Новогодний фейерверк. Открытый урок
план-конспект урока (чтение, 2 класс) на тему
Если вы хотите своих детей познакомить с историей новогоднего деревца и елочных украшений, рассказать им о выборе даты празднования Нового года, предостеречь их от несчастных случаев при обращении с новогодними и рождественскими украшениями, то вам следует ознакомиться с этими материалами. Новый год для детей - это самый необыкновенный праздник, поэтому ребята о нем хотят знать больше. Окунитесь вместе с ребятами в новогоднюю сказку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novogodniy_feyerverk_otkrytyy_urok_2010.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Новогодний фейерверк»
Цели: познакомить с историей новогоднего деревца, елочных украшений, о выборе даты празднования Нового года; обратить внимание на соблюдение правил безопасности при обращении с новогодними и рождественскими украшениями и сохранность новогоднего деревца.
Учитель. Приближается самый веселый, самый долгожданный праздник — Новый год! Игра «Доскажи словечко»
Каждый в доме его ждет –
Это праздник … (Новый год)
Снег идет, снег идет,
Скоро праздник …( Новый год)
Елочку смолистую,
Стройную, душистую
Сами будем … (украшать)
Сами будем … (наряжать)
Закружатся на елочке игрушки –
Разноцветные фонарики, … (хлопушки)
И завертятся на елочке флаги
Из пунцовой, из серебряной … (бумаги)
На верхушку елочки
Сделаем золотую …(звездочку),
Гирлянды и матрешки
Изготовят детские … (ладошки)
Заблестит на елочке
Каждая … (иголочка)
Потому что нынче ночью у ворот
Постучался к нам веселый … (Новый год).
Слайд 1. Сегодня тема нашего урока: Новогодний фейерверк.
Во все времена и у всех народов отмечается наступление Нового года. Но не всегда этот день Нового года праздновался 1 января. Слайд 2. Например, в Англии еще два столетия назад Новый год начинался 26 марта. А конты — потомки древних египтян — до настоящего времени считают начало года 1 августа.
Новый год - это традиционный праздник для всех людей на Земле. Но все имеет свое начало. Происхождение этого праздника идет с незапамятных времен. Он появился по меньшей мере двадцать пять веков назад. Слайд 3. Обычай его празднования впервые родился в Месопотамии. По мнению ученых, именно здесь, в Вавилоне и Ассирии, в третьем тысячелетии до нашей эры стали праздновать Новый год. Двенадцать дней длился этот праздник. В это время никто не работал, запрещалось кого-либо наказывать и вершить суды. Раб превращался в господина.
От вавилонян этот обычай перешел к иудеям, от иудеев — к грекам, а через них — к народам Западной Европы.
В основном празднование Нового года у древних народов совпадало с началом возрождения природы и приурочивалось к марту.
Слайд 4. В России со времен введения христианства также начинали летоисчисление с марта. В 1492 году великий князь Иоанн III окончательно утвердил считать за начало года
1 сентября — время, когда велено платить дань, пошлины. Чтобы придать большую торжественность этому дню, сам царь накануне являлся в Кремль, где любой человек, богач или бедняк, мог подойти к нему и искать у него правды и милости. Цари встречали его на Кремлевской площади, сидя в драгоценных одеждах на престолах, окруженные боярами и именитыми людьми. Патриарх кропил всех святой водой, давал целовать крест и поздравлял народ с Новым годом.
День этот праздновался очень торжественно.
С 1700 года царь Петр I запретил отмечать Новый год I сентября. Он ввел новый указ о празднований Нового года с 1 января. В этом же указе царь Петр I велел людям ставить на воротах деревья или ветви сосновые, еловые и можжевеловые, чтобы стояло это украшение с 1-го по 7-е число. В знак веселья люди должны были ходить в гости и поздравлять друг друга, а на Красной площади назначены были огненные потехи, и велено было по дровам стрелять из пушек и мушкетов, а также пускать ракеты. Кроме того, всем жителям Москвы было приказано с 1-го по 7-е января жечь огни из дров, хвороста или соломы и смолу в бочках.
Самое торжество встречи Нового года Петр назначил в полночь 1 января 1700 года.
А в народе еще исстари повелось совершать в канун 1 января разные гадания, игры, забавы. Так и совпали эти два празднества
В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером в темном небе вспыхивали разноцветные фейерверки Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили подарки.
На Руси существовал такой обычай: когда вся родня садилась за праздничный стол, ребятишки забирались под стол и веревками опутывали ножки стола, для того чтобы на следующий год все присутствующие вновь собрались вместе. Во время праздников было принято творить добрые дела: помогать больным, дарить подарки. Этому обычаю следовали все: от государя до простых смертных.
Песня «В лесу родилась елочка»
Слайд 5.
Ученик.
Она в тепле оттаяла,
Расправила иголочки,
И с песнями веселыми
Пришли мы к нашей елочке.
