Конспект урока "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным" ("Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Чиркова Анастасия Сергеевна

Цели деятельности учителя:

  • развитие умения различать парный согласный, написание которого надо проверять;
  • формирование умения находить в словах букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук;
  • формирование умения подбирать слова с парным по глухости – звонкости согласным звуком на конце слова.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 23 января 2018г., вторник

Школа: МАОУ СОШ №148

Класс: 2 «а»

Кабинет: 106

                  ФИО учителя: Гришкевич В.В.

                  ФИ студента: Гурьянова А.

                  ФИО методиста: Воронова М.В.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Цели деятельности учителя:

  • развитие умения различать парный согласный, написание которого надо проверять;
  • формирование умения находить в словах букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук;
  • формирование умения подбирать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова.

Планируемые  результаты

Предметные:

  • различать парные по глухости – звонкости согласные звуки;
  • соотносить произношение и обозначение буквой парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным;
  • определять словарные слова с парным по глухости –звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным в корне

Личностные:

  • осознавать роль языка и речи в жизни;
  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Канакина В.П. Русский язык. 2 класс (2 часть), рабочие тетради, презентация.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

2 мин

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Чтобы хорошо учиться,

Нужно каждый день трудиться.

С ленью нам не по пути,

К знаньям будем мы идти.

Ребята, давайте настроимся на хорошую  работу.

Приветствовать учителя

Слушать учителя

Р: Выработка учебной мотивации, установление  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

5 мин

- Ребята, откройте тетрадь, запишите сегодняшнее число и «Классная работа».

Спинки держим ровно.

- Ребята, давайте выполним небольшое задание.

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Давайте прочитаем пары слов.

Су[п]-зу[б, п]

Го[д, т]-ро[т]

Кру[г, к]-зву[к]

Рука[в, ф]-шка[ф]

Гара[ж, ш]-шала[ш]

Моро[з, с]-вопро[с]

Изморо[з,с]ь-изморо[с]ь

- А сейчас я попрошу вас ответить мне на вопросы. Но спрашивать я буду только тех, кто не выкрикивает. Отвечаем полным ответом по поднятой руке.

- Какой звук обозначен выделенными буквами в каждой паре слов? Произнесите.

- Можно ли на слух определить, какой буквой надо обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова?

- Догадались, какая тема нашего урока?

- Какие цели мы поставим перед собой на этот урок?

Выполняют  задание

Читают пары слов

                

 

Отвечать на вопросы

- Выделенными буквами в каждой паре слов обозначены звуки: [п], [т], [к], [ф], [ш], [ш]

- Нет, мы не можем на слух определить, какой буквой надо обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук

- Тема нашего урока: "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным".

- Мы будем находить слова с парными согласными, подбирать проверочные слова, правильно оформлять их на письме.

Р: планирование

П: анализ объектов с целью выделения признаков

Выдвижение гипотез и их обоснование

К: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Р: целеполагание,

планирование

3.

Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

2 мин

- А какое слово будет проверочным для каждого из данных слов?

- Попробуйте сформулировать правило, которым мы будем пользоваться в дальнейшем при проверке слов с парными по глухости-звонкости согласными.

- Проверочным словом для каждого из данных слов будет являться его форма множественного числа

- Чтобы проверить написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренные слова, чтобы согласный оказался в сильной позиции

П: выдвижение гипотез и их обоснование,

доказательство

4.

Открытие детьми нового знания

Практический: учебный диалог

Практический: выполнение физических упражнений

7 мин

- Давайте обратимся к учебнику на странице 19.

- Кто прочитает нам правило?

- Хорошо. Так, значит,  какие есть способы проверки парного согласного на конце слова?

- Ребята, а что такое однокоренные слова?

- А формы слова?

- Молодцы, ребята.

- Сейчас мы  с вами немного отдохнём. Встаём все.

На болоте две подружки, (основная стойка)

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались, (имитируют процесс умывания)

Полотенцем растирались. (имитируют процесс растирания — правую и левую руки согнуть в локтях и отвести слегка назад (за спину))

Ножками топали, (ходьба на месте)

Ручками хлопали. (дети хлопают в ладоши)

Вправо, влево наклонялись. (наклон вправо, наклон влево)

И обратно возвращались.

И тихонечко сели на свои места.

