Главные вкладки

    Рабочая программа курса "Обучение грамоте" (1 кл ОС "Школа 2100")
    рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

    Калядина Елена Владимировна

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно - тематическое планирование, содержание тем курса обучения грамоте и развития речи, требования к уровню подготовки уч -ся, обучающихся по данной программе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma.docx46.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ – средняя общеобразовательная школа

    с.Кипцы Екатериновского района Саратовской области

    Рабочая программа

    курса «Обучение грамоте»

    (1 класс ОС «Школа 2100» )

    Работа учителя начальных классов

    Калядиной Елены Владимировны

    Программа
    курса «Обучение грамоте»

    Пояснительная записка

    Данная программа составлена на основе:

    1. Федерального  компонента государственного стандарта начального общего образования.
    2. авторской учебной программы А. А.Леонтьева, ОС «Школа 2100»

    Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по разделам курса.

    Программа курса обучения грамоте и развития речи рассчитана на 207 ч

              Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебником «Букварь»– авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина и прописями «Мои волшебные пальчики», автор О.В. Пронина

                   Обучение грамоте - составная часть непрерывного авторского курса русского языка и развития речи для дошкольников, начальной и основной школы. В курсе обучения грамоте выделяются определенные направления (линии) развития детей в рамках предмета "русский язык", которые реализуются на доступном для детей уровне:
    - овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности); развитие умений слушания и говорения;
    - расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи;
    - овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
    - овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
    - приобретение и систематизация знаний о русском языке;
    - раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка;
    - формирование у детей чувства языка.
    Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
    Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляется в рамках сквозных тем "Слово", "Предложение", "Текст".

    Слово рассматривается с четырех точек зрения:
    1) звуковой состав и обозначение звуков буквами;
    2) состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов - с помощью приставок);
    3) грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);
    4) лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).
    Знакомясь с
    предложением, дети усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.
    В курсе обучения грамоте дается понятие о
    тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части.
    При работе с текстами Азбуки и прописей параллельно с развитием техники чтения начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.

    Учебно – тематический план

    Добуквенный период (36 часов)

    Чтение

    Стр. учебника

    Письмо

    Стр. тетради

    Дата

    План  Факт

    Календарь и календарные праздники. 1 сентября – День знаний.

    2-5

    Зн-во с прописью. Раскрашивание.

    0

    Животные и растения вокруг нас. Слово. Слова – названия.

    6-7

    Раскрашивание рисунка. Штриховка.

    1

    Живая и неживая природа вокруг нас. Слова – названия. Знакомство с предложением.  

    8-9

    Раскрашивание рисунка. Штриховка.

    2-3

    Летом в деревне. Слово и предложение. Состав предложений.

    10-11

    Подготовка руки к письму. Штриховка в разных направлениях.

    4-5

    Кто помогает человеку в саду и в огороде? Слово и предложение. Знакомство с понятием «текст».

    12-13

    Штриховка и раскрашивание рисунков.

    6-7

    Речевые и неречевые звуки. Слово, предложение, текст. Составление текста с опорой на рисунок.

    14-15

    Штриховка и раскрашивание рисунков.

    8-9

    Цирк, цирковое представление. Слово. Подбор тематических групп слов. Предложение. Составление предложений и текста. Речевые и неречевые звуки.

    16-17

    Штриховка и раскрашивание рисунков.

    10-11

    На рыбалке. Речевые и неречевые звуки. Составление текста по серии сюжетных картинок.

    18-19

    Штриховка и раскрашивание рисунков.

    12-13

    Сказочные герои и сказочные предметы. Речевые и неречевые звуки. Тематические группы слов. Предложение.

    20-21

    Обведение по контуру, штриховка.

    14-15

    Театр. Повторение основных понятий. Составление  текста рассказа по сюжетным картинкам с введением действующих лиц.

    22-23

    Обведение по контуру, штриховка.

    16-17

    Гласные звуки

    24-25

    Обведение по контуру, штриховка.

    18-19

    Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков.

    26-27

    Обведение по контуру, штриховка.

    20-21

    Ударение. Беседа о поделках из природного материала.

    28-29

    Обведение по контуру. Штриховка.

    22-23

    Деление слова на слоги, ударение. Наблюдение над значением слова. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки.

