Главные вкладки

    Урок обучения грамоте: «Звук [ц] и буква Ц.»
    методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

    Пашкова Галина Васильевна

    Знакомство с новым звуком, 1 класс, обучение грамоте по "Гармонии"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_2006_g..doc104 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок обучения грамоте в 1 «а» классе.

    Тема: Звук [ц] и буквы Цц.

    Цель: 

    1) научить выделять звук [ц] в словах и правильно его   произносить (кратко, как один звук, не разделяя на [т] и [с]); познакомить с буквой ц, научить читать с ней слоги, слова и предложения;

    2) развивать умение давать характеристику звуку, производить звуковой анализ слов; учить плавному слоговому чтению с переходом к чтению целыми словами; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление;

    1. воспитывать умение работать в коллективе, в паре; доброжелательное отношение к обучению.

    Оборудование: 

                  1. рисунок курица с цыплятами, цыплёнок Цып;

    2. таблица буквы ц (печатная, письменная);

    3. звуковые схемы;

    4. слоги-слияния;

    1. индивидуальные карточки со словами и рисунками.

    Ход урока:

    Не теряя ни минутки,

    Приглашаю вас я в путь!

    Взять все знания в дорогу!

    И улыбку не забудь!

    1. ПОВТОРЕНИЕ.
    1. Работа по «Буквограду».
    1. Как называется город, в котором поселились все буквы?
    2. На каких улицах они «живут»?
    3. Назовите жителей улицы Гласных?
    4. Что о них вы узнали?
    5. Какие буквы поселились на улице Согласных?
    6. Что мы узнали о сонорных согласных?
    7. Назовите парные согласные. Что вы узнали о них?

    1. Игра «Определим лишнее».
    1. Назовите первую группу букв.
    2. Какая здесь буква лишняя и почему?
    3. Прочитайте слово, получившееся из «лишних» букв.

         е      и      я        ю        у        е

    а       м      н       д      р      й      л    

       п   т      г      с      ф      ш       к

       з     в      а      б      г       й       д

     угадай

                           

    1. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
    1. Выделение нового звука ц.
    1. А угадать вам нужно мою загадку, о ком идёт речь в ней?

    Цветёт у птичника цветок,

    Цветок на паре тонких ног,

    Цветок пушист и звонок…

    - Цветок, ты кто?

    - Цыплёнок!

    1. Фонетическая зарядка.
    1. Как хозяйка подзывает цыплят?
    2. Скажите, какой новый звук вы услышали? (ц-ц-ц…)
    3. Скажите его ещё раз и последите, как он произноситься?

    1. Игра «Тим и Том».

    Два ученика в роли Тима и Тома.

    Дети читают или называют слова по рисунку и отдают Тиму или Тому. (дифференцированная работа)

    (карточки со словами и рисунками разложены на столе )

    цирк, цапля, цыган, циркуль, цифры, кольцо, крыльцо,церковь.


    1. Ребята, а что вы заметили?
    2. А почему так получилось, что Тиму не досталось ни одного слова?
    3. Сделайте вывод, что же мы узнали о новом звуке?

    Узелок на память: звук [ц] всегда говориться твёрдо, он не подчиняется команде «Читайся мягко».

    1. Чтение сказки «Цыплёнок Цып».
    1. Я прочитаю вам сказку, а вы слушайте внимательно и запомните слова со звуком ц.

    Чтение сказки.

    Цыпленок Цып

    Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же, наконец, вылупятся остальные цыплята.

    —Мама, ты неправильно си дишь! Видишь — никто не вы лупляется больше!

    Курица так удивилась, что только глазами захлопала.

    —Ну, ты посиди, — говорит Цып, — а я пойду, прогуляюсь.

     Вышел Цып в поле, подошёл  к цветку и говорит:

    —        Неправильно ты цветёшь! Надо вниз цветком

    цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не бу дут садиться.

    Сказал и пошёл дальше. Смотрит — гусеница ползёт.

    1. Эй, гусеница, ты неправильно ползёшь!
    2. А как же надо? — удивилась гусеница.
    3. Надо свернуться кольцом и катиться, так быст рее будет!

    Сказал и пошёл дальше. Смотрит — цапля лягу шек ловит.

    —        Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смот ри, как надо!

    И как прыгнет в болото.

    Тут бы Цыпу и конец пришёл, хорошо — цапля его вытащила.

    —        Чтобы учить, — говорит цапля, — надо самому что-нибудь знать.

    Понял, Цып?..

    1. Какие слова вы запомнили?
    2. Вам понравилась сказка?
    3. Кто запомнил слова цапли?
    4. Почему она так сказала?

    Физминутка.

    1. Знакомство с буквой ц.

    Открывается доска.

    1. Пока цыплёнок путешествовал, у мамы курицы уже вылупились цыплята.
    2. Давайте составим схему слова курица.

