Урок обучения грамоте УМК Гармония " Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков. Буквы з, З – с, С"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Урок построен в соответствиии с ФГОС, к нему прилагается презентация в МИМИО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3dekabrya.docx38.88 КБ

Предварительный просмотр:

3 декабря. Открытый урок.

Обучение грамоте

Тема. Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков. Буквы з, З – с, С

Тип: урок овладения новыми знаниями.

Цель: формировать навыки чтения с новым звуком;

Задачи:

- на основе актуализации знаний учащихся о звуке [с] и ознакомлении с новым звуком [з] сформировать представление о парных согласных З-С. Упражнять  детей в чтении слогов, слов, предложений с  буквами з,З - с,С.

- развивать умение сравнивать звуки [з]-[с], слова, отличающиеся только буквами З-С, умение доказывать свои ответы, самостоятельно выполнять задание учителя и проверять его.

- воспитывать коммуникативные умения: сотрудничество с товарищем в паре при выполнении заданий (устанавливать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках).

Ресурсы урока: учебник «Букварь», с. 34 - 35

Медиаресурсы: авторская презентация в МИМИО.

Форма урока: традиционный урок с использованием  мультимедийных средств.

         

Планируемый результат обучения и формирование УУД:

Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, парные согласные по глухости - звонкости; умение составлять схемы слов; умение осмысливать прочитанное; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.

Регулятивные УУД:  формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: формировать умение работать индивидуально, коллективно, в парах; осуществлять взаимный контроль.

Основные понятия: парный по глухости-звонкости согласный, буквы «З,з» «С,с», звуки [з], [з,], [с], [с,].

 Межпредметные связи: окружающий мир.

Элементы современных  образовательных технологий:

 - здоровьесберегающие  (физминутки, смена видов деятельности, игровые упражнения на внимание);

 - личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);

- информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения);

- проблемное обучение (частично – поисковое).

Программные средства: комплект методических пособий УМК «Гармония»

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, интерактивная презентация, сигнальные карточки (гласные   согласные буквы), индивидуальный дидактический материал(карточки с картинками: коза – коса, лист со словами, в которые можно подставить буквы З-С, карточки со словами); алфавит, лента букв.

 - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический;

 - формы обучения: фронтальная; групповая (в парах); индивидуальная; коллективная.

 - приёмы обучения: речь учителя; текст учебника; наглядность.

Педагогические технологии: проблемно-диалогическая, личностно-ориентированного обучения;  педагогика сотрудничества, информационно-коммуникативная,здоровьесберегающая.

- принцип научности и доступности изучаемого материала

Большое внимание уделяется эмоциональной стороне личности школьника, воспитанию коммуникативных качеств личности. В конце  урока  происходит рефлексия по самооценке полученных знаний.

№ п/п

Этап урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Орг. момент.

– Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.

Прозвенел звонок.

    Начинается урок.

    Тихо сели, ноги вместе.

    Книга, ручка – всё на месте.

    Руки замерли у всех.

    Будем думать, будем слушать

    И учиться лучше всех!

Приветствие учителя

Настрой на урок:

   

коммуникативные:

соблюдение простейших норм речевого этикета.

2

Актуализация опорных знаний

Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.
  Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. (Работа на индивидуальных карточках)

 -Назовите-ка, ребятки, (Слайд1)
Какие буквы с вами играют в прятки? (
А  О  Р  У  Н  Ю  Е  И  Ь М  Л  Э Ь Й) Расселите буквы в домики.

 -- На крышах домиков значки их звуков - подсказки.
- На какие 3 группы распределили буквы?

- Назовите гласные: А,О, Э,Ю, И, У, Е. Почему в домике гласных букв две половинки? Как распределили ? Почему? Какие глас. буквы можем дописать в каждую половинку?

- Какую букву написали в третий домик? Почему?
-  Посмотрите на домик согласных звуков. Сколько в нем половинок? (две) Как вы распределили свои буквы?

О каких согласных мы говорили вчера на уроке?