    30-31

    Написание е- образных элементов.

    24-25

    Повторение. Наблюдение над значением слова. Глухие и звонкие согласные звуки.

    32

    Написание прямых и наклонных линий разных размеров.

    26-27

    Повторение основных понятий.

    Упражнение в письме.

    28-29

    Повторение основных понятий.

    Упражнение в письме.

    30-31

    Повторение основных понятий.

    Упражнение в письме.

    Букварный период (171 час)

    Чтение (76 час.)

    Письмо (95 час.)

    Тетр.2

    Знакомство со звуками[и, г, п, т, р ] и буквами и, г, п, т, р. Разграничение понятий звук – буква.

    34-35

    Написание букв и, г, п, т, р.

    1

    Чтение слогов и слов с буквами г, п, т, р, и.

    36-37

    Тренировка в написании букв г, п, т, р, и.

    2-3

    Гласный звук [о ], буква о.

    38-39

    Строчная буква о.

    4-5

    Чтение слогов и слов с изученными буквами.

    40-41

    Письмо слогов и слов с изученными буквами

    6-7

    Заглавная буква О. Написание заглавной буквы в именах людей. Упр. в чтении.

    42-43

    Заглавная буква О.

    8-9

    Гласный звук [ а ], буква а.

    44-45

    Строчная буква а.

    10-11

    Звук [ы ], гласная буква ы. Понятие о словах в ед. и мн. числе.

    46-47

    Строчная буква ы.

    12-13

    Заглавные буквы Г, П, Т, Р. Заглавная буква в географических названиях.

    48-49

    Заглавные буквы Г, П, Т, Р.

    14-15

    Заглавная буква И. Большая буква в географических названиях и именах.

    50-51

    Заглавная буква И.

    16-17

    Звуки [н], [н], буква н.

    52-53

    Строчная буква н.

    18-19

    Звуки [к], [к], буква к.

    54-55

    Строчная буква к.

    20-21

    Упр. в чтении слов и предложений. Работа над лексическим значением слов.

    56-57

    Упр. в написании изученных букв.

    22-23

    Упр. в чтении. Местоимения он, она, оно, они.

    56-57

    Упр. в написании слов с изученными буквами.

    24-25

    Звук [у], буквы У, у.

    58-59

    Строчная и заглавная буквы у, У.

    26-27

    Упр. в чтении слогов, слов, предложений и текста с изученными буквами. Работа над интонацией. · ? ! знаки в конце предложений.

    60-61

    К/ р. Упр. в письме слогов, слов, предложений с изученными буквами.

    28-29

    Звуки [с], [с], буква с.

    62-63

    Строчная буква с.

    Тетр.3 0-1

    Упр. в чтении с изученными буквами.

    64-65

    Упр. в письме слов, предложений с изученными буквами.

    2-3

    Упр. в чтении с изученными буквами.

    64-65

    Упр. в письме слов, предложений с изученными буквами.

    4-5

    Знакомство с предлогами. Упр. в чтении.

    66-67

    Упр. в письме слов, предложений с изученными буквами.

    6-7

    Упр. в чтении слов, которые отвечают на вопрос как ?

    66-67

    Упр. в написании слов с изученными буквами.

    8-9

    Звуки [л], [л], [м], [м], буквы л, м.

    68-69

    Строчные буквы л, м.

    10-11

    Упр. в чтении

    70-71

    Упр. в написании изученных букв. Заглавные буквы Л, М, К.

    12

    Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавных букв в словах – географических названиях.

    72-73

    Заглавные буквы К, Н.

    13

    Упр. в чтении

    73

    Упр. в написании слов с изученными буквами.

    14-15

    Упр. в чтении. Наблюдение над однокоренными словами. Буквы С, с.

    74-75

    Заглавные и строчные буквы С, с.

    16-17

    Повторение. Упр. в чтении.

    76-77

    Написание слов, предложений с изученными буквами.

    18-19

    Упр. в чтении. Знакомство с новым знаком препинания – многоточием.

    78-79

    Упр. в написании слов, предложений с изученными буквами.

    20-21

    Заглавная буква М. Повторение гласных звуков, их роли. Упр. в чтении.

    80-81

    Заглавная буква М. Упр. в письме.

    22-23

    Урок развития речи. Упр. в чтении и анализе текста.