Читают правило

- Существуют способы проверки парного согласного на конце слова:

1. изменить форму слова

2. подобрать однокоренные слова

- Однокоренные слова – это слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковые корень.

- Формы слова –  это изменение одного и того же слова.

Повторяют движения за учителем

П: выдвижение гипотез и их обоснование

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5.

Первичное закрепление

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный  диалог

5 мин

- А сейчас давайте выполним упражнение. Откройте упражнение 30 на странице 19. Начнём выполнять его.

- Кто прочитает нам задание?

- Кто пойдёт к доске, запишет слова под цифрой 1 и докажет, что они родственные?

- Укажи звуки, которые обозначают выделенные буквы, над словами в квадратных скобках.

1. Хлебушек, хлебный, хлеб, хлебцы.

-Хорошо, спасибо. Отметка…

- А кто запишет  и объяснит слова под цифрой 2?

2. Городок, загородный, город, городки.

- Молодец. Отметка…

- Ну и под цифрой 3.

3. Резать, резчик, резьба, резной.

- Отлично. Отметка…

- Когда звучание парного по  глухости-звонкости согласного звука в слове не совпадает с его обозначением буквой?

- Выделите в словах корень. Подчеркните те выделенные буквы, написание которых надо проверять.

- Отлично, ребята, вы справились с этим заданием.

Выполняют упражнение

Читают задание

Работают у доски

- Все слова в данном ряду являются родственными, потому что имеют общий корень  «хлеб» и по смыслу связаны со словом «хлеб».

- В этом ряду тоже все слова родственные, потому что имеют общий корень «город» и по смыслу связаны со словом «город».

- В третьем ряду все слова родственные, т.к. имеют общий корень «рез» и по смыслу связаны со словом «резать».

Выполняют задание

- Звучание парного по глухости-звонкости согласного звука в слове не совпадает с его обозначением буквой на конце слова или в корне перед другим парным согласным.

Выполняют задание

П: выдвижение гипотез и их обоснование

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: доказательство

К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

П: доказательство

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

Практический: выполнение физических упражнений

7 мин

Давайте откроем рабочую тетрадь и выполним упражнение 32 на странице 16.

А выполнять мы будем его в парах.

- Кто прочитает нам задание?

- Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.

- Итак, приступим.

Б?П?

Дуб, шуруп, ошибка, кнопка, гибкий.

- Какую букву вставим в первое слово?

- Хорошо, дальше самостоятельно, вы можете совещаться в парах.

- Какая пара поработает со второй строкой?

Г?К?

Айсберг, цирк, лёгкий, юг, мягкий.

- Молодцы. Какая пара отвечает?

В?Ф?

Остров, жираф, кофта, ловкий, клюв.

- Отлично. Работам дальше. Следующая пара  работает.

Д?Т?

Йод, взгляд, клетка, загадка, крот.

- Молодцы. Работаем дальше.

Ж?Ш?

Чиж, варежка, ёрш, лягушка, книжка.

- Хорошо. И последняя строка.

З?С?

Груз, соус, салазки, маска, сказка.

- Отлично.

Давайте немного разомнёмся.

Замок

(Пальцы в замочек, слегка покачивать "замочком" вперед назад.)

На дверях висит замок.

Кто его открыть бы смог?

(Повертеть "замочком".)

Мы замочком повертели,

(Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.)

Мы замочком покрутили,

(Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.)

Мы замочком постучали,

(Показать ладошки.)

Постучали, и открыли!

Выполняют задание

- Проверочные слова (дубы, шурупы, ошибочка, кнопочка, гибок)

- В первое слово вставим букву б, проверочное слово – дубы. Пишу букву б.

(айсберги, цирковой, лёгок, юга, мягок)

(острова, жирафы, кофта - словарное слово, ловок, клювы)

(йода, взгляды, клетки, загадочка, кроты)

(чижи, варежек, ерша, лягушек, книжек)

(груза, соусы, салазок, масок, сказок)

Выполнять упражнения

Повторяют упражнения за учителем

К: управление поведением партнёра

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

К:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: доказательство

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: доказательство

П: выстраивание  логической цепочки рассуждений, доказательство

П: выдвижение гипотез и их обоснование

7.

Включение в систему знаний, повторение

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

7 мин

Резерв. Давайте снова обратимся к учебнику и выполним задание 31 на странице 20.

- Кто прочитает нам задание?