- Какой звонкий или глухой звук обозначают все эти согласные? Как еще называют эти согласные звуки? (непарные) Почему? Какие буквы вы записали во вторую половинку? Почему не записали? В чем наше затруднение? Что мы будем узнавать сегодня на уроке? Оставим здесь пустое место, а потом допишем то, что узнаем на уроке.

 - Поднимите руки, кто справился с работой верно? Поставьте себе на листочке +. У кого возникло затруднение поставьте себе знак вопроса. Что это означает?

1) Повторение изученных букв.

Работа на индивидуальных карточках

Игровое упражнение на интерактив. доске: распределить буквы на группы в домиках в соответствии со значком.

2)  Дать характеристику группе гласных; группе букв не имеющих звуков; группа согласных ( акцент на изученные непарные звонкие согласные).

3) знакомство со значком парных согласных.

(буквы гласных звуков и б. согласных зв. и буква ь знак, который звуков не обозначает)

- Одни гласные командуют согласному в слоге – читайся твёрдо, другие – читайся мягко.

- Распределили в одной половинке, там где значок согласный звонкий.

- Р,Л,М,Н,Й

- Звонкий, Непарный.

- Мы не проходили такой знак.

- Будем знакомиться со звуками, которые можно обозначить этим значком.

Самоконтроль и самооценка.

Предметные:

- правильно называть буквы русского алфавита;

Регулятивные:

 - выделять и осознавать то, что уже усвоено, самоконтроль и самооценка.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные для партнёра высказывания

Познавательные:

- выполнять классификацию букв;

-  обосновывать основание для классификации;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя информацию схем;

3

3.  Целеполагание и мотивация. (Р,П)

1.Речевая разминка

 (СЛАЙД № 2)

- Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране  Звуков и Букв.

- Но сначала нам нужно сделать речевую разминку.

Комар летел и протяжно звенел – “ЗЗЗЗ”.

Дети–комарики с мамой летят. Тоненьким голосом протяжно звенят: “Зьз’ з’ з’ з’”.

Комар звенит: “ЗЗЗЗ”, комарик: “з’ з’ з’ з’”.

- Молодцы. Отлично потренировали свои язычки.

2.– Вы верите в чудеса? (Ответы детей.)

– И я верю. И если в жизни чудеса встречаются не очень часто, мы с вами сами создадим чудо в своём воображении.

(СЛАЙД № 3)

-Закройте глазки, а теперь откройте. Где мы с вами оказались? ( в лесу)

-Отгадайте загадку

Крыша в шапке меховой
Белый дым над головой
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла ….(зима)

- И мы с вами оказались не в простом лесу, а в каком?

- Зимний лес всегда кажется волшебным, сказочным. -  Деревья стоят в красивых нарядах. На снегу невиданные звери оставили свои следы. И очень, очень тихо. И вдруг мы слышим звуки падающего снега с кустов и поскрипывание снега на земле. К нам на полянку выскочил какой-то зверек.

(СЛАЙД № 4)

-Загадка

– Что за зверь лесной –
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы
Уши выше головы. (Зайка).
 

-Зайка  и зима принесли с собой   звуки. Вы догадались какие?

- А что мы с этими звуками будем делать?

Речевая разминка.

Отгадывание загадок:

ЗАЙКА

ЗИМА

САЙКА

       

(зимнем)

З и зь-

- Мы их будем исследовать, заменим их буквой,  читать слоги, слова, предложения.

Коммуникативные:

участие в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Познавательные:

- сравнение предметов, звуков нахождение общего и различия;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя информацию схем;

4

Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы будем сравнивать звуки [з]-[с], а также работать с буквами, которые они обозначают. -  Букву каких звуков мы уже знаем? С буквой каких звуков мы должны познакомиться, чтобы продолжить работу на уроке в соответствии с нашими целями?

      ( СЛАЙД №5)

Принятие темы и учебной задачи.

5

Знакомство с буквами З,з. Демонстация буквы. (Слайд презентации) Найдите эту букву в своих веерах и покажите мне.

