Праздник Азбуки
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Сибгатуллина Ильсеяр Илтузаровна

 Нас научила азбука читать, слова на слоги разделять,

Открыла тайны многих книг. К ней любой из нас привык!

Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать,

Не надо к бабушке идти, «Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу: «Ну, прочитай ещё страницу!»

Не надо звать, не надо ждать

А можно взять и прочитать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_azbuki.docx27.74 КБ
Office presentation icon prazdnik.ppt2.12 МБ

Предварительный просмотр:

Праздник прощания с азбукой, или Пропавшая буква.

Цели:

- пробудить у первоклассников интерес к учёбе;

- привить любовь к книге и её создателям;

- в игровой форме повторить и закрепить знания детей по курсу «Азбука»;

- создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми.

Оборудование: зал украшен шарами, рисунками,; организована выставка детских книг;

лозунги « Если хочешь много знать, многого добиться, обязательно читать нужно,  научиться», «Спасибо Азбуке!»; компьютер, экран, проектор.

Действующие лица:

Фея Азбука, мальчик Алеша, Буратино, Буквамориха, Закорюка.

Звучит фонограмма песни «33 родных сестрицы» ( музыка Е. Пахомова, стихи Б. Заходера). Дети заходят в зал, рассаживаются. На последних словах песни выходит Буратино.

Буратино.

Я– Буратино Длинный Нос!

Мальчишка непростой.

Сто приключений перенес

И, наконец, сюда принес…

Что?! Ключик золотой?

А вот и нет! На этот раз

Принес я Азбуку для вас!

Раскрывает воображаемую книгу и в этот момент на экране появляются стройные ряды букв алфавита. Алфавит

Буратино. Буквы построены на прощальную линейку, потому что сегодня «Прощание с Азбукой»! Праздник такой – позабудешь покой: линейка, поздравления, выступления, шутки и смех, а печали ни грамма – вот такая программа. Ой, что-то я заговорился с вами. Ведь праздник не может состояться без ... кого бы вы думали? Клоунов? Нет! Без конфет? О вот и нет! Без Бабы-яги? Отважные вы люди, но ее не будет. Без подарков? Что же, может, чуть попозже!

Праздник прощания с Азбукой не бывает без той, что все знает, умеет – без доброй волшебницы Феи! Встречайте: Фея Азбука!

Фея Азбука: Дорогие первоклассники, здравствуйте! Поздравляю с чудесным праздником. Я благодарю за хорошие слова обо мне, фее Азбуке. Но ты, Буратино, преувеличиваешь мои возможности. Феи бывают разные: Математики и Литературы, Дождя и Цветов, Улыбки и Слез, даже есть Фея Хорошего Аппетита. Есть Фея Теорема. Словом, у каждой из нас своя отдельная тема и волшебная власть. Моя волшебная власть сильна только в первом классе, когда школьники учатся читать и писать.

Буратино: Я слышал, до Руси буквы добрались более тысячи лет назад. Русские люди многим буквам дали свои названия. «А» из алефа стала «аз», «Б» - «буки», «В» - «веди», «Г» - «глаголь», «Д» - «добро». Из древнего названия первых двух букв нашей азбуки «аз» и «буки» получилось знакомое всем слово «азбука».

Фея Азбука: Ребята заканчивают первый класс, прощаются с азбукой, а значит, и со мной!

Научились вы читать –

Важнее нет науки.

Тот, кто умеет сам читать,

Совсем не знает скуки!

Буратино: Прощание с Азбукой у ребят,

А они совсем не грустят:

Азбуку прочли до корки,

Заработали четверки и пятерки

И теперь без передышки

Прочитают все-все книжки!

Фея Азбука: Я тоже уверена в том, что ребята любят читать, стараются красиво писать. А пока вернемся к нашей прощальной линейке. Первоклассники, вместе называем буквы по порядку:

Алфавит без буквы Ш Слайд №2

А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О Р С Т У Ф Х Ц Ч, а дальше Щ Э Ю Ы Я, знаки тоже здесь. Буратино, а где буква «Ш»? Я ее что-то не вижу.

