Урок обучения грамоте. Звуки д, д. Буквы Д,д.
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Антипина Ольга Александровна

Образовательная система: «Школа 2100».

Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Моя любимая Азбука»

Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.

На уроке используется презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Звуки [д, д,]. Буквы Дд.

Образовательная система: «Школа 2100».

Предмет: урок обучения грамоте.

Класс: 1.

Тема: «Звуки [д, д,]. Буквы Дд».

Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Моя любимая Азбука» Баласс, Москва, 2010.

Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.

Форма урока: Классно-урочная.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft Office PowerPoint.

Цели  урока

  1. Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [д, д,], буквами Дд.
  2. Учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой.
  3. Продолжить ознакомление детей с морфемами слова.
  4. Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
  5. Воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
  6. Выполнять систему упражнений направленных на релаксацию.

Формы работы: Фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая, разноуровневая.

Методы: Наглядный, беседа, диалог, практический, упражнение, самостоятельная работа.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Цель. Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

-Ребята, к нам на урок пришли гости. Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо Улыбки ваши располагают к приятному общению.

- Давайте подумаем, какие органы чувств пригодятся нам сегодня на уроке.. А еще о каких помощниках мы говорили на уроке ОМ? Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать,  видеть и запомнить. –Итак, урок обучения грамоте. Впереди вас ждет много интересного. Будьте очень внимательны.

II. Актуализация опорных знаний.

Цель. Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.

II. Актуализация опорных знаний. Разминка.

• Ель, топор, лопата, руки-

В каждом слове слышим звуки. Звуки эти разные - ГЛАСНЫЕ, СОГЛАСНЫЕ.

-Как отличить гласные звуки от согласных? (Гласные поем)

-Назовите согласные звуки, которые мы уже изучили.(На доске «звуковички», один из них пустой)

III. Постановка общей проблемы.

-Что вас удивило? ( Один «звуковичок» пустой)

-Какие возникают вопросы? (Какой звук? Какой буквой он обозначен?)(Вопросы написаны на доске)

Помогите мне закончить предложения.

На слайде № 1  появляется картинка. (По щелчку мышки появляются остальные картинки.)

 Тут наш... (дом).

Над домом ... (дым).

У дома … (дерево).

На дереве... (дупло).

У дупла... (дятел).

К дому ведет ... (дорожка).

У дома сидит … (дед).

  1. Это отдельные предложения или текст? Почему? Чего не хватает у текста?
  2. Придумаем заглавие. Повторить весь текст с заглавием.
  3. Что заметили интересного в тексте? Повторите слова, которые вы добавляли.
  4. Подумайте и определите, какова тема нашего урока, чему мы сегодня будем учиться?

III. Формулирование учащимися темы и задач урока.

Цель. Самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока (реализация идеи педагогического сотрудничества).

На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Такой подход создаёт у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность.

-Итак, какой звук повторяется чаще? (Д) 

-Так какая будет тема урока? (Тема на доску: Звуки {д} {д*}, буква Дд)

-С какой целью мы будем это изучать? (Человечек-«звуковичок» не одет: какой это звук, какой буквой он обозначен)

-Какие ставим цели? (изучить новые звуки, научиться писать новую букву)

IV. Усвоение новых знаний.

Цель. Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [д, д,], буквами Дд.

Знакомство с новыми звуками

Цель. Артикулирование новых звуков. Во время аналитической работы через артикулирование новых звуков, наблюдение, реализовать важнейший принцип родному языку – внимание к материи языка.

– Где живёт дятел? (На дереве.) слайд

– Что строит дятел? (Дупло, дом)

– На экране изображены предметы. Назовите их. (Дятел, дом, дерево, дупло.)

– Что общего в этих словах? (Слова начинаются со звуков [д, д,].)

– Исследуйте эти звуки, что можете о них рассказать? (Варианты ответов детей.)

Работа по группам

Цели.

  1. Реализация принципа деятельности.
  1. Формирование мотивации учения и обучения.
  2. Всеобщий, всеохватывающий контроль знаний.
  3. Психологический комфорт в учебном коллективе.
  4. Единство воспитания и обучения.
  5. Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели).

Работа проходит в группах постоянного состава. Данная форма способствует формированию положительной мотивации учения познавательной активности, воспитывает чувство ответственности не только за себя, но и за своего товарища, активизирует учебную деятельность, создаёт комфортные условия для развития коммуникативных умений, повышает эффективность урока.

– А сейчас наш класс превратится в научно-исследовательский институт. Для этого давайте разделимся на 3 исследовательские группы.

Учащиеся садятся по группам (1-й ряд – 1-я группа, 2-ой ряд – 2-я группа, 3-й ряд – 3-я группа).

– Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам, существующим в институте. Давайте познакомимся с ними.

Дети хором читают правила работы в группе: слайд №7.

