Интегрированный урок (чтение+письмо) 1 класс. Согласные звуки [д],[д'], буквы Д, д.
план-конспект урока чтения (1 класс) по теме

Интегрированный урок (чтение+письмо) 1 класс.УМК "Школа России", автор В.Г. Горецкий "Согласные звуки [д],[д'], буквы Д, д".

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ  1 А КЛАСС  

Тема: Буква д и звуки [д], [д']. Упражнение  в чтении и письме.

 Цели и задачи урока:

  1.  познакомить с буквой д (её внешний вид, чтение слов, слогов, предложений, написание в прописях) и звуками [д], [д'];
  2.  формировать умение звукового анализа, развивать фонематический   слух;
  3.  обучать навыку  чтения и письма;
  4. формировать навыки работы в группе;
  5.  содействовать развитию интереса к чтению и желанию читать; развитию памяти, внимания, творческих способностей,  обогащению словарного запаса учащихся.
  6. коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;
  7. коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений
  8. Воспитание прилежания, любознательности  в процессе учения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация  к уроку.

                                                                 Ход урока.

I. Организационный момент.

Цель. Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

I. Организационный момент

У. Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.

Д.

"Здравствуйте!" – ты скажешь человеку.
"Здравствуй!" – улыбнется он в ответ.
И наверно не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

II.Психологический настрой учащихся.

Создание благоприятной рабочей обстановки.

Слайд №1

-В своих тетрадях в «квадратике настроения» нарисуйте условным знаком своё настроение.

(Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение.)

-Похлопайте в ладошки те, у кого настроение соответствует первой картинке, второй картинке, третьей картинке.

(Учащиеся показывают с помощью хлопков  своё настроение. Учителю необходимо обязательно подбодрить учащихся, которые хлопали к третьей картинке)

-Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным.

III. Повторение изученного материала

1).У. Сегодня на уроке обучения грамоте мы познакомимся с новым звуком. Но сначала нам надо вспомнить в чем отличие звуков от букв.

Д. Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,   (Макаренко А.)
А еще его сказать.

2).Задание на группировку букв. СЛАЙД № 2

у б И в Д т П а

- Мы изучили много букв. А вот кто-то все буквы рассыпал. Посмотрите внимательно, на какие группы можно разделить все эти буквы? (Гласные и согласные). Докажите.

Д. Звуки делятся на гласные и согласные.

У. В чем отличие гласных звуков от согласных?

Д. При произнесении гласного звука выходящий изо рта воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия.

Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.                      (Ильина С.)
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.

Д.Споём песенку (В траве сидел кузнечик а-о-у-ы-и-е-е)

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

У. Молодцы!

IV. Работа над новым материалом.

I. Актуализация опорных знаний.

Цель. Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.

– На экране изображены 2 группы предметов.

Демонстрируется слайд №3.

В первой группе:

– Назовите предметы, изображённые в 1 группе. (Кот, кит, дятел.)

Во второй группе:

– Назовите предметы, изображённые во 2 группе. (Дом, машина, малина.)

– С помощью чего вы называли изображённые предметы? (С помощью слова.)

– Чем предмет отличается от слова? (Предмет можно потрогать и увидеть, а слово – услышать и произнести.)

– Исключите одно слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку. (Дятел, так как в нём 2 слога, а в остальных по 1 слогу. Дятел, так как в нём 5 звуков, а в словах кит и кот по 3 звука.)

– Какое слово можно исключить из второй группы? (Дом, так как в нём 1 слог, 3 звука, оканчивается на согласный, а в остальных словах по 3 слога, по 6 звуков, оканчиваются на гласный звук).

2). Формулирование учащимися темы и задач урока.

Цель. Самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока (реализация идеи педагогического сотрудничества).

На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Такой подход создаёт у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность.

– Произнесите первые звуки исключённых слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слово дятел начинается со звука ,], а слово дом – со звука [д]. Значит, тема сегодняшнего урока – «Звуки [д, д,] и буква, которая их обозначает».)

Демонстрируется слайд №4.

– Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. (Учащиеся формулируют цель урока.)

V. Усвоение новых знаний.

Цель. Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [д, д,], буквами Дд.

Цель. Артикулирование новых звуков. Во время аналитической работы через артикулирование новых звуков, наблюдение, реализовать важнейший принцип родному языку – внимание к материи языка.

– Где живёт дятел? (На дереве.)

Демонстрация слайда №5, на котором изображено дерево.

– Что строит дятел? (Дупло.)

Демонстрация слайда №6: дупло.

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

– На экране изображены предметы. Назовите их. (Дятел, дом, дерево, дупло.)