Буратино: Была эта буква. И здесь, и на экране. Я видел. (Заглядывает за экран) А теперь нет!

Фея Азбука: Прощальная линейка не состоится, если не хватает буквы.

Буратино: Что же делать? Что делать?! Линейка отменяется! Все! Все кончено.

Фея Азбука: Буратино, успокойся. Надо выяснить, где буква «Ш», что случилось, пока мы тут беседовали.

Буратино: А как?

Фея Азбука: Не забывай, я все-таки Фея! У меня есть волшебная палочка!

Буратино: У тебя в руках обыкновенная ручка.

Фея Азбука: Это не обыкновенная ручка, а волшебная!

Фея Азбука: (взмахивает палочкой-ручкой)

Волшебной ручкой не спеша

Я запишу вопрос:

Слайд №3 ( Постепенно пишется на экране вопрос)

Что случилось с буквой «Ш»?

Кто ее унес?

Буратино: (Восхищается). Вот это пропись! Какой красивый почерк!

Фея Азбука: Тише, Буратино. Время пришло – сию минуту мы узнаем, что произошло!

(Звучит музыка. Фея и Буратино уходят, появляется мальчик Алеша с прописью в руках)

Алеша: Сколько букв у Алфавита –

Мучайся тут с каждой.

33 родных сестрицы –

Закорючки важные.

Буквы я пишу, читаю,

Их запомнить нужно все.

А живут они, конечно,

На страницах в букваре …

Зачем писать мне палочки,

Черточки и галочки?

Ставить по порядку

В противную тетрадку …

А буковки не слушают,

Стоят, ну как попало.

Закорюки, закорюки,

Опять за вас попало!

А, Б, В! Ц, Ч, Ш! Шшша-а-а! Лапша! Буква «Ш» мне особенно не нравится! И вообще этих букв слишком много. Кто их придумал? Какой-нибудь злой дядька. Вот если бы я их придумывал, то придумал бы штук 5, самое большое – 10. И тогда не было бы злой буквы «Ш»! Целых три палочки и три хвостика! Не буду ее писать! Не буду! И пусть буквы этой не будет.

(Раздается грохот, хихиканье, шушуканье.)

Алеша: … то это? Я спра…иваю …то это? Ой, …то со мной?

(Появляются Буквамориха и Закорюка, хихикают, кривляются, потирают руки)

Буквамориха: (передразнивает) …то со мной! …то со мной! Не понял?

Закорюка: Не понял! Не понял! Поздравляю! Отныне ты не говоришь букву «Ш»!

Буквамориха: Тебе эта буква не нужна. Ты сам так решил. Букву «Ш» ты не будешь слышать, видеть, а главное – произносить!

Закорюка: Мальчик, скажи, как тебя зовут?

Алеша: Але…а…и…кин. Ой, мамочки!

Буквамориха: Вот чудной. Исполнилось его желание, буквы «Ш» нет, а он ревет.

Алеша: Кто вы такие? Я… Я бабу..ку позову.

Закорюка: Да хоть дедушку, хоть соседушку. Я – вредная Закорюка. К-а-а-к зыркну на твою руку – станет крюкой, т-а-а-кие закорюки нацарапаешь – никто не разберет! Никогда!

Буквамориха: А я – Буквамориха! Поморю, погублю все буквы, тогда никто не только не сможет читать и писать, но и разговаривать!

Закорюка: А ты – молоток! Букву «Ш» помог погубить.

Буквамориха: Рассчитываем на дальнейшую дружбу не только с тобой, мальчик, но и с другими ребятами.

Поют свою песенку на мелодию песни «Кабы не было зимы»

Кабы буквы загубить в букварях и книжках,

Не учились бы тогда девчонки и мальчишки.

