Методическая разработка обобщающего урока литературного чтения в 4 классе "Урок-путешествие по былинам-старинам с вопросами-загадками и отгадками"
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Вялова Елена Петровна

В урок включены отрывки из былин о русских богатырях, дано много интересного дополнительного материала о богатырях, богатыршах. Урок проходит с презентацией (картины Васнецова, Билибина).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-puteshestvie_po_bylinam-starinam.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

Г.Губкин Белгородская область

Методическая разработка обобщающего урока по литературному чтению в 4 классе по теме

«Урок-путешествие по русским былинам-старинам с вопросами-загадками и отгадками»

Из опыта работы

учителя начальных классов

Вяловой Елены Петровны.

Губкин, 2011

Цель. Обобщить знания детей о былинах и славнорусских богатырях; заинтересовывать детей  героическим прошлым нашей страны; обратить внимание на ценности, которыми дорожат русские люди.

Пополнить новыми знаниями по теме «Устное народное творчество. Былины»; развивать познавательную активность.

Прививать любовь к своей земле, гордость за русского человека, защищающего свою землю от врага.

Оборудование: гусли (детские), книжная выставка «Там русский дух, там Русью пахнет», стенд под заголовком «Дива былинные». В центре картина Б. Васнецова «Три богатыря», рисунки детей с изображением подвигов богатырей. Заголовки выставки и стенда выполнены в народном стиле - по типу старославянских шрифтов. Запись отрывков из былины-оперы Н. Римского-Корсакова «Садко», ода М.И.Глинки «Славься, славься…».

Мультимедийное оборудование для демонстрации слайдов с репродукциями картин В.Васнецова «Гусляры», Ивана Билибина «Илья Муромец и Святогор», картин В.Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» и С.Москвитина «Добрыня Никитич», И.Билибина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», И. Билибина «Святогор и переметная сума», И. Репина «Садко».

Звучит запись мелодии спокойной народной песни.

1.Вступление

Игровой метод

 По классу проходит ученик в народном костюме, с гуслями. Он перебирает гусли и ведет неспешную речь.

-Ой вы гой еси, добры молодцы и молодушки! Собралися мы не на почестен пир, а на беседу добрую да складную. Чтоб был у нас мир да лад и согласие. И велась беседа наша речью плавною. А еще хочу пожелать вам, чтоб участвовали вы в нашей беседе и внимательно слушали. Все, что услышите, может вам пригодиться. А расскажем-то мы вам о былинах, о старинах. И всего-то их было больше ста с лишним, да пришли они к нам из времен дальних, передавались они народом нашим из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам да селам и записывали их от простых крестьян-сказителей.

Учитель:- Как же называли людей, которые в старину рассказывали былины, как они это делали?

Демонстрация слайда № 1 - картина В.Васнецоа «Гусляры»

II. Основная часть.

Исследовательский метод – на выбор учащимся были даны для чтения и анализа былины «Святогор», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Три поездочки Ильи Муромца», «Василий Буслаев» и другие.

Учитель: -Вы, готовясь к этому путешествию, прочитали немало былин, узнали из них очень много об обычаях и быте русских людей, о подвигах богатырей.

-Так ком была самая старая былина?(Ответы детей)

 1-й сказитель. Самой старой-то былина считается о Святогоре-богатыре, или Колыване, как еще прозывают его. И был тот Святогор-богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по коле но провалился, земля под ним прогибалася.

Учитель: А теперь кто скажет, почто Святогора Святогором про зывали? (Ответы детей.)

1-й сказитель. Да потому, что держать Святогора-богатыря могли только горы, вот там-то он и проживал, Свято-гор. Хорош был Святогор, да не нужен ему был никто. Не защищал он земли русской от захватчиков-степняков, только и знал он, что силой своей гордился да бахвалился: «Я без истины сыт, я без правды силен, я могуч, я велик, и богат, и счастлив!»

А народ-то стал забывать его, нужен ему был такой богатырь, чтоб землю русскую защищал, неправды не терпел, за обиженных вступался, а силой-то чуть больше человеческой обладал.

Учитель: Как вы думаете, кто на смену Святогору-богатырю в былины пришел? Кому десятая часть всех былин посвящена?

 (Ответы детей.)

1-й сказитель. (Метод творческого пересказа)Хлеба ест по три калачика, пьет на три медных пятачка. Но побеждает всегда, во всех боях да схватках. Ему в бою смерть не писана. Там, где можно, Илья старается избежать кровопролития, не бьет врагов, а на их глазах разбивает в щепки дуб многоохватный палицей своей богатырской, и враги, устрашенные его силой, разбегаются.Или просто подкидывает соперника высоко в воздух, и тот отказывается от своих намерений. (Оборачивается к книжной выставке: «Там русский дух, там Русью пахнет».)Сказитель берет красочно оформленные книжки и показывает всему классу соответствующие иллюстрации из книжных изданий.