– Что общего в этих словах? (Слова начинаются со звуков [д, д,].)

– Исследуйте эти звуки, что можете о них рассказать? (Варианты ответов детей.)

Работа по группам

Цели.

  1. Реализация принципа деятельности.
  1. Формирование мотивации учения и обучения.
  2. Всеобщий, всеохватывающий контроль знаний.
  3. Психологический комфорт в учебном коллективе.
  4. Единство воспитания и обучения.
  5. Реализация субъект – субъектных отношений.
  6. Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели).

Работа проходит в группах постоянного состава. Данная форма способствует формированию положительной мотивации учения познавательной активности, воспитывает чувство ответственности не только за себя, но и за своего товарища, активизирует учебную деятельность, создаёт комфортные условия для развития коммуникативных умений, повышает эффективность урока.

– А сейчас наш класс превратится в научно-исследовательский институт. Для этого давайте разделимся на 3 исследовательские группы.

Учащиеся садятся по группам (1-й ряд – 1-я группа, 2-ой ряд – 2-я группа, 3-й ряд – 3-я группа).

– Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам, существующим в институте. Давайте познакомимся с ними.

Дети хором читают правила работы в группе: слайд №8.

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

Слайд №9

дятел

дом

дерево

дупло

– На экране появились слова: дятел, дом, дерево, дупло. Каждой исследовательской группе нужно проанализировать эти четыре слова и сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.

Задание 1-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.

Сделайте вывод: звук [д] гласный или согласный?

Задание 2-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.

Сделайте вывод: звук [д] звонкий или глухой?

Задание 3-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.

Сделайте вывод: звук [д] в словах бывает твёрдый или мягкий?

Далее руководители исследовательских групп выходят по очереди к доске, отвечают на поставленные вопросы (делают выводы) и «одевают» человечка-звуковичка.

К доске с помощью магнитов прикреплена следующая наглядность:

– Итак, мы выяснили, что звук [д] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким. А сейчас произнесите про себя своё имя и фамилию.

– Встаньте те дети, в имени или фамилии есть новый звук. (Учащиеся, в имени или фамилии которых есть новый звук, встают.)

– Определите, где он находится: в середине слова, в начале или конце слова? (Ответив на вопрос, учащиеся садятся.)

Физкультминутка

Цель. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни. Соединение структурных частей урока. (Физкультминутка проводится с дидактическим заданием по теме урока с небольшой мыслительной нагрузкой, поэтому не разрывает, а соединяет структурные части урока.)

 Игра “Узнайте звук”

[Д] - встают мальчики. [Д']- встают девочки.

Дело, домино, дудочка, Дима, подружка, дети, радость, гвоздика, Денис, 

стрелочка

Закрепление новых знаний.

Знакомство с новой буквой

Цель. Познакомить учащихся с графическим изображением изученных звуков.

– Мы поработали с новыми звуками. Скажите, с чем мы будем знакомиться сейчас? (С новой буквой, которая обозначает звуки [д, д,].)

– Я буду показывать разные буквы, если вы увидите новую букву, то хлопаете в ладоши, если нет, то качаете головой.

– Кто знает, как правильно называется новая буква? (Варианты ответов детей.)

– Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? (Варианты ответов учащихся.)

– Давайте поселим эту букву на ленту букв.

-Парные согласные д-т

Игра «Моя Вообразилия»

Цель. Развитие творческого мышления.

– Давайте пофантазируем, на что похожа буква д? (На крышу домика, на колокольчик, на печную трубу,….)

Демонстрируется слайд №10.

Слайд 12

Вот стоит, дымок пуская,

Буква «Д» – труба печная.

Чтение слогов, слов, текста с новой буквой

На этапе чтения слияний, слов, связного текста организована дифференциация обучения по уровню подготовки к чтению.

Цели.

  1. Формирование навыка чтения у детей, которые до школы не читали, совершенствование этого навыка у читающих детей, развитие интереса к чтению и желания читать.
  2. Формирование умения читать прямой открытый слог слитно. Осознание роли новой буквы и её места в составе слога. (Чтение слияний осуществляется группой плохо читающих учеников под руководством учителя.)
  3. Формирование навыка слогового чтения с переходом на чтение целым словом. (Вторая группа (средне читающих учеников) читает слова самостоятельно.) В ходе индивидуальной и коллективной проверки с этими же словами выполняется ряд заданий, которые помогают избежать механического повторения, обеспечивают сознательность чтения. Такое совмещение чтения с развитием интеллектуальных операций способствует работе по формированию словесно-логического мышления, делает процесс чтения более увлекательным и интересным.
  4. Формирование умения читать самостоятельно про себя, готовясь читать вслух. (Первая группа (хорошо читающие ученики) осуществляет чтение связного текста.)