Убежали бы от них, как от страшной жабы, -

Вот хороший был бы миг, кабы, кабы, кабы!

Вот хороший был бы миг, кабы, кабы, кабы!

Кабы буквы загубить – в этом нет секрета,

Как легко бы стало жить, всем понятно это.

Пропустил бы ты урок, ну разок хотя бы,

И звенел бы зря звонок, кабы, кабы, кабы!

И звенел бы зря звонок, кабы, кабы, кабы!

Закорюка с Букваморихой убегают, унося букву, спрятав в мешок.

Производится затемнение. Выходят Фея и Буратино.

Буратино: Теперь мы знаем, что произошло с буквой! Надо скорее догнать Буквамориху и Закорюку! (Порываются бежать)

Фея Азбука: (Останавливая его). Подожди. Я думаю, они сами еще вернутся сюда. За другими буквами. А нам надо пойти к Алеше, чтобы ему помочь.

Буратино: Как? Он провинился, а ему еще и помогать?!

Фея Азбука: Понимаешь, надо изменить его отношение к букве, к урокам, к учебе. Хорошее отношение может все изменить к лучшему.

Буратино: Ну, тогда идем…

Фея Азбука и Буратино направляются к Алеше.

Буратино: Здравствуй, мальчик.

Алеша: Буратино?.. здравствуй… здравствуйте.

Фея Азбука: А я – Фея Азбука. Мы здесь для того, чтобы выручить пропавшую букву. Без нее не состоится прощальная линей и праздник.

Буратино: И тебе мы помочь готовы. Ты вот букву «Ш» не говоришь. Временно, конечно. У меня совет: замени ее на другую!

Алеша: Как это?

Буратино: Назови свое имя и фамилию.

Алеша: Але…а…и…кин.

Буратино: «Алеа Икин!» Это никуда не годится. Попробуй вместо «Ш» сказать букву «С»!

Алеша: Алеса Сыскин.

Буратино: Ну вот, уже ничего. А если… букву «Ф»?!

Алеша: Алефа Фыфкин.

Буратино: Тоже ничего. Как будто молочный зуб выпал и все. А если букву...

Фея Азбука: Буратино, остановись, пожалуйста. Алеша, припомни, как похитили букву.

Алеша: Закорюка и Буквамориха спрятали ее в красный ме…ок и крепко-накрепко ме…ок завязали.

Буратино: Чего завязали? Ме…ок? А-а-а, то есть мешок.

Фея Азбука: Мешок… Пожалуй, снова воспользуемся моей волшебной ручкой.

Волшебной ручкой не спеша

Запишу я слово[sms]

Слайд №4 (Пишется слово мешок)

«Мешок» - такой с буквой «Ш».

И вот он здесь! Готово!

Грохот

Буратино: Ух, ты! А повторить можно?

Фея Азбука: Можно. И даже всем вместе. Ребята, возьмите в правую руку воображаемую ручку и приготовьтесь написать слово «мешок» вместе со мной.

Главное, надо писать старательно и красиво.

Волшебной ручкой не спеша

Мы запишем слово

«Мешок» - такой, как с буквой «Ш».

И вот он здесь! Готово! Слайд №6

Буратино: Еще будем писать? У кого рука не устала?

Фея Азбука: Я думаю, нам хватит этого количества, чтобы…

Буратино: перехитрить Буквамориху и Закорюку! Раскидаем мешочки, а сами спрячемся, как в засаде.

(На сцене появляются Буквамориха и Закорюка)

Буквамориха: (Трясет головой). Что такое? У меня двоится в глазах!

Закорюка: У меня тоже.

Буквамориха: В котором из мешков буква? Закорюка, давай посмотрим?

Буквамориха: Развяжем. Поглядим.

(Заглядывают в первый мешок, достают пустую карточку.)