    Звуковой анализ слова.

    К - [к] - согласный, глухой, твердый.

    У - [у] - гласный, ударный.

    Р -  [р] - согласный, звонкий, мягкий. 

    И - [и] - гласный, безударный.

    Ц - [ц] - согласный, глухой, твердый.

    А -  [а] - гласный, безударный.

    ____

          .  


    ______


    1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
    1. Работа по азбуке.
    1. откройте азбуку на странице 100, найдите рисунок и проверьте, так ли мы составили схему;
    2. рассмотрите в верхнем правом уголке букву, которой обозначается звук ц; это буква цэ.
    1. Что мы должны о ней запомнить и знать?
    1. знакомство со стихотворением о букве ц;

    (читает ученик, а затем хоровое плавное чтение и заучивание)

    1. А почему рядом нарисован котик?
    1. обводка букв и слов в учебнике;
    1. Найдите ниже буквы ц, обведите их.
    2. Прочитайте и обведите слова.
    3. Что вы заметили?
    4. Составить предложения со словами.

    Запись схем.

    (Слоги цы-ци читаются одинаково, со случаями написания и-ы мы познакомимся на уроках русского языка)

    1. работа в парах (составить слоги с буквой ц и прочитать)
    2. индивидуальная работа;
    1. Вставить букву в словах;
    2. Соедините слово и рисунок;

    к

    0

    Л

    ь

    0

    1. В каком слове можно заменить первую букву и получить новое слово? (цапля - капля)

            

    А

    П

    Л

    я

    Е

    П

    ь

    в

    Е

    Т

    О

    К


    1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
    1. Чтение слов по учебнику.
    1. плавное чтение и деление на слоги (самостоятельная работа)
    2. выделение ударных и безударных гласных
    3. обработка чтения.
    1. Работа с загадкой.
    1. Чтение загадки учеником;
    2. Отгадывание (составление слова-отгадки из букв)
    3. Звуковой анализ слова

    1. Работа с рассказом «Целый месяц».
    1. Чтение рассказа;
    2. Беседа по вопросам;
    3. Что вы узнали о героине рассказа?
    4. Что Асе сказал папа?
    5. Ребята, а если бы вы встретили Асю, чтобы вы ей сказали?

    (чтение рассказа).

    1. ИТОГ УРОКА.
    1. Ребята, у вас на столе лежит рисунок, я хочу увидеть какое у вас настроение.
    2. Если вам интересно было на уроке, то дорисуйте ротик улыбка - J 
    3. Если вам безразлично, что происходило во время урока, то ротик - K
    4. А если грустно, то грустный - L
    5. Спасибо за урок.

     

    САМОАНАЛИЗ:

    Это первый урок знакомства с новой буквой, поэтому основная работа велась по выделению нового звука и слов с ними, его характеристики, умению его обозначить буквой, запомнить его написание и правильное чтение.

    Старалась в ходе всего урока опираться на уже полученные ранее знания учащихся.

    Планируя урок, выбирала интересный, познавательный и разнообразный по форме работы материал:

    1. провела фонетическую зарядку;
    2. активизировала работу разгадыванием загадок, чтением интересной сказки, использованием раздаточного  и наглядного материала;
    3. использовала разные формы работы: индивидуальную, работу в парах, самостоятельную и фронтальный опрос;
    4. привлекала в уроке дополнительный материал.

    Урок старалась выдержать в размеренном темпе, постоянно поддерживала интерес учащихся, по современным требованиям выстраивала все виды работы как единое целое, вытекающие один из другого.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.

    Урок - путешествие .Знакомство  со  звуками  с,  сь  и  буквами  Сс.УМК  Перспективная  начальная  школа.К  уроку  прилагается  презент...

    урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.

    Урок - путешествие .Знакомство  со  звуками  с,  сь  и  буквами  Сс.УМК  Перспективная  начальная  школа.К  уроку  прилагается  презент...

    Методическая разработка урока обучения грамоте "Звуки в, в\'. Буква В".

    Урок обучение грамоте "Звуки в, в\'. Буква В", программа "Школа 2100"....

    Урок обучения грамоте. Звуки д, д. Буквы Д,д.

    Образовательная система: «Школа 2100».Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Моя любимая Азбука»Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.На урок...

    Урок обучения грамоте "Звуки [ б], [б ] , буква б.

    Урок обучения грамоте по УМК "Школа 2100"...

    Урок обучения грамоте "Звуки [д] [д \'], буквы Д,д"

    Урок построен на основе деятельностного подхода в обучении....

    Урок обучения грамоте: « Звуки [ ф ], [ ф`], Буквы Ф, ф (урок – путешествие).

    В ходе морского путешествия учащиеся знакомятся с новыми звуками и буквами. Разнообразные упражнения направлены на совершенствование чтения первоклассников....