- Прочитайте. В какой строке записаны формы одного и того же слова, а в какой – родственные (однокоренные) слова?

- Отлично. Приступим к выполнению задания.

- Кто прочитает слова под цифрой 1?

1. Берёза, (много) берёз, (к) берёзам, (у) берёзы.

- Так, а как ты думаешь, это формы одного и того же слова или это однокоренные слова?

- Отлично. Теперь прочитаем слова под цифрой 2.

2. Берёза, берёзка, берёзонька, березняк (берёзовый лес).

- А в этой строке какие у нас слова? Формы одного и того же слова или однокоренные слова?

- Хорошо. Теперь ответьте мне на вопросы.

- В каких словах звучание парного согласного не совпадает с его обозначением буквой, а в каких – совпадает: перед гласным звуком? Перед непарным звонким согласным звуком [н]? Перед другим парным согласным? На конце слова?

- Одинаковой ли буквой обозначается парный по глухости-звонкости звук в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова?

- Спишите только те слова, в которых написание выделенной буквы надо проверять.

Выполняют задание

Читают задание

Читает слова

- Я думаю, что это формы одного и того же слова, потому что изменяются только окончания существительных

Читает слова

- В этой строке перечислены однокоренные слова, потому что они имеют общий корень «берёз» и все связаны по смыслу со словом «берёза»

- Звучание парного согласного не совпадает с его обозначением буквой, когда стоит на конце слова или в корне слова перед другим парным согласным

- Это слова: (много) берёз, берёзка.

А в остальных словах совпадает.

- В одинаковой части в корне одного итого же слова и в однокоренных словах парный по глухости-звонкости согласный звук обозначается одной и той же буквой.

П: выстраивание  логической цепочки рассуждений, доказательство

П: выдвижение гипотез и их обоснование

П: выдвижение гипотез и их обоснование

П: выдвижение гипотез и их обоснование

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: учебный диалог 

Практический: выполнение задания

5 мин

А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Рабочая тетрадь: стр. 16, упр. 33.

- Все нашли это упражнение? В упражнение вам надо будет прочитать предложения и вставить пропущенные буквы в слова.

- Всем понятно задание?

-  Учебник: стр. 19, правило выучить.

– Итак, подведем итоги нашей работы на уроке.

– Над какой темой мы работали?

- А были ли достигнуты цели, которые мы ставили перед собой в начале урока?

– Как проверить согласную букву на конце слова или перед согласным?

– Какое задание вызвало затруднение, какое вам больше понравилось?  

- А сейчас давайте выставим отметки за урок. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны и назовите мне свою фамилию и  количество.

–  Ребята, перед вами фразы, которые вам необходимо дополнить.

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Было интересно узнать, что…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось...

– Вы сегодня замечательно потрудились.

– Какое настроение у вас в конце урока?

– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

Записывают домашнее задание

- Мы работали над темой: "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным". Я считаю, что цели урока были достигнуты.

- Чтобы проверить написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренные слова, чтобы согласный оказался в сильной позиции

Выполняют задание

Дополняют фразы

Р: оценка

Р: оценка, контроль

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Су [п] -зу [б,п] Го [д,т] -ро [т] Кру [г, к] -зву [к] Рука [в, ф] -шка [ф] Гара [ж, ш] -шала [ш] Моро [з, с] -вопро [с] Изморо [з, с] ь-изморо [с] ь

Слайд 3

Су [п] -зу [б] Го [д] -ро [т] Кру [г] -зву [к] Рука [в] -шка [ф] Гара [ж] -шала [ш] Моро [з] -вопро [с] Изморо [з] ь-изморо [с] ь

Слайд 4

Тема урока

Слайд 5

Тема урока: "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным"

Слайд 6

(много) берё з берё з ка

Слайд 7

Учебник: стр.19, выучить правило Рабочая тетрадь: стр. 16, упр. 33

Слайд 8

Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Я смог… Было интересно узнать, что… Меня удивило… Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

конспект урока русского языка во 2 классе по программе "Школа России" урок открытия новых знаний, разработан по системно-деятельностному методу...

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Учащиеся познакомятся в процессе урока с правописанием слов с парным по звонкости-глухости согласным звуком на конце слова в результате интересных заданий, игр, упражнений на всех этапах урока....

Методическая разработка к уроку русского языка по теме : Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Тема: Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным...

правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным 2 класс русский язык...