Открытый урок обучения грамоте по теме: "Буква Ь- обозначение мягкости согласных" .
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Орищак Наталья Витальевна

Цели урока:

1)формирование навыка чтения,

2) развитие интереса к чтению и желания читать,

3) ознакомление с новой буквой, новым языковым явлением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_obucheniya_gramote_v_1_klasse_na_temu.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок обучения грамоте в 1 классе на тему «Буква Ь – обозначение мягкости согласных»

Цели урока:

1)формирование навыка чтения,

2) развитие интереса к чтению и желания читать,

3) ознакомление с новой буквой, новым языковым явлением.

Ход урока:

  1. Повторение

- Сегодня у нас праздник новой буквы. Сейчас отправимся в сказочную страну Азбуковедения.

- Посмотрите и ответьте: почему в этой стране домики красные и синие? Кто в них живет? Назовите гласные, обозначающие твердость согласных. Назовите гласные, обозначающие мягкость согласных. Какие из этих звуков особенные? Почему?

На какие 2 группы можно разделить согласные? Назовите звонкие! Назовите глухие! Чем интересны звуки ж и ш? Чем отличен звук ч? Какие парные согласные вы знаете?

2.Открытие новых знаний.

- Посмотрите и скажите: какие ещё домики есть в сказочной стране? Как вы думаете, почему они отличны от других -белые? Давайте сочиним сказку о ь.

-Жили-были в стране Азбуковедения буквы, разные- гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости.

Вот как-то раз С пошла в гости к Я. Получился слог ..(ся), Л к Е..(ле), Д к И..(ди). Какими эти согласные стали? Почему?

- Буквы жили -не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку буквы Ы.

-Сейчас на ваших глазах появится эта буква . Возьмите в руки букву ы, перегните листок по вертикали пополам и получилась буква..(ы) Давайте присмотримся к букве и подумаем- на что она похожа?

а) Буква Р перевернулась-

    Мягким знаком обернулась.

б) Мягкий знак живет беспечно,

    Он без кепки ходит вечно.

в) Нарисуем Ь

     Нежно, капелькой

    Вот так:

    Букву капелька смягчит,

    Словно мягко прозвучит..

- Кто произнесет звук этой буквы?

- С этой буквой никто не дружил, не разговаривал. Буквам не нравилось то, что она не обозначает звука. Она не умела говорить, молчала и поэтому у неё не было друзей. Жилось Ь очень одиноко.

-Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Послушаем, что это были за слова. А эти слова-названия животных, которые могут прийти на праздник Ь.

Трав копытами косаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.(Лось)

-Стали буквы составлять слово  ЛОСЬ..Но получается ЛОС..

- Что-то у нас не получается, - говорили буквы. Звук С в слове ЛОСЬ мягкий, а у нас твердый.

- Ребята, помогите буквам, назовите какие из них нужно поставить, чтобы С стал мягким? (И,Е,Ё,Я) Стали буквы составлять слово..Но получалось…ЛОСИ,ЛОСЕ, ЛОСЁ,ЛОСЯ..

-У нас опять ничего не получается..

-Что же делать? Ребята, подскажите!

-Иди к нам, Ь!- позвали буквы. Он с радостью согласился и стал быстро в конец слова. Что получилось?

-Развеселились буквы, подружились с Ь .И решили провести праздник буквы Ь.

-Лось пришел на праздник, а кто ещё может прийти? отгадайте!

 В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется..(медведь)

-Подумайте- кто ещё может прийти из зверей , в названиях которых один звук обозначается двумя буквами?(Львица, рысь, обезьяна)

3.Закрепление. Работа с текстом.                                                         -Молодцы! А теперь прочтем слова с Ь в букваре. В каких из них букв больше, чем звуков? Почему?

-А теперь прочтем рассказ « Лось». В этом рассказе встретятся трудные слова. Прочтем.

-Чем питается лось? Зачем мальчики сыпали соль на камень и пень?

Рассмотрите картинку под текстом. Что вы видите? Выберите предложение из текста, которое соответствует картинке. Что ещё интересного узнали о лосе?

4. Итог урока.

-Что нового узнали? Какая буква не обозначает звука? Зачем тогда она нужна?

Мягкий знак, мягкий знак

Без него нельзя никак,

Без него не написать 30,20, 10, 5..

Вместо шесть- получим шест,

Вместо есть – напишем ест,

Станут пенками пеньки,

Уголками- угольки.

Банька в банку превратится-

Вот что может получится,

Если будем забывать

Ь в словах писать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок обучение грамоте по теме «Буквы П,п» в 1 классе

Урок построен с учетом современных требований, эффективно используются  элементы современных образовательных технологий. Активная мыслительная деятельность каждого ученика прослеживается  на...

Урок обучения грамоте по теме "Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]."

Урок обучения грамоте в 1 классе. Урок ознакомления с новым звуком и буквой. Урок проводится с использованием презентации к данной теме....

Презентация для урока обучения грамоте по теме "Буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с] и [с\']".

Цель данной презентации: продолжить знакомство учащихся с буквами русского алфавита, расширять словарный запас, развивать логическое мышление и внимательность....

Урок обучения грамоте по теме "Буква ё – показатель мягкости согласного звука"

Конспект составлен к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буква Ё - показатель мягкости согласного звука". Данный урок входит в серию уроков по УМК Школа России. Урок закрепления....

Открытый урок обучение грамоте по теме «Буквы Пп»

Урок обучения грамоте в I классе на основе учебно-методического комплекта «Перспектива»;Обучение ведётся по учебнику «Азбука», авторы Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева.Направление: формирование шк...

Открытый урок обучения грамоте по теме: "Буквы Я, я. Функции буквы Я"

Открытый урок обучения грамоте по теме "Буквы Я, я. Функции буквы Я"...