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

– На экране появились слова: дятел, дом, дерево, дупло. Каждой исследовательской группе нужно проанализировать эти четыре слова и сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.

Задание 1-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.

Сделайте вывод: звук [д] гласный или согласный?

Задание 2-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.

Сделайте вывод: звук [д] звонкий или глухой?

Задание 3-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.

Сделайте вывод: звук [д] в словах бывает твёрдый или мягкий?

Далее руководители исследовательских групп выходят по очереди к доске, отвечают на поставленные вопросы (делают выводы) и «одевают» человечка-звуковичка, доказывая свой выбор.

К доске с помощью магнитов прикреплена следующая наглядность:

-«Оденем» нашего «звуковичка» в учебнике на стр. 94.

– Итак, мы выяснили, что звук [д] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким.

Знакомство с новой буквой

Цель. Познакомить учащихся с графическим изображением изученных звуков.

– Мы поработали с новыми звуками. Скажите, с чем мы будем знакомиться сейчас? (С новой буквой, которая обозначает звуки [д, д,].

– Кто знает, как правильно называется новая буква? (Варианты ответов детей.) Где её место в алфавите?

– Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? (Варианты ответов учащихся.)

– Давайте поселим эту букву на ленту букв.

Игра «Моя Вообразилия»

Цель. Развитие творческого мышления.

– Давайте пофантазируем, на что похожа буква д? (На крышу домика, на колокольчик, на печную трубу,….) Вот стоит, дымок пуская,

Буква «Д» – труба печная. слайд №10.

-Итак, ответили мы на вопросы, которые поставили в начале урока? (да)

б).  Игра "Поймай звук".

[Д] - встают мальчики. [Д']- встают девочки.

Дело, домино, дудочка, Дима, грабли, подружка, дети, радость, гвоздика, Денис, стрелочка, здоровье.

– А сейчас произнесите про себя своё имя и фамилию. Встаньте те дети, в имени или фамилии есть новый звук. (Учащиеся, в имени или фамилии которых есть новый звук, встают.)

– Определите, где он находится: в середине слова, в начале или конце слова? (Ответив на вопрос, учащиеся садятся.)

-Прочитайте пословицу о здоровье: ЗДОРОВЬЕ ДОРОЖЕ БОГАТСТВА

-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Слово учителя о бережном отношении к своему здоровью

Физкультминутка

Цель. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни. Соединение структурных частей урока.

VI. Первичное закрепление..Работа по учебнику «Моя любимая Азбука», с. 94

На с. 94 даны три группы упражнений. Первая группа упражнений – слоги (для плохо читающих детей), вторая группа – столбики слов (для средне читающих детей) и третья группа – это текст (для хорошо читающих).

Задание 3-ей группе (плохо читающим детям)

– Прочитайте слоги.

Задание 2-ой группе (средне читающим детям)

– Прочитайте слова в столбиках.

Задание 1-ой группе (хорошо читающим детям)

– Прочитайте предложения и подумайте, почему вначале этих предложений стоит вопросительный знак? Можно ли эти предложения назвать текстом?

– Проверим, как справилась с заданием 2-я группа, а 1-я и 3-я группы присоединяйтесь к нам.

Чтение слогов на слайде. Упражнение «Пирамида». Слайд №5.

• Дружат гласные с согласным, образуют вместе слог.

а) чтение слогов

-Сравните первую и вторую строчку.

-Прочитайте слоги, которые оканчиваются на звонкий согласный звук.( 3-я строчка) -Прочитайте слоги, которые оканчиваются на глухой согласный звук .(4-я строчка) -Слоги ДУ, ТУ, УД, УТ -дополни до слова.( Устно)

б) чтение столбиков слов   Если слоги встанут рядом, получаются слова.

1-й столбик   Значение каких слов вам не понятно?

Объяснение непонятных слов. 

ДАМА- 1) женщина из интеллигентных, обеспеченных кругов;

2) форма вежливого обращения;

3) игральная карта;

4) женщина, танцующая в паре с кавалером.

Дума – 1) мысль; размышление;

   2) название некоторых государственных учреждений.

Душа -  1) внутренний мир человека, его сознание.

    2)Также качества духовные человека, внутреннее чувство, совесть и пр.

  1. В каком слове есть опасное место?

2-й столбик 

Дол - (то же что и долина) -удлиненная впадина. Напр. Речная долина, горная, равнинная. низменность, природная впадина на земле, низ, край или бок.

-Разбейте слова на две группы. Какие? По какому признаку делили слова?

  1. Прочитайте слово с небольшим числом букв, которое обозначает большой предмет. Прочитайте слово, в котором букв больше, а предмет маленький.

С помощью, какой части слова произошли такие превращения. Выделим его.

Прочитайте слова, меняя интонацию. Дом – с интонацией таинственности, домик – грустно, дол – насмешливо, долина – радостно

3 столбик.