Игрушки разноцветные
Мы на нее повесили,
И мы глядим на елочку,
И нам сегодня весело.
А что вы знаете о новогоднем деревце?
Думаете, что это просто-напросто зеленая елочка? Нет! Это цветущая вишня, выращенная к празднику Нового года в небольшой деревянной кадке. Слайд 6. Давным-давно, в глубокой древности, у славян был бог вишен, по имени Кернис. Чтобы умилостивить бога Керниса и получить хороший урожай плодов, овощей, злаков, весной на цветущих деревцах вишен зажигали свечи. Этот древний языческий обычай у славян заимствовали немцы. К Новому году они стали выращивать в деревянных кадках цветущие вишневые деревца, которые празднично украшали свечами и игрушками.
Это было прекрасно — за окном зима, снег, мороз, а в доме стоит вишневое деревце, все в бело-розовых цветах, все разукрашенное огоньками свечей и всякими игрушками!
Но много надо было затратить труда, чтобы вишневое деревце зацвело в зимнюю пору. И вот к началу ХIХ века, то есть около двухсот лет назад, елочка, всегда зеленая и нарядная, заменила собой цветущую вишню. Отсюда и пошел обычай украшать к Новому году еловое деревце огоньками и игрушками.
Игра «Морозное дыхание»
Перед каждым игроком на стол кладется вырезанная из бумаги снежинка достаточно большого размера. Задача – сдуть свою снежинку так, чтобы она упала с противоположного края стола. Конкурс проводится до тех пор, пока все не сдуют свои снежинки. После того как упадет последняя снежинка, ведущий объявляет: «Победил не тот, кто первым сдул свою снежинку, а тот, кто последним, мак как у него такое морозное дыхание, что его снежинка «примерзла» к столу».
Учитель. А знаете ли вы, почему стали украшать елки? В далекие времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют могущественные духи — как добрые, так и злые, и чтобы поладить с ними, добиться их помощи в жизни, подносились обильные дары, которые развешивались на ветках. Поначалу ее убирали довольно просто, но это продолжалось недолго. Постепенно на ветвях елки появились орехи, сладости, яблоки, шары, а на макушке — изображение солнца, вырезанное из плотной бумаги или сделанное из соломы.
Слайд 7. Когда в Вифлееме родился Иисус, в город поспешили люди, звери, птицы. Растения тоже принесли младенцу подарки. Одни — волшебный аромат, другие — сочные плоды, третьи — яркие цветы и мягкие листья. Последней пришла Ель, ведь её путь с севера был ох как далёк! Подошла — и скромно встала в сторонке.
«Почему ты не входишь?» — удивились все. «Боюсь, мне нечем порадовать младенца, — отвечала Ель. Что у меня есть? Только невкусные шишки да ещё липкая смола. Уж лучше я издали посмотрю на малыша, а то ещё ненароком испугаю его или уколю своими иголками». И тогда растения поделились с елью своими дарами. Зарумянились на её ветвях шары яблок, зазвенели колокольчики цветов, одуванчики осыпали колючие иголки серебристым мягким пухом. Обрадовалась Ель, подошла к младенцу. Увидев красавицу, улыбнулся маленький Иисус. И Вифлеемская звезда ярко вспыхнула прямо над её верхушкой.
С тех пор ель круглый год остаётся зеленой, а раз в году приходит в каждый дом и радует своим праздничным нарядом.
Но одно дело — сказка, легенда, предание, другое дело — наука. Ученые, которые изучают верования, обычаи разных народов заметили, что у обычаев было много общего.
Елки появились очень поздно. Слайд 8. В старых английских домах на Рождество домочадцы собирались у ветки омелы. А иногда на дверях вешали венок из зеленого остролиста. Есть разные версии появления елки. По одной, в Германии мастеровые вдруг вытащили на площадь хвойное дерево и украсили его стружечными лентами и яблоками. По другой, в той же Германии пастухи первыми придумали наряжать елку на Рождество. Так или иначе, рождественская елка родилась в Германии и скоро «притянула» к себе обычаи и традиции Рождества, хранимые с древности. И сама, конечно, стала образом рождественской ночи!
Из Германии во Францию, в Англию привезли обычай наряжать елку германские принцессы. Было это в конце ХVIII века. А в России эта традиция появилась примерно в 1830-е годы. У Жуковского, Пушкина, Гоголя елки в детстве не было. И очень грустно — они непременно полюбили бы этот обычай.
Ведущий. Чем могли раньше наряжать елку? Какие съедобные украшения можно было использовать раньше и сейчас?
Слайд 9. Михаил Зощенко «Елка»
Слайд 10. «Вот мы с сестренкой Лелей вошли в комнату. И видим: очень красивая елка. А под елкой лежали подарки. А на елке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки».
Почему елочные игрушки чаще всего шарообразные? (шар похож на яблоко, яблоками украшали елку, чтобы год был урожайным).
