Открытый урок обучения грамоте по теме: "Буквы Я, я. Функции буквы Я"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Тихонова Юлия Анатольевна

Открытый урок обучения грамоте по теме

"Буквы Я, я. Функции буквы Я"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_1.docx26.5 КБ
Файл prilozhenie_1.docx36.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Гласные буквы Я,я. 

Тип урока: изучение нового материала. 

Цели: 

Образовательные: 

  формировать умение находить в словах букву Я; 

  знать, какие звуки она обозначает; 

  читать слова с этой буквой; 

  совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом, отвечать на

вопросы по содержанию; 

  способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного

внимания, вербального, наглядно-образного мышления. 

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе. 

Формировать УУД: 

  Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной

деятельности, сохранить мотивацию к учебе;

  Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить

необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки

и учета характера сделанных ошибок. 

  Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в

устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о

правилах поведения и общения и следовать им. 

  Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ

объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать

информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы. 

Ход урока 

1.Включение в учебную деятельность 

Прозвенел уже звонок. 

Начинается урок. 

В путешествие пойдем. 

В страну знаний попадем.

Открытый урок обучения грамоте по теме

"Буквы Я, я. Функции буквы Я"

( Учитель: Тихонова Юлия Анатольевна)

Цель урока: подвести детей к открытию знаний о букве е и её звуках.

Задачи урока:

    -  создать условия для осознания детьми того, что гласная буква я обозначает два звука [йа] в начале слова и после гласного и звук [а] в слиянии с мягким согласным;  формировать навык чтения слов с буквой я;

 -  развивать фонематический слух: упражнять в слогозвуковом анализе слов, в выделении изучаемых звуков в словах, их артикулировании и характеристиках; развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;

 -  расширять коммуникативные способности детей, воспитывать культуру

Формирование универсальных учебных действий: 
1. Личностные УУД 

-   Формирование учебной мотивации; адекватной самооценки; осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовности открыто выражать свою позицию на уроках. 
2. Регулятивные УУД 
-   Формирование умения выделять из множества информации главную; умения осуществлять действие по образцу; контроля своей деятельности; контроля деятельности соседа по парте; умения видеть ошибку. 
3. Познавательные УУД 
-   Формирование умения строить устные высказывания; вести поиск и выделять необходимую информацию, выбирать основания и критерии для сравнения, классификации. 
4. Коммуникативные УУД 
-   Формирование умения слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре и в группах. 

 Оборудование: презентация Microsoft Office PowerPoint, карточки со  словами, карточки с заданиями, светофоры.

Ход урока

  1. Организационный момент. Включение в учебную деятельность.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

В путешествие пойдем.

В страну знаний попадем.

Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку учителю, подарите улыбку нашим гостям. Потянитесь к солнышку, поклонитесь земле-матушке. Присаживайтесь на свои места.

2.Актуализация знаний. Целеполагание.

- Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками русской азбуки.  Сегодня очень интересный урок: вы познакомитесь с одной необычной (волшебной) буквой. Эта буква вам будет усердно служить, если вы раскроете ее секреты.

Повторение

 - В чем различие между звуком и буквой?

  - На какие две группы делятся звуки русского языка? (Гласные и согласные)

- Как распознать гласные и согласные звуки? (гласные – воздух проходит свободно, произносим голосом, можем звуки «петь»; согласные – при их произношении воздух встречает преграду, произносим с шумом).

-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в звуковой схеме слова? (гласные – красным).

- Каким цветом обозначаем согласные звуки в звуковой схеме слова?

(синим или зеленым).

- От чего зависит цвет согласного  в звуковой схеме? (от того, какая гласная стоит  после согласного).

- Значит, какие бывают согласные?  (твердые или мягкие, звонкие или глухие).

- Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного?

мягкость?

3.Речевая разминка.(Слайд)

Цы-цы –цы - мы ребята молодцы

Ок-ок-ок – дружно мы начнем урок

Ать-ать-ать – будем дружно мы читать

На вопросы отвечать!

3.    Постановка темы и цели урока.

- Прочитайте буквы

а о у ы н м л р б в д з и е п к т с я  

Какая буква для нас здесь новая? (я).

Кто знает, как называется эта буква? ( я).

-  Какие цели поставим сегодня на уроке?  (Познакомиться с новой буквой, узнать,какие звуки она обозначает, научиться правильно её писать и читать слова с этой буквой).