2-й сказитель. Вот такой богатырь пришел на смену Святогору-богатырю, или Колывану, как называли его еще.

Решил как-то раз Илья Муромец помериться силой со Святогором-богатырем. Догнал его на дороге и окликнул. Да тот даже не оглянулся. Ударил Илья Святогора палицей по голове, а он дремлет иногда, правда, бор мочет: «Как русские мухи-то кусаются». Только после третьего удара проснулся Святогор. Проснулся, посмотрел, кто-то там его беспокоит, протянул руку и... сунул Илью Муромца к себе в карман. Вот и все сражение. Но тут конь Святогора начал спотыкаться, и на вопрос хозяина, что с ним случилось, ответил человеческим голосом:

(Метод творческого чтения)

3-й сказитель читает отрывок из былины «Святогор»

«Как прости-ко ты меня, хозяинушко,

А позволь-ко мне слово вымолвить, -

Третьи суточки да ног не складучи -

Я вожу двух русских могучих богатырей,

Да и в третьих с конеым богатырскиим».

Тут Святогор-богатырь да опомнился,

Что у него в кармане тяжелешенько;

Он берет Илью за желты кудри,

Он кладет Илью да на сыру землю

Как с конем его да богатырскиим.

Начал спрашивать да он выведывать:

«Ты скажи, удалый добрый молодец,

Ты коей земли да ты какой орды?

Если ты - богатырь святорусский,

Да поедем мы да во чисто поле,

Попробуем мы силу богатырскую».

Говорит Илья да таковы слова:

«Ай же ты, удалый добрый молодец,

Я вижу силушку твою великую,

Не хочу я с тобою сражатися,

Я желаю с тобой побрататися».

Святогор-богатырь соглашается...

Учитель: А вы знаете, как на Древней Руси происходило братание?

(ответы детей)

4-й сказитель (читает отрывок из былины)

И раскинули они тут бел шатер,

 А коней спустили во луга зеленые,

Во зеленые луга они стреножили.

 Сошли они оба во белой шатер,

 Они друг другу порассказалися .

 Золотыми крестами поменялися,

 Они друг с другом побраталися,

Обнялись да поцеловалися,-

Святогор-богатырь да будет больший брат,

Илья Муромец да будет меньший брат.

5-й сказитель (метод творческого пересказа)

-Вот побратались Святогор с Ильей Муромцем и поехали дальше. Встретился им по дороге каменный гроб. Решили примерить, для кого приготовлен этот гроб. Лег Илья - велик, не по нему. Улегся Святогор - в самый раз. И крышка подошла. Хотел Илья крышку поднять, а она приросла, никак ее с места не сдвинуть. «Руби», -просит Святогор. Стал Илья бить своей саблей. Где ударит - там обруч железный появится. Чем больше бьет, тем крепче схватывают гроб обручи.

Понял тут Святогор, что смерть ему пришла. И говорит он Илье таковы слова: (чтение отрывка из былины «Святогор», демонстрация слайда № 2 – картина Ивана Билибина «Илья Муромец и Святогор».

«Наклонись-ко ты ко гробу ко дубовому,

Я дохну тебе да в личико белое,

У тя силушки да прибавится».

Говорит Илья да таковы слова:

«У меня головушка есть с проседью,

Мне твоей-то силушки не надобно,

А мне своей-то силушки достаточно;

Если силушки у меня да прибавится,

Меня не будет носить да мать-сыра земля,

И не надобно мне твоего коня да богатырского,

А мне-ка служит верой-правдою

Мой старый Бурушка косматенький».

Тута братьица да распростилися,

Святогор остался лежать да во сырой земле,

А Илья Муромец поехал по Святой Руси

Ко тому ко городу ко Киеву,

А ко ласковому князю ко Владимиру.

6-й сказитель. Но не один Илья Муромец был богатырем на русской земле. Их было много, из них трое были самые главные. Назовите их.

(Учитель обращается к картине «Три богатыря», показывает богатырей и называет их имена).

Алеша Попович спас на пиру у князя Владимира от Тугарина Змеевича жену его Анастасью, а заодно и народ русский от тягот-податей неимоверных.

А Добрыня Никитич в битве тяжкой победил Змея Огненного и освободил из полона много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.