- Давайте найдем глазками эту букву в алфавите. Какая буква стоит перед б.з? Какая после? (Слайд 6)

- Найдите и посчитайте буквы З.(Слайд 7)

Чтение слогов с буквами З и з. (Слайд 8)

-  Изменилось ли наше чтение от того прописная буква з стоит в слоге или строчная. А от каких букв зависит наше чтение слогов? ( от гласных)

- Читаем слова. Значение каких слов вам не понятно?

- Указ это письменное распоряжение, приказания правительства страны, закон.

- Еще раз прочитайте слова с только что изученной буквой. В каком месте слова стоит буква з?

- В каком слове мы видим букву з, но произносим звук с? Кто знает, почему так происходит? Какой вывод для себя сделаем?

Чтобы с этим разобраться, мы должны сравнить звуки з и с.

Дети комментируют на что похожа буква з.

Определение места буквы в алфавите.

Распознавание буквы среди других букв (4 з).

Чтение слогов слов.

Санки

Зайки розы

Осы

Серый

Зелёный Олеся

Взял, указ

Указ

Опасное место при письме. Затруднение с которым попробуем разобраться.

познавательные:

сравнение предметов, нахождение общего и различия;

6

Физпауза «Зайка» (Слайд 9)
- Но сначала отдохнём.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так вот так и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Вот так вот так надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Вот так…..

Кто-то зайку напугал,

Зайка прыг – и убежал.  Вот так……..

Регулятивные:

-выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме,

Коммуникативные:

-вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками,

7

Сравнение звуков и их артикуляций при произношении.

- Сравнить звуки нам помогут, ребята, ваши знания о звуках. Произнесите первый звук слова зайка. Какой это звук. Расскажите в каком положении при произношении этого звука находится язык, зубы, губы. Теперь скажите первый звук в слове сайка. Какой это звук? Как теперь двигаются наш язычок, губы и зубы? Что мы можем сказать о произношении этих звуков?(Язык, губы и зубы занимают одинаковую позицию во рту, одинаковая артикуляция.)

- А что же различно? Поднесите руку к горлу. (Звук з произносится с голосом и шумом, а звук с, только с шумом, один звук звонкий,  а другой глухой) Согласные звуки русского языка, которые произносятся с одинаковой артикуляцией, но одни с голосом и шумом, а другие только с шумом называют парными по глухости и звонкости. А для нас придумали значок для обозначения таких согласных звуков.

- Найдите такой значок у себя на листочках.

- Какие буквы мы можем туда теперь написать?(з - с)

По ходу рассказа, дети дополняют рассказ учителя.

Вывод: звуки [з]-[с] –согласные. Могут быть твёрдыми, могут быть мягкими. Звук [з] – звонкий, звук [с] – глухой. Звуки [з]-[с] обозначаются буквами З-С, которые образуют пару.

Формирование представления о парных согласных З-С.

Познавательные:

сравнение звуков, артикуляций при их произношении;

8

Работа в парах. (Карточки для пар) (Слайд 11)

- Прочитать слова и вставить пропущенные буквы. Обратите внимание на значки звуков над каждым столбиком слов.

- Следуйте правилам работы в паре, распределите обязанности между собой.

Работа детей парами.

Проверка пары возле доски.

Коммуникативные:

сотрудничество с товарищем при выполнении заданий в паре: установление и соблюдение очерёдности действий.

Познавательные:

ориентация в учебнике. регулятивные:

осуществление контроля в форме сличения своей работы с эталоном;

9

1. Игровое упражнение на распознавание звуков в словах.

-  А сейчас немного отдохнём и поиграем.   Я буду называть слова, а вы будете хлопать в ладоши, если услышите звуки [с-с´].

- А теперь хлопать когда услышите зуки з – зь

Игра «Поймай звук».

САХАР, ЗВЁЗДЫ, СЛИВА, ЗАЙКА,
     ВАСИЛЬКИ, СВИСТОК, НЕЗНАЙКА.

-

  СОНЯ, СИМА, КИСКА, ЗИНА,
    ЗЕБРА, ВАЗА, ГУСЬ, КОРЗИНА,картина.

10

Работа по букварю стр. 34. (Слайд 12)

- Какое это предложение? Мы можем ответить на этот вопрос?

- Что записано под зеброй?

