                           литературные                      народные

                            (авторские)

- Как их различить?

(Народные сказки появились давным-давно.  Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. У народных сказок нет автора. А у литературных сказок есть автор. Часто литературные сказки создавались на основе народных.)

  1. – Откройте учебники на странице 179, прочитайте с какими сказками мы будем работать.

  1. – С сегодняшнего урока начинаем знакомиться с циклом сказок Д. Н. Мамина-Сибиряка «Алёнушкины сказки». (с. 182)

- Какие присказки вы знаете?

(«В некотором царстве, в некотором государстве …», «Жили-были …»)

Слайд

Д. Н. Мамин-Сибиряк

«Алёнушкины сказки»

  1. – Почему Д. Н. Мамин – Сибиряк назвал свой цикл сказок «Алёнушкиными сказками» узнаете, прослушав сообщение своих одноклассников.

(выступление учеников)

- Почему писатель назвал так свои сказки?

- Что ещё запомнили о Д. Н. Мамине-Сибиряке?

– Прочитаю присказку, а вы ответьте, в какой момент происходят события.

- Перечитайте, кто собрался вместе с Алёнушкой слушать сказку?

Вывод: эта присказка сразу к нескольким сказкам, в ней собираются герои

             этих сказок, с которыми нам предстоит познакомиться на следующих

             уроках.

- Почему слова Мышка-норушка, Сверчок, Воробей, скворец написаны с

  заглавной буквы?

  1. – Вспомните, с какой интонацией я читала эту присказку.

- Почему я так читала?

- Что напоминает эта присказка?

(колыбельную песню)

  1. – Что вам известно о колыбельных песнях?

Вывод:    Колыбельная песня –  передаёт мир,  любовь, доброту,  нежность,

                ласку, от матери к ребёнку. Колыбельные  – самые древние песни   

                человечества. Слово «колыбельная» происходит от глагола

                «колыбать» (колыхать, качать), соответственно пелась такая  песня 

                малышу, которого укачивали в колыбели. Для каждого младенца

                колыбельная  была своя – её при рождении сочиняла  мать.

                Считалось, что потом эта песня всю жизнь будет оберегом ребёнка.

Слайд

Колыбельные песни

- Вспомните, какие колыбельные песни пели вам?

- А кто пел вам колыбельные песни?

7. – Предлагаю вам прослушать колыбельную песню  и определить, похожа ли

       эта песня на ту, которую пели вам?

(русская народная колыбельная песня «Баю, доченька моя»)

8. Работа в группах

(каждая группа получает для выучивания отрывок из колыбельной песни, после разучивания – исполнение группами по очереди)

а)   Люли, люли люленьки
     Прилетели гуленьки,
     Сели гули на кровать,
     Стали гули ворковать.
                                                          б)  Стали гули ворковать,
                                                               Стали доченьку качать,
                                                               Стали доченьку качать,
 
                                                                         
Стала дочка засыпать.

в)  Уж ты, котинька-коток,
     Кудреватенький лобок,
     Приди, котя, ночевать,
     Нашу Лидочку качать.
                                                           г) Я тебе ли то, коту.
                                                               За работу заплачу,
                                                               Дам кувшинчик молока
                                                               Да кусочек пирога,

д)   Баю-бай, баю-бай,
     И у ночи будет край.
     А покуда детвора
     Спит в кроватках до утра
.

  1. Итог.

- С творчеством какого писателя познакомились?

- Как вы думаете, почему он для своей дочки Алёнушки сочинил для

  укачивания не песню, а сказку?

  1. Домашнее задание

- Найти сборник сказок «Алёнушкины сказки» и прочитать сказку про Зайца.

Слайд

Вот и сказке конец, а кто слушал …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")

Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...

Алёнушкины сказки

Презентация к уроку внеклассного чтения в 3 классе, посвящённого творчеству Д.Н.Мамина-Сибиряка....

Презентация к произведению Д.Н. Мамина-Сибиряка "Алёнушкины сказки"

Презентация к уроку с содержанием краткой биографии автора, понятиями о том, что такое "сказка" и "присказка"...

Урок литературного чтения в 3 классе "Д.Н.Мамин-Сибиряк "Алёнушкины сказки"" технология "Продуктивное чтение".

Урок литературного чтения в 3 классе "Д.Н.Мамин-Сибиряк "Алёнушкины сказки"". Урок создан с использованием технологии "Продуктивное чтение". На уроке ребята знакомятся с ...