  1. На какие группы разделите эти слова. Почему?
  2. Зачитайте слова с корнем дыр- , зачитайте слова с корнем дым-
  3. Выделите корень. Как называются такие слова? (однокоренными)

4-й столбик

  1. Прочитайте слова с радостью, с восторгом.

-Что можете сказать об этих словах? (они однокоренные) -Какой корень? Выделите корень дар-

  1. -Прочитайте слова с приставками. Выделите их.
  2. Что вы любите делать: дарить подарки или получать их?

5 столбик.

  1. Какое слово лишнее? Почему?
  2. А чем похожи все слова этого столбика? (слова употреблены во мн. числе)
  3. Прочитайте слова с теплотой в сердце, вспоминая маму. Какой корень?

Гимнастика для глаз

Цель. Профилактика близорукости.

Быстро поморгайте, закройте глаза. Посидите спокойно, медленно считая до пяти. Повторите 3 раза.

в) чтение текста по цепочке Чтение текста. Наблюдение над предлогами..

По ходу чтения подчеркивание пробела между предлогами и словами.

-Озаглавьте текст.

-Почему дед сидит? Кого он ждет? (Слово учителя  про  заботу о пожилых людях) Творческая работа.

-Придумайте продолжение этого рассказа.

2. Чтение текста Б. Хмельницкого "Дымок". Рассмотрим картинку. Что видите? В каких сказках встречается печка?

На доске ключевые слова:

 Дымок, труба, все-все увидеть, растаял.

1. Прогнозирование содержания текста по ключевым словам, рисунку, заглавию.

2. Чтение по предложениям с комментариями.

1 предложение. Представьте, какой был дымок. (Автор пишет: белый.  Дымок - значит маленький, возможно, только родился. Белый, маленький, симпатичный...) 

2-е предложение. – Заметили ли вы, что автор оживил дымка? Подтвердите это словами из текста. (Осмотревшись, помчался.)

3-е предложение. Какой вопрос зададим тексту?

  1. Постой, не спеши – стала учить труба. Почему стала учить труба? (Мудрая, давно живет на крыше дома).

4-е предложение. Каким был Дымок? (Любознательным).

А как в тексте об этом узнаем? (Некогда, я все хочу увидеть.)

5-е предложение. Почему так думает труба? А что ответит Дымок?

6-е предложение. Каким образом ей ответил Дымок? Прочитайте.

  1. Выпалил, что означает это слово? (Сказал очень быстро, громко).
  2. Что произойдет дальше с ним? Читайте седьмое предложение не спеша.

7-е предложение– Как называется знак, который стоит после слова и? (Многоточие.)

– Что он означает? (При чтении нужно сделать длинную  паузу.)

Прочитайте это предложение, соблюдая это требование.

8-е предложение. Что же случилось с Дымком? Почему?

9-е предложение. Поразмышляйте, что могла сказать или подумать труба, увидев, что Дымок растаял.

  1. А как текст об этом говорит? Размышляем дальше.
  2. Куда плывут послушные дети? Мог быть с ними наш Дымок?
  3. Чему учит текст? За какие важные мысли можно тексту сказать «Спасибо!» Надо прислушиваться к мнению старших, более опытных и мудрых.

15.  Итог урока. Рефлексия.

  1. Какие цели ставили на уроке? Смогли ли мы их добиться?
  2. -С какими согласными звуками мы сегодня встретились?
  3. Хотели ли вы быть похожими на главного героя прочитанного рассказа?

Оцените свою работу и работу других ребят, используя слова…(Слайд)

-Мы продолжим работу с этими звуками и буквами на следующем уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.

Урок - путешествие .Знакомство  со  звуками  с,  сь  и  буквами  Сс.УМК  Перспективная  начальная  школа.К  уроку  прилагается  презент...

урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.

Урок - путешествие .Знакомство  со  звуками  с,  сь  и  буквами  Сс.УМК  Перспективная  начальная  школа.К  уроку  прилагается  презент...

Урок обучения грамоте: «Звук [ц] и буква Ц.»

Знакомство с новым звуком, 1 класс, обучение грамоте по "Гармонии"...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Звуки в, в\'. Буква В".

Урок обучение грамоте "Звуки в, в\'. Буква В", программа "Школа 2100"....

Урок обучения грамоте "Звуки [ б], [б ] , буква б.

Урок обучения грамоте по УМК "Школа 2100"...

Урок обучения грамоте "Звуки [д] [д \'], буквы Д,д"

Урок построен на основе деятельностного подхода в обучении....

Урок обучения грамоте: « Звуки [ ф ], [ ф`], Буквы Ф, ф (урок – путешествие).

В ходе морского путешествия учащиеся знакомятся с новыми звуками и буквами. Разнообразные упражнения направлены на совершенствование чтения первоклассников....


 

Комментарии

Орищак Наталья Витальевна

Очень хороший урок, заслуживает внимания.Я тоже работаю по программе " Школа 2100"