Работа по учебнику «Азбука», с. 105

На с. 105 даны три группы упражнений. Первая группа упражнений – слоги (для плохо читающих детей), вторая группа – столбики слов (для средне читающих детей) и третья группа – это текст (для хорошо читающих).

Задание 3-ей группе (плохо читающим детям)

– Прочитайте слоги.

Задание 2-ой группе (средне читающим детям)

– Прочитайте слова в столбиках.

– Как называются эти слова? (Однокоренные.)

Задание 1-ой группе (хорошо читающим детям)

Можно ли эти предложения назвать текстом?

– Проверим, как справилась с заданием 2-я группа, а 1-я и 3-я группы присоединяйтесь к нам.

Учитель. Как озаглавим?

Дети. “Водолаз – мастер на все руки”

Учитель. Как поминаете данное выражение?

- Мы говорили о звуках или букве?

  - А сейчас давайте встретимся с буквой дэ.

Физминутка

  1. Здравствуй, солнце золотое (соединяются мизинцы)
  2. Здравствуй, небо голубое (безымянные)
  3. Здравствуй, лёгкий ветерок (средние)
  4. Здравствуй, маленький дубок (указательные)
  5. Мы живём в родном краю (большие0
  6. Всех я вас приветствую (ладошки пожимают друг друга)
  7. Поверните ладошки к солнышку. Лучики греют их. Тёплыми пальчиками делаем массаж лица по схеме, после каждого движения встряхиваем руки.

Работа в прописях: с.16

Кто поддерживает чистоту и порядок во дворе и на улице около дома? (Дворник).

Письмо элементов строчной буквы д.

       Чем отличается письменная буква от печатной?  

       Из каких элементов состоит буква? (Овал и линия с петлей внизу).

       В каких буквах встречались эти элементы? (а, о, у).

       Откуда начнем писать? (Чуть выше нижней линии рабочей строки)

     Письмо строчной буквы д на доске с объяснением учителя.

     Прописывание буквы детьми в воздухе. Зеркальное рисование в воздухе.

(При выполнении этого упражнения  деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга).

Слайд №13

            Прочитай слоги, где согласный звук [д'] произносится мягко.

            Прочитай слоги, где гласная показывает, что согласный произносится твердо.

Письмо слогов с буквой д , отработка соединений.

       Чем отличаются соединения в написании до и ду?

Пальчиковая физминутка. 

        Моя семья.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

А это кто? А это я! Вместе дружная семья!

СЛАЙД №

  1.    - Посмотрите на доску и назовите предметы, которые на ней изображены.
  2. (На доске расставлены в ряд картинки с изображением домика, медведя, ягод, дерева, детей.)
  3.     - Постарайтесь запомнить их в указанном порядке. А сейчас закройте глаза. Повторите хором.
  4. (Учитель в это время делает в ряду предлагаемых картинок перестановку.)
  5. СЛАЙД № 6
  6.    - Откройте глаза. Расскажите, как располагались картинки первоначально, как они располагаются сейчас, что изменилось.
  7.  (Ответ даёт один ученик.)  Первоначально картинки стояли так: домик, медведь, ладони, ягоды, дети.   Сейчас они расположены так: домик, ладони, медведь, дерево, ягоды, дети. Поменялись картинки с изображением медведя  и ладоней, ягод и дерева.
  8. - Что общего между всеми этими словами? (Звуки [д], [д'] )

-

-Какую работу выполняли? Для чего?

(Мы повторяли, какие звуки бывают, чем они отличаются, учились составлять слова, определять количество слогов и ударение  в словах. Это нужно для успешной учёбы и чтобы быть умными)

  1. Скороговорка: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
  1. проговорим скороговорку медленно вслух.
  2. Затем шепотом, чётко проговаривая каждый звук.
  3. Затем ещё раз быстрее.

 Итог урока.

Подводятся итоги урока, даётся устная оценка о работе учащихся на уроке, проводится рефлексия.

– Дети, что нового вы узнали на уроке?

-Продолжите предложения:

-Я сегодня узнал…

-Мне захотелось….

-Мне было трудно…

-Мне было интересно…

-В своих тетрадях в «квадратике настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение после урока

-Сравните его с тем, какое настроение было в начале урока. Похлопайте те, у кого оно стало лучше.

(Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение и сравнивают его с предыдущим)



 

Комментарии

Молодец! Очень интересный и содержательный урок!!!