    Повторение правописания заглавной буквы в словах и предложениях

    22-23

    Проверка техники чтения.

    80-81

    Упр. в списывании с печатного текста.

    24-25

    Звук [ш], буква ш.

    82-83

    Строчная буква ш.

    26-29

    Заглавная буква Ш. Упр. в чтении. Заглавные буквы в именах, фамилиях, кличках животных.

    84-85

    Заглавная буква Ш. Упр. в письме имён, фамилий, кличек животных.

    Тетр.4 1-2

    Упр. в чтении.

    86-87

    Упр. в письме.

    3

    Упр. в чтении. Наблюдение над несоответствием произношения и написания сочетания ши.

    88-89

    Упр. в письме. Наблюдение над написанием сочетания ши.

    4-5

    Закрепление изученного. Упр. в чтении.

    90-91

    Списывание с печатного текста. К/р по письму.

    6-7

    Заглавная буква А. Упр. в чтении.

    92-93

    Заглавная буква А. Упр. в письме.

    8-9

    Проверка техники чтения.

    К/р по письму.

    10-11

    Закрепление изученного.

    Упр. в письме, закрепление.

    12-13

    Звуки [д], [д], буква д.

    94-95

    Строчная буква д.

    14-15

    Упр в чтениислов с изученными буквами.

    96-97

    Упр. в письме.

    16-17

    Звуки [в], [в], буква в.Заглавная буква Д. Закрепление понятия «корень слова».Практическое знакомство с суффиксом на примере ушк

    98-99

    Строчная буква в.

    18-19

    Заглавная буква Д.

    100

    Заглавная буква Д.

    20

    Заглавная буква В. Корень, однокоренные слова. Знакомство с наиболее частотными суффиксами.

    100-101

    Заглавная буква В.

    20-21

    Гласная буква е.

    102-103

    Строчная буква е.

    22

    Упр. в чтении.

    104-105

    Упр. в написании буквы е и Е, буквосочетаний.

    23-25

    Гласная буква ё. Повторение и закрепление основных понятий.

    106-107

    Строчная буква ё.

    26-27

    Заглавные буквы Е, Ё. Упр в чтении.

    108-109

    Заглавные буквы Е, Ё.

     Тетр.5 1-2

    Упр. в чтении. Закрепление изученного.

    110

    Заглавные буквы В, Д, Е, Ё. Упр. в написаниислов с изученными буквами.

    3

    Упр. в чтении. Знакомство с приставкой.

    111

    Упр. в написании слов с изученными буквами.

    4

    Звуки [б], [б], буква б.

    112-113

    Строчная буква б.

    5

    Упр. в чтении. Развитие умения видеть в слове его части.

    114-115

    Упр. в письме.

    6-7

    Упр. в чтении. Работа с текстом.

    Упр. в письме.

    8-9

    Заглавная буква Б. Упр. в чтении.

    116-117

    Заглавная буква Б.

    10

    Звуки [з], [з], буква з.

    118-119

    Строчная буква з.

    11

    Заглавная буква З. Повторение парных звонких и глухих согласных.

    120-121

    Заглавная буква З.

    12-13

    Гласная буква я и её звуки.

    122-123

    Строчная буква я.

    14

    Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи буквы я .

    124-125

    Заглавная буква Я.

    15-16

    Звуки [х], [х], буква х. Слова – междометия.

    126-127

    Строчная буква х.

    17

    Звук [ж], буква ж.

    128-129

    Строчная буква ж.

    18

    Согласные буквы х и ж.

    130-131

    Заглавные буквы Х и Ж.

    19-20

    Строчная и заглавная буквы й, Й. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

    132-133

    Письмо букв и, й, И,Й.

    21-22

    Звук [ч], буква ч. Правописание буквосочетаний ча, чу.

    134-135

    Строчная буква ч.

    23

    Заглавная буква Ч. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

    136-137

    Заглавная буква Ч.

    24

    Звуки [ц], [ш], буквы ц, щ. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

    138-139

    Строчные буквы ц, щ.

    25-26

    Заглавные буквы Ц, Щ. Сочетания ща- щу

    140-141

    Заглавные буквы Ц, Щ.Упр. в письме.

    26-27

    Звуки [ф], [ф], буква ф.

    142-143

    Строчная буква ф.

    28

    Заглавная буква Ф.