Какие бывают новогодние и рождественские украшения? (свечи. Они напоминают об огне, солнце, лете.) Но нужно помнить о безопасности. Поэтому лучше свечами украшать не елку, а комнату. Электрические гирлянды (современный аналог свечей. Серпантин (от лат. – змея. Клубки узкой разноцветной бумажной ленты, которую бросают в публику на карнавалах или маскарадах). Конфетти (итальянское, разноцветные бумажные кружки, которые участники балов и маскарадов осыпают друг друга. В Италии слово «конфетти» первоначально обозначало различные изделия из сахара (конфеты), которые жители бросали из окон, с балконов во время уличных шествий, карнавалов. Хлопушки, фейерверки (в древности свет напоминал о Солнце, а шум производили, чтобы отпугнуть злых духов). Не забываем и о технике безопасности. (нем. Feurwerk, от Feuer – огонь - werk – дело, работа. Цветные огни, получаемые при сжигании пороховых пиротехнических изделий (ракеты) во время увеселений, торжеств).
Слайд 11. Новогодние игрушки не просто забава, по сути дела, это настоящие символы. Одни игрушки (сверкающие, серебристые) делают ель похожей на лесную, заснеженную, другие (яркие, разноцветные) – не похожие ни на одно дерево в мире. Неповторимой становится и елка, украшенная самодельными игрушками.
Слайд 12. Елочные игрушки
Розовый домик с серебряной крышей,
Гномик румяный, несколько шишек.
Орех золочёный, цветные хлопушки —
В гости зимой к нам приходят игрушки.
Снова коробка снимается с полки,
Ёлка свои подставляет иголки.
Сосулька, кораблик, бумажный медведь,
И не забыть ещё бусы надеть.
Сверкающий дождик по веткам струится,
Горят огоньки на хвосте у Жар-птицы.
И в ватном сугробе стоит дед Мороз —
В волшебном мешке он нам сказку принёс!
Учитель. Назовите игрушки, о которых говорится в стихотворение.
Подготовьте выразительное чтение стихотворения. (Можно включить стихи ребят.)
Учитель. Давайте составим телеграмму Деду Морозу. Для этого назовите
14 прилагательных.
Дети называют любые прилагательные.
Когда все прилагательные записаны, ведущий достает текст письма и вставляет в него недостающие прилагательные по списку
Текст телеграммы:
Дедушка Мороз! Все ... дети с нетерпением ожидают твоего ... прихода.
Новый год — это самый … праздник в году.
Мы будем петь для тебя песни, танцевать ... танцы!
Наконец-то наступит ... Новый Год!
Как не хочется говорить о … учебе в такой ... день!
Мы обещаем, что будем получать только ... оценки.
Так что открывай поскорее свой ... мешок и вручай нам … подарки.
С уважением к тебе — ... мальчишки и ... девчонки.
Слайд 13. Отыщи двух одинаковых Дедов Морозов.
Ребята находят.
Вот телеграмма и отправлена.
Учитель. А вот так ответила на вопрос «Что такое Новый год?» Трифанова Людмила
В ночь с 31 декабря на 1 января мы отмечаем один из самых волшебных праздников – Новый год.
В новогоднюю ночь возможны любые чудеса, и не зря в полночь, пока часы отбивают последние мгновения уходящего года, взрослые и дети стараются загадать самые заветные желания, веря в то, что они исполнятся.
Новый год – праздник семейный.
В доме накрывают праздничный стол, зажигают нарядную елку, и вся семья собирается вместе. А утром под елкой дети находят подарки, о которых давно мечтали. Их приносит Дед Мороз. Российский Дед Мороз живет в Великом Устюге и приезжает, чтобы порадовать ребят.
Учитель. Что запомнил – отвечай! Пожеланье сочиняй!
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новогодний фейерверк
Занимательные задания для повторения учебного материала по математике, русскому, истории, искусству. Работа строится в форме соревнований по группам...
Разработка открытого урока по программе Т.Я.Шпикаловой "ИЗО и художественный труд" в 4 классе на тему: Новогодняя открытка
Конспект урока, мультемидийная презентация...
Новогодний открытый урок математике во 2 классе
В 26 декабря 2013 года был проведен открытый урок математике во 2 классе...
Открытый урок технологии в 4 классе. Тема урока: «История новогодних традиций России. Комбинирование бумажных материалов. Изготовление новогодних игрушек».
Планируемый результат: совершенствовать приёмы работы с бумагой при создании новых форм новогодних игрушек.Задачи урока: Расширить знания о праздновании Нового года в России. Учить испо...
Сценарий новогоднего мероприятия Новогодний фейерверк
Сценарий разработан с учетом превентивной изоляции (минимум действующих лиц),для детей 8-11 лет с интеллектуальными нарушениями ....
Конкурсная программа "Новогодний фейерверк "
4 класс - праздник без гостей....
Сценарий новогоднего праздника "Новогодний фейерверк"
Сценарий интегриованного праздника с привлечением и изучением английского языка....