- Отгадайте загадку:

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки. (Яблоко)

На доске написано слово

 яблоко

Давайте составим схему к этому слову (работа в парах)

Под словом 2 схемы ( одна неверная).

Поднимите руку, кто выбрал 1 схему?

Кто выбрал 2 схему?

-  Почему так получилось?  Задание одно, а ответы разные?

-   Мы еще не знакомы с буквой, с которой начинается слово яблоко.

4. «Открытие» нового знания

-  В русском языке есть интересный согласный звук Й (йот). Он любит «играть в прятки» – «прятаться» за другие буквы. Прочитайте слово.

-  Произнесите хором слово ЯБЛОКО по слогам.

-  Сколько слогов в слове ЯБЛОКО? (Три).

-  Произнесите первый слог протяжно. (й а б)

- Что слышите? (согласный и гласный звук и согласный)

(на доске выставляется схема первого слога)

Произнесите 2-й слог. Из чего он состоит? ( твердого согласного и гласного.)

(выставляется схема второго слога)

Давайте  поставим слоги под схемой. Что мы поставим под первым слогом?

(Дети не могут ответить на вопрос)

- Такой слог – принято обозначать одной буквой я. Мы слышим 2 звука йа, а пишем одну букву а.

-   Где стоит буква а ?( В начале слова.)

 Почему эта буква особенная? (Обозначает 2 звука, когда стоит в начале слова.)

 Вернемся к схеме этого слова. Сколько звуков и букв в слове яблоко? ( В слове яблоко - 7 звуков, 6 букв.)

 Дети, какую же схему вы должны были составить? Покажите.        

5.Знакомство с новой буквой

  Выходит буква я.  (Ученица)

Наконец вы добрались и до меня, буквы  Я, - скромно сказала буква Я. Если Вы поставите левую руку на пояс, а левую ногу в сторону, вы станете слегка похожи на меня, букву Я. Но так делают люди, которые хотят показать всем свое Я. Мне больше нравится, когда букву Я сравнивают с человеком, который идет по дороге с большим рюкзаком. Если посмотреть на такого человека сбоку – он очень похож на букву Я.

А). На что похожа буква  Я (Слайд)

Я — бродяга с рюкзаком,

Путешествует пешком.

Посмотрите-ка, друзья,

Смастерил скворечник я.

А в скворечник залетела

Вместо птички буква я.

Я похожа на тебя:

Голова большая, на одной ноге стоит,

вперед идет другая.

Пляшет весело гопак клоун,

 маленький Илья.

Руку - в бок, а ножку- так,

Получилась буква я.

Б). Сравнение печатной буквы с прописной  (слайд)

- Посмотрите, чем схожи печатная и прописная буква (у печатной углы острые, а прописной закругленные)

- Напечатайте букву я в тетради.

Игра «Одень человечка»

– Что будем делать? Рассуждаем. (Буква я гласная, закрасим красным цветом. Эта буква может обозначать 2 звука: [й’] – согласный, мягкий, звонкий; [а] – гласный. Обозначим это на схеме: “туфли” закрасим в зелёный и красный цвет).

– Теперь мы можем написать первый слог? (Да)

– Где стоит буква я? (Вначале слова)

– Вернёмся к схеме этого слова

Звуко-буквенный анализ слова яблоко

 Сколько звуков и букв в слове яблоко? (7 звука, 6 буквы)

- Почему эта буква особенная? (Обозначает два звука, когда стоит в начале слова).

6. Работа над новым материалом

1).  Вернёмся к поставленной вами цели урока. Что мы уже сделали? (Познакомились с буквой я и её звуками).

– А что ещё предстоит сделать? (Будем учиться читать с буквой я слоги).

– На доске прочитайте слоги с буквой я в 1 строчке.

Ян ят ял ям яд яр яз

-Где стоит буква Я?(В начале слова)

- Почему эта буква особенная? (Вывод: обозначает два звука, когда стоит в начале слова).

2). А сейчас ,ребята, давайте понаблюдаем ,какую ещё работу выполняет буква Я.(СЛАЙД) Это девочки, зовут их Рая и Зоя

С какой буквы пишутся такие слова? Что они обозначают?

- Произносите протяжно слово Рая.

- Сколько звуков слышится в этом слове? (4)

- А сколько в нём букв? (3)

- Почему так? (Буква Я обозначает два звука)

-Произнесите протяжно слово Зоя.