- Это вопросительные предложения? Почему нет?

- Зачем записаны слова в голубой рамочке?

-Что мы сейчас должны сделать, чтобы понять куда надо поставить слова?

- Давайте прочитаем предложения и подумаем, на месте каких пропущенных слов надо вставить эти слова. Прочитайте ваши варианты предложений.

- Это слова предлоги, они нужны для связи слов в предложении  и в речи мы должны научиться их употреблять правильно.

Чтение слов про себя.

Чтение вслух.

Вопросительное.

Да. Это  знак  - пешеходный переход.

Вспоминаем из окружающего мира. Назначение знака.

В конце предложений стоят точки.

Их надо вставить в предложения.

Планирование работы с текстом.

Работа со словами на доске.

Регулятивные:

-оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, стремиться их преодолеть;

- проговаривать последовательность действий на уроке

Коммуникативные:

-участвовать в коллективном обсуждении прочитанного.

Познавательные: Читать тексты, выявлять их смысл. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт.

11

Работа с текстом Букварь стр. 35.

- Ребята, мы сегодня уже попробовали представить зимний лес с его красотами, тем более зима вот  - вот уже придёт в наши края. А вы ждёте наступления зимы? А что в зиме хорошего?

- Да, действительно мы ждем снега и зимних игр на улице.

- Давайте мы прочитаем текст, как ребята дождались- таки зимы. Но сначала надо прочитать слова в рамочках. Читаем текст в полголоса.

- Какое время года наступило?

- Кто пошёл на горку? А ещё кто? Как зовут собаку?

- Кто первый скатился с горы?

- Кто ехал вдвоём?

- Что делает Тузик?

- Какие чувства испытывают ребята?

- Как мы могли бы назвать этот текст?

- Читаем по цепочке по одному предложению. Все следят и слушают внимательно.

- С какой буквой познакомились на уроке?

- Посчитайте, сколько в этом тексте букв з.

Построение плана работы с опорой на иллюстративный ряд.

Чтение выделенных слов.

Чтение текста.

Зима.

Олеся.Зина,Соня.    Тузик

Зина

Олеся и Соня

Бежал за Соней

Им было весело

Зимние забавы.

10

Регулятивные:

-оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, стремиться их преодолеть;

- проговаривать последовательность действий на уроке

Коммуникативные:

-участвовать в коллективном обсуждении прочитанного.

Познавательные:Читать тексты, выявлять их смысл. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт. Выделять звуки з, зь в словах, определять его место и обозначать соответствующими буквами.

- работать по  самостоятельно составленному плану.

12

Подведение итога урока.

- Какие звуки сравнивали?

- Какими буквами обозначаются?

- Что они образуют? Как их называют?

- С какими затруднениями встретились?

1)

[з]-[с].

З-С. Пару.

Это парные согласные.

Регулятивные:

- Ученики оценивают усвоение нового материала, обнаруживают трудности.

-Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Коммуникативные:- оценивать работу одноклассников.

Познавательные:

- Делать выводы, обобщать знания по полученной информации.

-уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Личностные:

- оценивать свою деятельность

13

Рефлексия.

Дети оценивают свою работу используя смайликов.

Оценка учителя.

Оценивание своей работы на уроке:

- Если урок понравился и всё было понятно нарисуйте смайлику улыбку.

.

Личностные:

адекватное оценивание своей деятельности, адекватное восприятие оценки учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным" ("Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: развитие умения различать парный согласный, написание которого надо проверять;формирование умения находить в словах букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласны...

Урок русского языка «Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками в конце и середине слова»

Технологическая карта урока для обучающихся с РАСРусский язык, 3 класс (закрепление)МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад №10»...

Урок русского языка «Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками в конце и середине слова» (повторение)

Урок русского языка для обучающихся с расстройством аутистического спектра ( вариант 8.2), 3 класс, "Школа России"...

Урок русского языка 1 класс "«Наблюдение над обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков буквами»

Предмет: Русский язык.Класс: 1 АТема: «Наблюдение над обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков буквами.»Цель: выяснить различия парных звонких и глухих согласных;Задачи:п...