Урок обучения грамоте "Звуки [д] [д '], буквы Д,д"
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме
Урок построен на основе деятельностного подхода в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 29.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте
Учитель: Михайлова Наталья Евгеньевна, МБОУ «СОШ № 26» г. Балаково
Тема: Звуки [д] [д '], буквы Д,д
Цели урока:
- познакомить детей с согласными звуками [д], [д'], буквами Д, д;
- учить слышать эти звуки и давать им характеристику;
- вырабатывать навыки осознанного чтения;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами продолжить формировать навыки правильного написания букв и их соединений;
- развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, мышление, память;
- развивать произвольное внимание.
Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:
Личностные: действие самоопределения.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Познавательные (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.
Общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные:
Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция; оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Тип урока: открытие новых знаний
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация (среда POWER POINT), учебник «Азбука» Н.А.Агаркова, Ю.А.Агарков, модели звуков.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя и учащихся | УУД, формирующиеся на данном этапе |
1.Мотивация к учебной деятельности | - Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза» Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем: - Я в школе на уроке. - Сейчас я начну учиться. - Я радуюсь этому. (Пауза) - Внимание мое растет. - Я, как разведчик, все замечу. - Память моя крепка. - Голова мыслит ясно. (Пауза) - Я хочу учиться. - Я очень хочу учиться. - Я готов к работе. - Работаю! | Личностные: действие самоопределения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии | - Что в начале необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной? - Надо повторить всё , что будет необходимо для открытия нового знания. Игра «Найди лишнюю букву» А О Ы И Э М А Я Ы И Э У Н М Д Л Р | Познавательные: Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. |
3.Выявление места и причины затруднения | -Почему буква Д лишняя? - Мы не знаем работу буквы Д. - Выяснили, что мы не знаем. - Что должны сделать дальше? - Открыть новые знания. | Познавательные: Постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
4.Построение проекта выхода из затруднения (постановка учебной задачи) | - Определим, какой у нас будет урок? - Урок открытия новых знаний. - Объясните, почему? - Назовите тему урока. - Буква Д и её работы. - Сформулируйте цель урока. - Выяснить работы буквы Д - Составим план работы. Что будем делать? - Работать с двухуровневыми таблицами. - Работать со слогами. - Читать слова по слогам и орфоэпически. - Читать текст. - Найдите букву Д в алфавите.
Работа контролёров. | Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. |
5.Реализация построенного проекта |
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду. – Что изображено слева? (Дыня.) – Прочитайте слово «дыня» по слогам и орфоэпически. – Произнесите первый звук в слове «дыня». – Дайте характеристику звуку [д]. (Звук согласный звонкий твердый.) – Объясните, почему звук [д] произносится твердо? (За буквой «д» в слове стоит гласная буква «ы».) – Кто изображен справа? (Девочка.) – Проанализируйте схему-модель слова и определите, как зовут девочку. (Дина.) – Прочитайте слово «Дина» по слогам и орфоэпически. – Произнесите первый звук в слове «Дина». – Дайте характеристику звуку [д’]. (Звук согласный звонкий мягкий.) – Объясните, почему звук [д’] произносится мягко? (За буквой «д» в слове стоит гласная буква «и».) ФИЗМИНУТКА
– Рассмотрите иллюстрации в книге. Что здесь изображено? (Дом, дым, Дима.) – Прочитайте слово «дом» по слогам и орфоэпически. – Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог. – На каком месте в слове «дом» стоит буква «д»? – Какой звук обозначает буква «д» в слове «дом»? – Дайте характеристику звуку [д]. (Звук согласный звонкий твердый.) – Объясните, почему звук [д] произносится твердо? (За буквой «д» в слове стоит гласная буква «о».) – Прочитайте слово «дым» по слогам и орфоэпически. – Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог. – Произнесите первый звук в слове «дым». – Дайте характеристику звуку [д]. (Звук согласный звонкий твердый.) – Объясните, почему звук [д] произносится твердо? (За буквой «д» в слове стоит гласная буква «ы».) Исследовательская работа в парах. Работа со словом «Дима». Одна пара работает у доски. – Прочитайте слово «Дима» по слогам и орфоэпически. – Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог. – На каком месте в слове «Дима» стоит буква «д»? – Какой звук обозначает буква «д» в слове «Дима»? – Дайте характеристику звуку [д’]. (Звук согласный звонкий мягкий.) – Объясните, почему звук [д’] произносится мягко? (За буквой «д» в слове стоит гласная буква «и».) – Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю».) | Познавательные (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
6. Первичное закрепление во внешней речи | 1. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы «д» и звуков [д], [д’]. - Какой вывод мы можете сделать о работах буквы Д. - Буква Д выполняет две работы – обозначает согласный твёрдый звонкий звук [д] и согласный мягкий звонкий звук [д'] 2. Чтение слогов по заданным схемам. Работа в парах. После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика. – Чем похожи слоги в каждом столбике? – Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? - В первом столбике стоят слоги, которые начинаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука [д]. В третьем – слоги начинаются со звука [д’]. ФИЗМИНУТКА | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
7. Включение в систему знаний и повторение | 1. Чтение слов по слогам и орфоэпичеки (с. 47) Фронтальная работа Определение количества слогов и ударения в словах
- Лексическое значение слова (настольная игра в пластинки, на которые нанесены очки в виде точек) - Количество слогов - Определение ударения - Звуковой анализ 3. Работа с текстом «Данила». Учитель читает текст. - Что услышали? - Докажите, что это текст. Работа парах. - Составить модель текста. 4. Составление моделей предложений. Самостоятельная работа с предложениями. Работа пар у доски. | Познавательные: Общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
9. Рефлексия учебной деятельности | - Какую цель мы поставили в начале урока? - Какие знания открыли? - Посмотрим, достигли вы поставленной цели? Помогут нам в этом волшебные цветы. У каждого ряда свой цветок. - У вас на партах лежат цветные лепестки: зеленый – означает – да, жёлтый – сомнение, красный – нет. - У меня сегодня всё получилось. Я открыл новые знания. Я сегодня доволен своей работой на уроке. - Молодцы! | Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
Литература
- Конструирование технологической карты
урока в соответствии с требованиями ФГОС И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева, Управление начальной школой № 12 2011
- Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы. Сборник материалов. (сост. О. В. Петрова, Т. П. Савушкина; под ред. М. И. Солодковой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011.
- Азбука. Обучение грамоте и чтению. Поурочно-тематические разработки: Методическое пособие/ Н.М. Лаврова.-М.: Академкнига/Учебник 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.
Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.УМК "Планета Знаний"...
Конспект урока обучения грамоте "Письмо заглавной буквы Д. Формирование дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв"
Конспект составлен с учётом требований ФГОС...
Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"
Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...
Урок обучения грамоте УМК Гармония " Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков. Буквы з, З – с, С"
Урок построен в соответствиии с ФГОС, к нему прилагается презентация в МИМИО....
Открытый урок обучения грамоте по теме: "Буквы Я, я. Функции буквы Я"
Открытый урок обучения грамоте по теме "Буквы Я, я. Функции буквы Я"...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Написание заглавной буквы Щ. Звук [щ’], буквы Щ,щ» ( УМК «Школа России», 1 класс)
Цель урока: формирование навыка написания заглавной буквы Щ; повторение имеющихся знаний о мягком согласном звуке [щ’], о букве щ.; формирование навыка правильного, сознательного, выразите...