Урок по русской народной сказке "Сивка-Бурка"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Урок помогает расширить культурное поле младшего школьника путем поиска взаимосвязей между русской народной сказкой и скандинавской мифологией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Открытый урок по русской народной сказке

                                        « Сивка-бурка»

Цели:

1. Развивать представление о русских народных сказках.

2. Формировать систему читательских умений.

3. Обучать «сказыванию» русской народной сказки.

4. Развивать представление о композиции сказки.

Сегодня мы будем знакомиться с еще одной русской народной сказкой «Сивка-бурка». Эта сказка завершает наше долгое путешествие в край русских народных сказок. Мы многое уже узнали и настало время проверить свои знания. Как говорится: сказка – ложь, да в ней намек. Добру молодцу урок. Какой же жизненный  урок из этой сказки вынесем мы?

 

Дома вы прочитали сказку. Давайте проверим свои знания и разберемся, чем эта сказка похожа на другие волшебные сказки, а чем отличается.

-Итак, что общего  у сказки Сивка –бурка с др. сказками? (исх. ситуация, испытание, встреча с помощником, свадьба)

Посмотрите на композицию этой сказки. Что о ней можно сказать?

-Зачем же тогда она придумана? (варианты детей)

- Давайте разберемся,  чем эта сказка отличается от других? (т.е. содержанием, наполнением)

Наверное, в содержании и  следует искать ответ на наш главный вопрос. Давайте разбираться.

- Давайте сначала поближе познакомимся с героями сказки. В тетради будем отмечать характеристики героев. Прочитайте исходную ситуацию и найдите, как сказитель характеризует старших братьев? Сначала разберемся со словом «тароваты» Слово старое и уже не употребляется в повседневной речи. Давайте заглянем в толковый словарь Даля. (значение слова= оборотисты в хозяйстве, шустры)

-Чем интересуются старшие братья?(бытом)

 - А что сказитель говорит о младшем? (читаем) А почему главный герой в сказках часто Иван-дурак? Поразмышляйте, о чем говорит этот эпитет «дурак»? Иван на самом деле дурак или сказитель говорит о чем-то другом?

Дурак для сказки не показатель глупости. Иван-дурак всегда не такой, как все. Он другой.

- Что же отличает его от братьев? Какой он? (далекий от быта, простой, бесхитростный, спокойный, смелый)

-Какое испытание должны пройти герои?

Это следы древнего обряда. Считалось обязательным знаком почтения и уважения отнести на могилу еду. Перечитайте про себя это испытание и подумайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы пройти его.

-Какими же качествами надо обладать, чтобы пройти это испытание?

-Почему старший брат не хочет идти на могилу? Док-те текстом. (…не то лень, не то боится…) Как это его характеризует? (трусливый, не уважает отца)

- А что же обещали братья Ивану, если он сходит за них. Прочитайте. Как это их характеризует?

Давайте сделает вывод, кто же оказался настоящим героем?

                            Таблица на доске и в тетрадях детей.        

   Братья

Иван-дурак

Шустрые

Простой

Трусливые

Спокойный

Приземленные

Смелый

-А есть ли в этой сказке помощник? Кто он? (Сивка-бурка)

Прочитайте эпизод о том, как Иван-дурак получил помощника.

А кто заметил, какую сказку эта ситуация напоминает? (Хаврошечка)

-Как описывает сказитель Сивку-бурку? (читаем)

Представьте, что мы придумываем мультфильм по этой сказке. Каким бы вы изобразили Сивку-бурку, как он скачет ит.д. (дети описывают)

-Откуда же взялся такой конь? Попал ли во время испытания Иван-дурак в тридесятое царство? Каким образом? (сказка играет с пространством)

-Какое еще испытание ожидает героев сказки?  Прочитайте про себя и подчеркните, как скачут на своих конях старшие братья, а как скачет Иван-дурак. (Итак, как же скачут братья?..)

-Как сказитель описывает выступление братьев ярко, красочно или просто. Почему? На чьей стороне сказитель? Почему? А нам кто симпатичен?

-Как заканчивается сказка? Получает ли герой свою заслуженную награду? Почему?

Какой же урок преподносит нам сказка?

-А если на минутку представить, что нет у Ивана-дурака Сивки-бурки. Чем тогда закончится сказка?

Вывод: Что же получается, сказка с одной стороны говорит о том, что настоящего героя обязательно ждет награда, а с другой стороны для этого оказывается еще необходимо чудо.

Сказка знает жизнь, но она может вместе с нами помечтать

*** Творческое задание:

     Коллективно сочиняем сказку по заданной композиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Использование русских народных игр для развития скорости, прыгучести, ловкости".

На примере данного урока показано,как с помощью подвижных русских народных игр можно успешно развивать у учащихся начальной школы координационные способности, совершенствовать двигательные навыки, вос...

Урок - презентация "Русские народные потешки"

Урок по литературному чтению УМК "Школа России". Технологии, используемые на уроке: ИКТ, технология критического мышления и технология создания ученических ситуаций....

Технологическая карта урока "Оркестр русских народных инструментов"

технологическая карта урока музыки для 4 класса на тему "Оркестр русских народных инструментов"...

Урок - сказка "Русские народные сказки"

Урок литературного чтения 2 класс. Устное народное творчество...

Тест к уроку музыки "Русские народные инструменты" для 2 класса

Тест позволяет выявит, как усвоен материал по теме на уровне знаний, пониманий и умений....

Урок музыки "Русские народные инструменты"

Урок музыки в 2-м классе по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, ТЕМА: Русские народные инструменты.Цель: закрепить знания о русских музыкальных инструментах. В ходе выполнения заданий сфор...