    144-145

    Заглавная буква Ф.

    29

    Звук [э], буква э.

    146-147

    Строчная буква э.

    30

    Заглавная буква Э.

    148-149

    Заглавная буква Э. Упр. в письме.

    31-32

    Гласная буква ю.

    150-151

    Строчная буква ю.

    33

    Заглавная буква Ю.

    152-153

    Заглавная буква Ю. Упр. в письме.

    34

    Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме.

    154-155

    Написание буквы ь.

    35

    Буква ь. Разделительный ь.

    150-157

    Письмо ь с гласными е, ё, ю, я, и.

    36

    Буква ъ. Разделительный ъ.

    158-159

    Буква ъ.

    37

    Алфавит. Чтение текста с изученными буквами.

    160

    Составление азбуки из письменных букв.

    38-39

    Упр. в чтение.

    Проверка знаний и умений по письму.

    42-43

    +19 ч. по пятницам

    Закрепление изученного. Упр. в написании слогов, слов, предложений с изученными буквами.

    Содержание тем курса обучения грамоте и развития речи (207 ч)

    Добуквенный период (36 ч).
    Задачи добуквенного периода - развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия
    слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котенок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.
    В добуквенный период ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).
    Букварный период (171 ч).
    В букварный период ведется работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению.
    Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), с другой стороны, учетом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ. После введения и закрепления общего позиционного принципа чтения дети наблюдают отступления от установленной закономерности (при изучении букв х, ж, ч, щ, ц, йотированных гласных, букв ь и ъ).
    В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который дает возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость. В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.

    Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе


    К концу 1-го года обучения дети должны уметь:
    - называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия "звук" и "буква"; делить слово на слоги, ставить ударение;
    - определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);
    - обозначать мягкость согласных звуков на письме;
    - определять количество букв и звуков в слове;
    - писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
    - ставить пунктуационные знаки конца предложения;
    - списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
    - правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух от 30-40 слов;
    - находить корень в группе доступных однокоренных слов.



    Учебно – методическое обеспечение

    Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

    1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина  «Букварь» М.: Баласс, 2008 г
    2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина  «Методические рекомендации для учителя» М.: Баласс, 2009 г
    3. О.В. Пронина«Мои волшебные пальчики», М.: Баласс, 2009 г
    4. О.В. Пронина, Е.П.Лебедева «Тетрадь для печатания» М.: Баласс, 2009 г

    Список литературы

    Литература, использованная при подготовке программы

    1. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования
    2. Школа 2100. Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа Автор: Леонтьев А.А.
      Издательство: Баласс, 2008 г
    3. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина  «Букварь» М.: Баласс, 2008 г
    4. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина  «Методические рекомендации для учителя» М.: Баласс, 2009 г
    5. О.В. Пронина, Е.П.Лебедева «Тетрадь для печатания» М.: Баласс, 2009 г
    6. О.В. Пронина «Мои волшебные пальчики», М.: Баласс, 2009 г

    Литература, рекомендованная для учащихся:

    1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина  «Букварь» М.: Баласс, 2008 г
    2. О.В. Пронина«Мои волшебные пальчики», М.: Баласс, 2009 г
    3. О.В. Пронина, Е.П.Лебедева «Тетрадь для печатания» М.: Баласс, 2009 г


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по технологии (ОС "Школа 2100")

    Рабочая программа по технологии (ОС "Школа 2100")...

    рабочая программа для 1 класса ос 2100 по изо автор куревина

    рабочая программа для 1 класса ос 2100 по ИЗО автор Куревина...

    Рабочая программа обучение грамоте 1 класс программа "Перспективная начальная школа"

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по интегрированному курсу» Обучение грамоте»(письмо и чтение) для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, а...

    Рабочая программа. Обучение грамоте. Школа 2100

    В пояснительной записке содержится:цель,задачи,общая характеристика учебного предмета,описание места учебного предмета в учебном плане,описание ценностных ориентиров, личностные, метапредметные и пред...

    Рабочая программа Обучение грамоте 1 класс школа 2100

    Рабочая программа  по курсу "Обучение грамоте" 1 класс, школа 21000 с УУД...

    Рабочая программа "Обучение грамоте" по программе "Планета знаний"

    В одной программе содержится сразу планирование и по букварю, и по прописям....