 (Демонстрация слайдов № 3 – картины Виктора Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» и № 4 Станислава Москвитина «Добрыня Никитич»).

Метод словесного рисования

-Внимательно рассмотрите картины и по ним попробуйте описать характер Добрыни.

Исследовательский метод

Учитель:-Вначале урока мы говорили о том, что об Илье Муромце больше всего былин написано. Вспомните, а какой первый подвиг Ильи Муромца описывают былины?(Ответы детей)

Демонстрация слайда № 5 - картина Ивана Билибина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник».

 Ну, а у Ильи Муромца первым подвигом было освобождение народа от силы вражьей, от Соловья-разбойника, что сидел-сторожил на дороге люд проезжий и своим свистом-посвистом перебил-покалечил людей немало.

(Демонстрация слайда № 6 – картина Николая Каразина «Пир князя Владимира»).

Вот такие богатыри пришли на службу князю Владимиру, по прозванью Владимир Красно Солнышко, что сидел-правил в стольном Киеве-граде. Но больше всего служили богатыри народу русскому.

Демонстрация слайда № 7– картина Юрия Арсенюка «Богатырская застава».

Ученик с гуслями:-А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле! Не топтать их коням землю русскую, Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь - не шатается! И века простоит - не шелохнется!

Физкультминутка

Встаньте, други мои, потянитеся,

Во все четыре стороны поклонитеся.

Киньте палицу да за облачко.

На коне лихом прокатитеся.

7-й сказитель. Три богатыря были воины. И в былинах в основном об их подвигах ратных говорится.

А есть былины о Микуле Селяниновиче - пахаре, крестьянине. Что пахал, оратая землю-матушку, растил хлеб и кормил весь народ русский.

Вопрос учителя. -  А теперь скажите, как вы понимаете слова ратай, оратал? (Ответы детей.)

Исследовательский метод

7-й сказитель. В Древней Руси пахарей, обрабатывающих землю-матушку, прозывали «ратаями», а про обработку земли вместо «пашет» говорили «оратает». Приспособление для пахоты называли сохой, сошкой.

А орет-то в поле ратай, понукивает,

А у ратая сошка поскрипывает,

Да по камешкам омешком прочерчивает.

Демонстрация слайда № 8 – картина Евгения Кибрика «Микула Селянинович»

Учитель: - Ребята, как вы думаете, кто сильнее был в былинах русских: Микула или богатыри-воины? (Ответы детей.)

7-й сказитель. В былинах-старинах Микулу Селяниновича и труд его народ русский настолько возвысил, что никто не мог сравниться с ним ни по силе, ни по мужеству: Микула носит с собой «тягу земную» в сумочке, как знак тяжелого хлебопашеского труда и как знак земледельческого могущества. Микула Селянинович был крестным отцом Ильи Муромца.

Метод творческого пересказа.

8-й сказитель. Раз оставил Микула свою сумочку с «тягой земной» на дороге. А на нее наехал богатырище-великан Святогор-Колыван. Перед этим Колыван-Святогор бахвалился, что если бы ему в руки «тягу земную», то он повернул бы весь мир, всю землю на крутой поворот. Увидел богатырище Микулину сумку и от нечего делать попытался ее поднять, да надорвался.

Демонстрация слайда № 9– картина Ивана Билибина «Святогор и переметная сума».

Спрашивает он Микулу Селяниновича: «Как ты, Микула Селянинович, носишь тягу земную, не надсадишься?» А Микула ему в ответ:

«Я знаю свою правду-истину -

В том сила моя непобедимая!

Не в забаву-игру трачу силу свою:

Я хлеб ращу, я народ кормлю!»

9-й сказитель. А раз как-то проезжал княжой дружинник Вольга Святославович со дружинниками и видит: орет-пашет в июле пахарь-оратай. Могуч пахарь и силен. И решил Вольга его с собой взять:

«Ай же ты, оратай-оратаюшка,

Ты поедем-ко со мной во товарищах».

Согласился Микула, (а это был он), поехал с Вольгой, со дружинниками. Да только попросил он их:

«Как бы сошку из земельки повыдернути,

Из омешиков бы земельки повытряхнути

Да бросить сошку за ракитов куст».

Посылает тут Вольга Святославович дружинушку свою храбрую. Пять молодцев не могут выдернуть, десять - тоже, вся дружина не может сошки из земельки повыдернуть.

Метод творческого чтения

Тут оратаюшка

На своей ли кобыле соловенькой

Приехал ко сошке кленовенькой.

Он брал-то ведь сошку одной рукой,

Сошку из земли он повыдсрнул,

Из омешиков земельку повытряхнул,

Бросил сошку за ракитов куст.

