Технологическая карта урока "Оркестр русских народных инструментов"
план-конспект урока по музыке (4 класс) по теме

технологическая карта урока музыки для 4 класса на тему "Оркестр русских народных инструментов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta.doc62.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Предмет (форма занятия)  музыка     Класс (группа)_____4________________УМК_ «Музыка 4 класс» Усачева В.О., Школяр Л.В.

Тема урока (занятия)      Оркестр русских народных инструментов

Дата проведения урока (занятия) 01. 11.2013_____________________________________

Этапы урока, время

Планируемый результат в области

Универсальные учебные действия, предметные учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Организационный

момент

Настрой на урок

Коммуникативные:

-Планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать  новое.

Дети входят в класс.

Музыкальное приветствие.        

Посмотрите  друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе.

Музыкальное приветствие детей

Практический

Опрос учащихся по

заданному на дом материалу

Проверка выполнения домашнего задания

Регулятивные УУД:

адекватное восприятие оценки учителя

Коммуникативные УУД:

взаимодействуют с учителем во время опроса

Ребята, дома вы должны были нарисовать русские народные инструменты. Давайте посмотрим, что у вас получилось

Показывают свои рисунки

Наглядный

(показ рисунков)

Объяснение нового материала

Осмысление нового материала

Регулятивные:

-Умение  размышлять, отвечать на вопросы.

-развитие умения осмыслить полученную информацию

Коммуникативные:

-Формирование умения грамотно строить речевые высказывания

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

-Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а отгадав ее вы поймете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке

« Балалайки, гусли, домры

И баяны, и гармошки

Есть трещотки, дудки, бубны

Даже расписные ложки

Все играют звонко, дружно

Слушать их не надоест

Отгадать, ребята нужно

Что это?

Давайте вспомним, что такое оркестр?

-Правильно. Когда играет сразу много инструментов- это играет оркестр.

Значит, оркестр-это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах (слайд)

-Ребята, оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. (слайд)

Сегодня мы с вами будем говорить о оркестре русских народных инструментов. А почему, как вы думаете, инструменты называются «народными»?

Потому что в большинстве своем они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, и играли на них простые люди.

В оркестре русских народных инструментов три группы: струнные, духовые и ударные. (слайд)

Какие инструменты называются струнными?

Правильно, инструменты где звук издает струна.

Какие струнные инструменты русского народного оркестра вы знаете?

(слайд)

- Балалайка, ребята музыкальный символ русского народа. В 18-19 веках она была саамы распространенным инструментом. Балалайка- струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф на который натянуто 3 струны.

Наверно каждый из вас помнит загадки или стишки  про балалайку. Давайте послушаем.

(слайд)

-Еще один струнный инструмент это гусли. ( слайд)

Это один из самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке. Гусли –это доска, похожая на крыло  с натянутыми на нее струнами. Струн бывает от 5до 17

Давайте послушаем как звучит этот инструмент.

А сейчас я вам загадаю еще одну загадку:

Деревянная,

Круглая, звонкая.

Всего четыре струны, 

 А поёт  на все лады

-Правильно, это домра.  (слайд)

Домра-это струнный щипковый инструмент с овальным корпусом и тремя-четырьмя струнами. Этот инструмент-основа народного оркестра.

Давайте послушаем, как звучит этот инструмент.

-Следующая группа народного оркестра- духовые инструменты. Как вы думаете, почему они так называются ?

Правильно, Звук возникает из-за движения воздуха, который вдувается в отверстие.

- Какие духовые народные инструменты вы знаете?(слайд)

Отгадайте загадку:

Словно жалуясь кому-то

Зазвучал,  тот инструмент.

Это вам не канарейка,

А печальная ……

(слайд)

Жалейка - это небольшая трубочка из тростника, дерева. В боковых стенках трубочки есть отверстия

На них играли пастушки, звук в тишине полей и лесов разносился на многие километры и они перекликались между собой. Давайте послушаем как звучит жалейка

Следующий инструмент- свистулька. (слайд)

Свистульки можно сделать как из дерева, так и из глины. Им придавали форму птичек, рыбок, животных, раскрашивали в яркие цвета. Внутри было отверстие, в которое вдували воздух.

Послушайте следующую  загадку:

-приложил к губам я трубку

Полилась по лесу трель

Инструмент тот очень хрупкий называется …

(слайд)

Свирель- это маленькая дудочка, состоящая из двух деревянных трубок разной величины с боковыми отверстиями.

Следующая группа инструментов: ударные

Почему они так называются?

В группу ударных инструментов входят ложки, трещотки, бубен. (слайд)

Ложки- русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук. (слайд)

Трещотки- инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур. Играющий на трещотках держит шнур за концы, и по-разному встряхивая его, извлекает звонкие звуки в различных темпах. (слайд)

Бубен- его встряхивают или ударяют ладошкой. (слайд)

А теперь мы с вами попробуем исполнить на инструментах вариации на русскую народную песню «Светит месяц»

Внимательно слушают загадку.

Отвечают: «Это оркестр»

Отвечают: «Оркестр –это когда играет много инструментов»

Отвечают на вопрос

Отвечают на вопрос

Отвечают: балалайка и т.д.

Записывают; слушают запись

Вспоминают загадки и стихотворения

Записывают.

Слушают запись.

Отгадывают загадку; записывают.

Слушают запись.

Отвечают

Отгадывают загадку; записывают в тетради

Слушают запись

Записывают.

Отгадывают загадку.

Записывают.

(слушают звучание инструмента)

Отвечают на вопрос.

Записывают

Записывают

Записывают

Играют на инструментах

Метод размышления о музыке

Метод забегания вперед и возвращения назад

Метод создания композиций

Словесный метод

(художественное слово; рассказ учителя)

Беседа

Наглядный

( показ  слайдов)

Закрепление учебного материала

Применение теоретических знаний на практике

Регулятивные:

Развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать.

Личностные УУД:

применение на практике и последующее повторение нового материала

Коммуникативные УУД

  • обобщение и систематизация знаний

А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется

« Инструменты соберитесь»

Играют

Практический

(игра)

Задание на дом

Выполнение домашнего задания

Познавательные УУД:

  • творческая переработка изученной информации

Составить кроссворд на тему «Оркестр русских народных инструментов»

Записывают в дневники

Словесный

(объяснение учителя)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока "Русские народные сказки"

Технологическая карта  урока внеклассного чтения для 1 классса по программе "Школа России" на тему "Русскик народные сказки"....

Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов

Открытый урок по музыке в 4 классе на тему "Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов". Цели и задачи урока:-знакомство учащихся с русскими народными инструментами, с муз...

Технологическая карта урока музыки по теме: Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши

УМК: «Школа России»Класс: 2Тема урока: «Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши»Цель урока: формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой час...

Технологическая карта 4-класс " Русские народные инструменты"

Технологическая карта 4-класс " Русские народные инструменты" - это выжный материал для подготовки учителя к уроку музыки....

Технологическая карта урока 2 класс" Русские народные инструменты" по программе Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Технологическая карта урока -знакомства с русскими народными инструментами с  применением игровых технологий....

Технологическая карта урока музыки 1 класс : «Русские народные инструменты».

Технологическая карта  урока музыки 1 класс :  «Русские народные инструменты»....