Голос Буратино: Гляди-смотри хоть тыщу лет,

Здесь буквы не было и нет!

Закорюка: Это бред!

Буквамориха: Это вред! Отдавайте мешок! Буратино – известный мошенник. А то-то, еще фе-е-я называется…

Закорюка: У-у-у-у, как скрутило меня, Закорюку из древнего рода Помаркиных-Небрежных.

Буквамориха: Не горюй, подруга. Я – простая Буквомориха и за нас постоять сумею!

Закорюка: Ну что, постояла?

Буквамориха: Еще как! Пусть-ка они на мешке попробуют узел развязать. Этот мешок – он что в наших руках, что в их…, без границы! Букву-то все равно не увидеть, не услышать, а кое-кому и не сказать!

(Буратино пробует развязать мешок)

Буратино: Крепкий узел! Будто железный.

Фея Азбука: (Подзывает Буратино, Алешу, что-то шепчет им). Вы согласны?

Буратино: Согласен…

Буквамориха: Эй, когда больше двух – говорят вслух…

Фея Азбука: Буквамориха, Закорюка…

Буквамориха: Надо говорить: «Уважаемая Буквамориха!»

Закорюка: И «Ваше Кривейшество, Закорюка!»

Фея Азбука: Уважаемые, мы готовы отдать вам любую букву алфавита.

Закорюка: Вау! Любую?

Фея Азбука: Любую. При условии, что вы ответите на мои вопросы.

Закорюка: А ну как заковыряемся?

Буквамориха: А если не ответим?

Фея Азбука: Если не сможете ответить на вопросы, то развяжете узел на мешке.

Буквамориха: Целый узел за одну букву?! Да еще вопросы!! Ишь, чего захотели.

Закорюка: Узел- за алфавит! И без вопросов!

Буквамориха: И чтоб никаких правил, грамматики и тому подобных ученостей!

Закорюка: И чтоб без буквы «Ш»!

Фея Азбука: Все?

Буквамориха и Закорюка: (вместе). Все!

Фея Азбука: Ребята давайте поиграем в игру «Буквы заблудились». И посмотрим, смогут ли Буквамориха и Закорюк найти ошибки в словах.

Фея Азбука: Вы не правильно отвечали! А вот ребята и Алеша справились с заданием (Взмахивает ручкой-палочкой).

Теперь нам узел развязать угодно,

Чтоб буква «Ш» была свободна!

Буратино: Заковыристый узел! Все равно не поддается!

Буквамориха:Буквамориха: Не надейтесь. И мальчик, потерявший имя, наш! Где он, там и мы.[sms]

Закорюка: Покуда мы здесь, не бывать вашей распрощальной линейке! (Буквам) Ишь ты, выстроились ровные да прописанные. Никакой свободы! Неинтересно. То ли дело закорюки да заковыки. Нацарапаешь такими кривушками и получается… тайна.

Буквамориха: Нипочем не открыть. Даже золотым ключиком.

Фея Азбука: Если уж заговорили о тайнах, то есть одна, которую надо обязательно открыть. Потому что, буквы рассыпались как горох и нужно из них составить слово. И если Алеша с ребятами их составит правильно, то мешок откроется.

Алеша: А мне… мне кто поможет?

Буратино: Эх,еще бы чуть-чуть – и развязался бы! А пока все еще хитро закручен…

Буквамориха: Эй, глупые вы человеки,

Мы прицепились к вам навеки!

Закорюка: Того мы называем умницей,

Кто пишет, будто лапой курица!

Буквы этот безымянный мальчик пишет так, что выходят настоящие законченные закорюки-заморочки. А букву «Ш» никогда не скажет и не напишет!

Буквамориха: И никто ее не увидит!

Буратино: Вот прицепились! Алеша, да скажи ты громко: «Ша» - и все тут.

Алеша: Не получается…

Буратино: Скажи: «Маша ела кашу!»