Вот ведь силища какая Микуле Селяниновичу дадена была!

Учитель. В былине славится не только сам Микула, а и весь род Микулов. Род этот сильный. Илью Муромца раз целители упреждали:

«Не бейся с родом Микулиным:

Его любит матушка сыра-земля».

- Расскажите о дочерях Микулы.

10-й сказитель.-А было у Микулы три дочери: Настасья Микулишна, Катерина Микулишна да Василиса Микулишна. Дочери Микулы дивны были силой богатырской, силой нравственной и верностью.

Настасья Микулишна стала женой Добрыни Никитича. Василиса Микулишна женой Данилы Ловчанина-охотника была, а Катерина Микулишна была замужем за Ставром Годинычем.

В былине про Ставра Годиновича рассказывается, как он на пиру у князя Владимира своей женой похвастался, что она такая затейливая да находчивая, что самого князя Владимира купит, продаст и выкупит. Рассердился князь на такое хвастовство, да и засадил Ставра в темницу.

Пришлось Катерине переодеться воином да поехать выручать мужа своего.

Обвела она ведь князя, обманула. Он чуть племянницу свою Купаву за нее замуж не выдал. Вот какие дочери были у Микулы Селяниновича!

Учитель.- Не забыть бы о былинах новогородских, что стоят-то на особицу, в стороне от других. Как вы думаете, чем правление в Новгороде отличалось от правления в Киеве, Суздале и в других городах на Руси? (Ответы детей.)

Да тем, что, в отличие от других древнерусских городов, в Новгороде-то правил сам народ, или вече. Сам делал, сам решал. А в других - Киеве, Суздале, Ростове - князья сидели, народом правили.

Новгород в то время был богатым торговым городом. Много из него великих путешественников, мореплавателей вышло. Торги его далеко славились, приезжали сюда люди торговые.

Звучит звукозапись арии варяжского и индийского гостей из оперы-былины Н. Римского-Корсакова «Садко».

Учитель. В новгородских былинах известны два героя - это Садко-гусляр и Василий Буслаев - предводитель новгородской вольницы. Как вы думаете, почему Садко звали Садко-гусляр? (Ответы детей)

-Правильно, играл он на гуслях, пел голосом дивным, таким, что однажды сам царь морской заслушался его и в гости к себе взял.

Звучит речитатив из арии Садко в исполнении В. Петрова.

Показ слайда № 10– картина Ильи Репина «Садко»

Метод творческого чтения.

12-й сказитель. 

А про Василия Буслаева в былине вот что говорится:

В славном Великом Новеграде,

А и жил Буслай до девяносто лет;

С Новым-городом жил, не перечился,

Со мужиками новгородскими

Поперек словечка не говаривал.

Живучи Буслай состарился,

Состарился и переставился.

После его веку долгого

Оставалося его житье-бытье

И все имение дворянское;

Осталася матера вдова,

Матера Амелфа Тимофеевна,

И оставалося чадо милое,

Молодой сын Василий Буслаевич.

Будет Васенька семи годов,

Отдавала матушка родимая,

Матера вдова Амелфа Тимофеевна,

Учить его во грамоте,

А грамота ему в наук пошла;

Присадила пером его писать,

Письмо Василыо в наук пошло;

Отдавала пенью учить церковному,

Пенье Василыо в наук пошло.

А и нет у нас такого певца

Во славном Новегороде

Супротив Василия Буслаева.

Учитель. Много можно еще бы рассказать о былинах, что прославляли богатырей русских, землю-матушку, которая рождала таких воинов могучих. Сквозь все тяготы и страдания, горе великое пронес народ веру в силу свою и величие, помогала ему та вера выжить в самое трудное время. Самые талантливые композиторы, поэты за честь считали говорить о деяниях богатырей русских. Послушайте оду русскому народу композитора М. И. Глинки: «Славься, славься...» (Звучит фонограмма).

III. Викторина.

Учитель: -А славно ли мы потрудились, изучая русские былины-старины? Узнать это поможет нам викторина. За каждый правильный ответ вы получите жетон. Победителем будет тот, кто наберет большее количество жетонов. За правильный и полный ответ - 1 жетон. А тем, кто правильно подскажет, тоже 1 жетон полагается. Итак, начинаем.

Вопросы и. задания для викторины.

1. Почему Алешу назвали Поповичем? (Поповский сын.)

2. Каких богатырей, помимо Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича вы знаете? (Волъга, Микула Селянинович, Святогор-Колыван.)

3. Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца. (Бой под Черниговом, схватка с Соловьем-разбойником.)