Сколько звуков слышится в нем?(4)

- После какого звука следует Я? (После гласного о)

Сделайте вывод. (Буква я обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласного.)

3.(Слайд )  Выберите картинку ,где есть буква я. (мяч)

-Составьте предложение со словом мяч. (У Вани есть мяч)

Где расположилась буква Я?(после м согласного)

Произнесите протяжно .

Какой звук мы слышим? (а), какой вывод сделаем? (после согласных буква я обозначает 1 звук а).

3).Слайд

Прочитайте слоги ня тя ля мя дя яр яз

- Какой гласный слышится в этих слияниях? (Слышится звук а)

- Звук а гласный или согласный? (Гласный)

- Мы ответили на третий вопрос.

ФИЗМИНУТКА  Самолет

7.Работа с электронным приложением к азбуке

(Составление звуковых схем)

Утята

Яблоко

Мяч

Шляпа

Яхта

Маяк

8.Закрепление.

Работа по учебнику с.111

Чтение слогов и слов  

Как называется наша страна?

Как называется главный город нашей страны?

Что мы можем сделать полезного для нашей страны сейчас? (хорошо учиться и в будущем приносить пользу своим трудом).

Читаем хором текст. Потом читаем фронтально.

Работа по тексту:

Что мы посадим у дома? (сад)

Какие деревья будут расти в саду? (сливы и яблони)

Кто будет этому рад? (мама , папа, сестра).

Найдите в тексте слова , в которых буква Я обозначает 2 звука (Моя, Россия, яблони).

Найдите в тексте слова, в которых буква я обозначает 1 звук (земля).

Работа со слайдом.

Прочитываем все слоги по столбикам.

– Сравните слоги в каждом столбике.

Какие звуки дает буква “Я” если она стоит вначале слова или после гласной

(й а)

Какой звук дает буква “Я”, если она стоит после согласного – (а)

Физ.минутка.

 Сейчас немного отдохнём,

Физминутку проведём.

- Если в слове есть хитрая буква Я, хлопаем в ладоши – салют этой букве. Если нет, то мы прячемся - приседаем. Готовы?

Ялта, море, фея, яблоко, мел, ящерица, этаж, мята , абрикос, язык, енот, якорь.

- Теперь вы всё знаете о букве Я.

Итог урока

Слайд

- Какие три работы выполняет буква Я? (Я обозначает два звука йа – слияние, если стоит в начале слова или после гласного звука. Буква Я обозначает мягкость предшествующего согласного. В слиянии она обозначает гласный звук я.)  

Чтение слогов в таблице.

Разгадывание ребуса.

Слайд

 Можете вы отгадать его? Как рассуждали?  7Я

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке .

– Что вы дома расскажете своим родителям о новой букве?

– Что на уроке у вас хорошо получилось?

– Над чем ещё надо поработать?

 - Наш урок подходит к концу.

- Вспомните, какую цель мы ставили с вами на урок.

- Достигли мы с вами поставленной цели?

- Что для вас было самым интересным на уроке?

 Оцените свою работу на уроке.

- кто удивил нас своим ответом или работой?

 - вы сегодня отлично поработали, поблагодарим друг друга за работу.  

  -А своё настроение мы покажем с помощью светофора. (зеленый-все понял, все получилось, желтый- не все понял), красный-ничего не понял.

  -Молодцы! Я рада, что вы с хорошим настроением заканчиваете урок.

  - Всем спасибо за урок.

         



Предварительный просмотр:

https://znanio.ru/static/files/cache/43/fd/43fd317494e56e6ef54f36e551758ae9.jpghttps://znanio.ru/static/files/cache/43/fd/43fd317494e56e6ef54f36e551758ae9.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок обучение грамоте по теме «Буквы П,п» в 1 классе

Урок построен с учетом современных требований, эффективно используются  элементы современных образовательных технологий. Активная мыслительная деятельность каждого ученика прослеживается  на...

Открытый урок обучения грамоте по теме: "Буква Ь- обозначение мягкости согласных" .

Цели урока: 1)формирование навыка чтения, 2) развитие интереса к чтению и желания читать, 3) ознакомление с новой буквой, новым языковым явлением....

Открытый урок обучение грамоте по теме «Буквы Пп»

Урок обучения грамоте в I классе на основе учебно-методического комплекта «Перспектива»;Обучение ведётся по учебнику «Азбука», авторы Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева.Направление: формирование шк...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...