Алеша: Маа ела кау…

Буратино: Школа! Шашки! Повтори.

Алеша: Кола… Аки… повтори…

Буратино: Может, логопеда пригласить? Алеша! Может, логопеда пригласить…

Фея Азбука: Друзья! Когда Алеша правильно, красиво напишет букву, тогда ее и скажет! Для этого надо упражняться, тренироваться писать, чтобы она получилась красивой.

Буратино: Возьми мою ручку и напиши букву «Ш».

Пишет букву

Фея Азбука: Ребята, помогите нашему другу. Возьмите ручки –воображаемые, конечно, - и напишите буквы – красивые. Все вместе пишем.

Все пишут

Алеша: Они ушли? Шумели, шушукали, шкодничали, а теперь ушли!

Буратино: Исчезли! Ура!

Фея Азбука: А еще вы что-нибудь заметили?

Буратино и Алеша: Что?

Фея Азбука: Подумайте. Может, ребята подскажут.

Дети сообщают, что Алеша снова произносит букву «Ш»

Фея Азбука: Совершенно верно.

Буратино: Алеша, скажи «шишка»!

Алеша: Шишка! Шина! Шура! Шкура!

Хороша буква «Ш»!

Буратино: Ого! Узел тоже исчез!

Я так рад, что мне захотелось тоже с вами поиграть.

 Игра «Буквы заблудились»

Буратино: У меня есть много сказок и мне бы хотелось, чтобы вы вместе со мной их вспомнили.

Викторина «В мире сказок!»

Фея Азбука: Было букве страшно, тесно.

Но все кончается чудесно,

Когда друзья спасать идут,

А сестрицы букву ждут.

Буратино: Буквы на линейке в полном составе.

Фея Азбука: Он зовется «алфавит»,

Всюду путь ему открыт,

Буквы разуму верны,

И за это им даны

Высочайшие права

Образовывать слова!

 А вы знаете алфавит? Сможете его рассказать? Отлично! Давайте расскажем его в стихах.

АЛФАВИТ В СТИХАХ

Буква «А» собой горда и права, наверное:        

                                    Эта буква как всегда, в алфавите первая.

Букве «Б» не по себе, ведь она – вторая.

        Но зато без буквы «Б» булки не бывает.

Буква «В» вполне достойна и ведёт себя спокойно.

Без неё же волк и ветки будто маленькие детки.

«Г»- как гвоздь. И хорошо. Лишь бы с буквой этой

Гром гремел и град пошёл, если душно летом.

 «Д»- и дверь, и дырка в ней ( для глазка , конечно).

С этой буквой веселей ждать с друзьями встречи.

Елена, егерь и енот – слова на букву «Е».

И буква нас не подведёт, как водится, нигде.

Ёжики и ёлки- каждый знает – колки.

Но милы нам всё же ёлочка и ёжик.

«Ж» - жара и жук, и жбан, и конечно, жатва.

И ещё скажу я вам: Жора имя брата.

Зайца нет без буквы «З», не узнаешь Зою.

Буква «З» важна везде, согласись со мною.

«И» - ириска, «И»- исток, и, конечно, имя.

Без неё ни на шажок Игорю и Инне.

Йогурт нам давно знаком, мы его частенько пьём,

Потому что даже йогу по утрам полезен йогурт.

Каша, конь, концерт, кровать - им без «К» не сбыться.

«К» на месте – благодать: скачется и спится.

Лампа, Лиза и лиса, лес и лён сияют.

Но без «Л», как без лица, сразу же сникают.

Мама, Маша, молоко и малина тоже –

Им без «М» так нелегко , как столу без ножек.

Небеса, навес и нос с «Н» , как нить с иголкой,

Дружат прочно и всерьёз дружбой самой долгой.

Буква «О» с овалом схожа и с хрустящей сушкой тоже.

Осень окна закрывает, лист осиновый теряет.

Папа, память, пышка, почта – как слова – то хороши.