4. Посмотрите на картину «Три богатыря». Как вы определите характер каждого из них? (Здесь надо обратить внимание на разные характеры богатырей.)

Илья - надежен, силен, могуч и мудр. Он крестьянский сын.

Добрыня - из среднего сословия. Нет вернее и преданнее Добрыни. На любое дело пошли его - не подведет. Он вежливый, образованный, хорошо воспитан.

Алеша - поповский сын. Самый шустрый, юркий из богатырей. Глаза у него хитрые, так какую-нибудь шутку и сотворил бы.

5. Назовите героев былин, богатырей-новгородцев. (Садко, Василий Буслаев.)

6. Почему Илью прозвали Муромцем? (Он из города Мурома.)

7. Что обозначает слово «Муром»? (Древнерусское «мур» - стена каменная, плита, оплот.)

8. Что означает имя «Илья»? (Сила, мощь, крепость, камень.)

9. Во времена былинные каждый город - столица княжества - имел своих правителей. Чем отличалось правление в Новгороде от правления в других городах: Владимире, Ростове? (В Новгороде правил народ, вече; в Киеве и других городах - правили князья единолично.)

10. Кто из богатырей не мог ходить до 30 лет? (Илья Муромец)

11. Назовите князя, правившего в то былинное время, в славный град которого часто созывались богатыри на честные пиры-забавы. (Владимир Красно Солнышко, что правил в Киеве - стольном граде.)

32. Назовите отрицательных персонажей из былин. (Соловей-разбойник, Змей Огненный, Тугарин Змеевич.)

13. В былинах, помимо богатырей мужчин, есть жешцины-богатырши. Назовите их. (Три дочери Микулы Селяниновича: Катерина, Настасья, Василиса.)

14. Назовите имя богатыря, который си ою-то своей хвастался, а вот сумки пахаря поднять не мог. (Святогор-Колыван.)

15. Кого из женщин освободил из полона Змея Огненного Добрыня Никитич? (Забаву Путятичну.)

16. Назовите самого сильного богатыря, который не воевал, а силой обладал огромной. (Пахарь - Микула Селянинович.)

 17. На Руси былинной было множество странствующих людей. Как их называли? (Калики-перехожие: а) паломник, странник; б) нищий, большей частью слепой, собирающий милостыню пением стихов, былин.)

18. Существует много опер на сказочные сюжеты. Есть ли опера, в основу которой легла былина? (Опера Н.Римского-Корсакова «Садко».)

IV.Подведение итогов.

Выходит на середину класса ученик с гуслями. Наигрывает на гуслях

--Ой вы гой еси, добры молодцы и молодушки! Собралися мы не на почестен пир, а провели беседу добрую и славную. И велась беседа наша речью плавною. И есть.у нас мир да лад и согласие. Помните богатырей славнорусских да их подвиги. Гордитесь героями, любите землю, которую они защищали.

Учитель:

-Понравился ли вам урок?

-Что нового вы узнали?

-Чему можно поучиться у богатырей?

- Подведем итоги, посчитаем жетоны. (Проходит награждение победителей грамотами). Рассматривание выставки книг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку литературного чтения в 1 классе "Поговорим о предложении и тексте"

Методическая разработка поможет учителю начальных классов ярко и красочно преподнести учащимся знания о предложении и тексте.Во время работы дети с удовольствиям отгадают интересные загадаки, познаком...

Методическая разработка к уроку литературного чтения для учащихся 2 класса по программе " Школа - 2100"

Методическая разработка урока литературного чтения создана для учащихся 2 класса по новым стандартам ФГОС....

Методическая разработка к уроку литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс по теме: «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д»

Литературное чтение 1 класс, программа «Школа России»Учитель: Предаль Светлана Павловна, учитель высшей квалификационной категорииТема урока: «Согласные звуки [д],  [д’],  буквы Д, д»Тип уро...

Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям К.И. Чуковского «Путаница», «Телефон».

Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям  К.И. Чуковского «Путаница»,  «Телефон».Цель:  Продолжить знакомство с произведениями раздела «Как хорошо у...

Методическая разработка к уроку литературного чтения о М.М.Пришвине (презентация)

Данная презентация познакомит с жизнью и творчеством М.М.Пришвина...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

Методическая Разработка к уроку литературного чтения.Рождественская история о прекрасном принце, злой мышиной королеве, девочке Мари, других сказочных персонажах со счастливым концом Первый урок

Рождественская история о прекрасном принце, злой мышиной королеве, девочке Мари, других сказочных персонажах со счастливым концомПервый урок...