Но без «П» в них ,между прочим, нет ни смысла , ни души.

Робот, роза, Рома, ров – всё звучит как надо.

Лишь без «Р» у этих слов никакого лада.

Север, сыр, сорока, сок – все слова понятны,

Но без «С» они как стон и звучат невнятно.

Телефон и табурет, тётя и тетрадка

С «Т» - на пять! Без «Т» же нет толку и порядка.

Уж, утёс, утюг, улитка – все слова на букву «У».

И без «У» никак улыбку я представить не могу.

Фирма, фокус и факир, и Фома , конечно.

«Ф» убрать – и тусклый мир каждое словечко.

Хрюша, хорь и холод зимний, хор и хна – знакомы,

Но без «Х» они бессильны и почти бездомны.

Цирк и циркуль, царь и цапля, да ещё и цаца –

Как без «Ц» тут разобраться? Как не растеряться ?

Черника, чижик и часы, и чёртик шаловливый

Без «Ч» - как лето без красы, как быстрый конь без гривы.

Шар прозрачный, шарф на шее, шорты в полдень летний,

Что ни делай, не сумеют жить без «Ш» на свете.

 «Щ» щетинится немного и вещает очень строго:

- Щуки, щёки, щётки, щели без меня - как тир без цели.

Удивительно скромны твёрдый, мягкий знак и «Ы»:

Только в середине слова и в конце они видны.

Но без этих букв слова как без лука тетева.

Словно морю глубина, буква «Э» словам нужна:

Эмма, Элли и экран без неё – сплошной туман.

Наша Юля как юла, Юра – юнга статный.

Хороши у них дела. Хороши ребята.

Только вот без «Ю», друзья, Юре с Юлею нельзя.

Буква последняя из алфавита неунывающа и деловита:

Разве могли бы на свете без «Я» Ялта, яма, якорь и я?

Как хорошо уметь читать

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку просить

Прочти, пожалуйста, прочти.

Не надо умолять сестрицу

Ну, прочитай ещё страницу

Не надо ждать, не надо звать,

А можно взять и почитать.

Фея Азбука: Дружите со всеми буквами, ведь из них получаются замечательные слова, чудесные фразы и очень интересные книги!

Игра «Составь слово!»Слайд №10

Фея Азбуки: Нам пора к другим ребятам на праздник. Слайд №11

Поют финальную песню

I куплет

Свежий ветер навевает

Давних странствий голоса,

Он страницы раздувает,

Словно чудо-паруса!

Но, читая дни и ночи

И плывя по морю строчек,

Курса верного держись.

Припев:

И тогда откроют строчки,

И тогда откроют строчки,

Замечательную жизнь!

II куплет

Посреди любой страницы

Оживают чудеса.

Не смыкаются ресницы,

Разбегаются глаза!

Припев:

III куплет

Много нового узнаешь,

Обойдешь весь белый свет.

На пути тебе желаю

Откровений и побед.

Припев:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Праздник Азбуки".

Театрализованное представление....

Праздник "Азбука безопасности"

Представленное внеклассное мероприятие можно использовать как обобщение по пройденному материалу. Дети закрепляют навыки безопасного поведения дома, на улице, в природе, умение оказать элементарную ме...

Праздник Азбуки

Итоговый урок по обучению грамоте в 1 классе....

Праздник азбуки

внеклассное мероприятие в 1 классе...

Праздник Азбуки

Подборка сценариев  к празднику Азбуки в начальной школе....

Праздник Азбуки. За всё, чему ты нас учила , спасибо Азбука тебе.

Для  1  класа  праздник  прощания  с  Азбукой....

Праздник первой учебной книги в 1 классе (праздник Азбуки)

Внеклассное мероприятие - итог большой работы учителя и обучающихся по  изучению грамоты. Мероприятие способствует развитию читательского интереса у школьников через работу с книгой, через п...