Рабочая программа курса "Обучение грамоте" (1 кл ОС "Школа 2100")
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Калядина Елена Владимировна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно - тематическое планирование, содержание тем курса обучения грамоте и развития речи, требования к уровню подготовки уч -ся, обучающихся по данной программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx46.03 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ – средняя общеобразовательная школа

с.Кипцы Екатериновского района Саратовской области

Рабочая программа

курса «Обучение грамоте»

(1 класс ОС «Школа 2100» )

Работа учителя начальных классов

Калядиной Елены Владимировны

Программа
курса «Обучение грамоте»

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе:

  1. Федерального  компонента государственного стандарта начального общего образования.
  2. авторской учебной программы А. А.Леонтьева, ОС «Школа 2100»

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по разделам курса.

Программа курса обучения грамоте и развития речи рассчитана на 207 ч

          Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебником «Букварь»– авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина и прописями «Мои волшебные пальчики», автор О.В. Пронина

               Обучение грамоте - составная часть непрерывного авторского курса русского языка и развития речи для дошкольников, начальной и основной школы. В курсе обучения грамоте выделяются определенные направления (линии) развития детей в рамках предмета "русский язык", которые реализуются на доступном для детей уровне:
- овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности); развитие умений слушания и говорения;
- расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи;
- овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
- приобретение и систематизация знаний о русском языке;
- раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка;
- формирование у детей чувства языка.
Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляется в рамках сквозных тем "Слово", "Предложение", "Текст".

Слово рассматривается с четырех точек зрения:
1) звуковой состав и обозначение звуков буквами;
2) состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов - с помощью приставок);
3) грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);
4) лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).
Знакомясь с
предложением, дети усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.
В курсе обучения грамоте дается понятие о
тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части.
При работе с текстами Азбуки и прописей параллельно с развитием техники чтения начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.

Учебно – тематический план

Добуквенный период (36 часов)

Чтение

Стр. учебника

Письмо

Стр. тетради

Дата

План  Факт

Календарь и календарные праздники. 1 сентября – День знаний.

2-5

Зн-во с прописью. Раскрашивание.

0

Животные и растения вокруг нас. Слово. Слова – названия.

6-7

Раскрашивание рисунка. Штриховка.

1

Живая и неживая природа вокруг нас. Слова – названия. Знакомство с предложением.  

8-9

Раскрашивание рисунка. Штриховка.

2-3

Летом в деревне. Слово и предложение. Состав предложений.

10-11

Подготовка руки к письму. Штриховка в разных направлениях.

4-5

Кто помогает человеку в саду и в огороде? Слово и предложение. Знакомство с понятием «текст».

12-13

Штриховка и раскрашивание рисунков.

6-7

Речевые и неречевые звуки. Слово, предложение, текст. Составление текста с опорой на рисунок.

14-15

Штриховка и раскрашивание рисунков.

8-9

Цирк, цирковое представление. Слово. Подбор тематических групп слов. Предложение. Составление предложений и текста. Речевые и неречевые звуки.

16-17

Штриховка и раскрашивание рисунков.

10-11

На рыбалке. Речевые и неречевые звуки. Составление текста по серии сюжетных картинок.

18-19

Штриховка и раскрашивание рисунков.

12-13

Сказочные герои и сказочные предметы. Речевые и неречевые звуки. Тематические группы слов. Предложение.

20-21

Обведение по контуру, штриховка.

14-15

Театр. Повторение основных понятий. Составление  текста рассказа по сюжетным картинкам с введением действующих лиц.

22-23

Обведение по контуру, штриховка.

16-17

Гласные звуки

24-25

Обведение по контуру, штриховка.

18-19

Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков.

26-27

Обведение по контуру, штриховка.

20-21

Ударение. Беседа о поделках из природного материала.

28-29

Обведение по контуру. Штриховка.

22-23

Деление слова на слоги, ударение. Наблюдение над значением слова. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки.

30-31

Написание е- образных элементов.

24-25

Повторение. Наблюдение над значением слова. Глухие и звонкие согласные звуки.

32

Написание прямых и наклонных линий разных размеров.

26-27

Повторение основных понятий.

Упражнение в письме.

28-29

Повторение основных понятий.

Упражнение в письме.

30-31

Повторение основных понятий.

Упражнение в письме.

Букварный период (171 час)

Чтение (76 час.)

Письмо (95 час.)

Тетр.2

Знакомство со звуками[и, г, п, т, р ] и буквами и, г, п, т, р. Разграничение понятий звук – буква.

34-35

Написание букв и, г, п, т, р.

1

Чтение слогов и слов с буквами г, п, т, р, и.

36-37

Тренировка в написании букв г, п, т, р, и.

2-3

Гласный звук [о ], буква о.

38-39

Строчная буква о.

4-5

Чтение слогов и слов с изученными буквами.

40-41

Письмо слогов и слов с изученными буквами

6-7

Заглавная буква О. Написание заглавной буквы в именах людей. Упр. в чтении.

42-43

Заглавная буква О.

8-9

Гласный звук [ а ], буква а.

44-45

Строчная буква а.

10-11

Звук [ы ], гласная буква ы. Понятие о словах в ед. и мн. числе.

46-47

Строчная буква ы.

12-13

Заглавные буквы Г, П, Т, Р. Заглавная буква в географических названиях.

48-49

Заглавные буквы Г, П, Т, Р.

14-15

Заглавная буква И. Большая буква в географических названиях и именах.

50-51

Заглавная буква И.

16-17

Звуки [н], [н], буква н.

52-53

Строчная буква н.

18-19

Звуки [к], [к], буква к.

54-55

Строчная буква к.

20-21

Упр. в чтении слов и предложений. Работа над лексическим значением слов.

56-57

Упр. в написании изученных букв.

22-23

Упр. в чтении. Местоимения он, она, оно, они.

56-57

Упр. в написании слов с изученными буквами.

24-25

Звук [у], буквы У, у.

58-59

Строчная и заглавная буквы у, У.

26-27

Упр. в чтении слогов, слов, предложений и текста с изученными буквами. Работа над интонацией. · ? ! знаки в конце предложений.

60-61

К/ р. Упр. в письме слогов, слов, предложений с изученными буквами.

28-29

Звуки [с], [с], буква с.

62-63

Строчная буква с.

Тетр.3 0-1

Упр. в чтении с изученными буквами.

64-65

Упр. в письме слов, предложений с изученными буквами.

2-3

Упр. в чтении с изученными буквами.

64-65

Упр. в письме слов, предложений с изученными буквами.

4-5

Знакомство с предлогами. Упр. в чтении.

66-67

Упр. в письме слов, предложений с изученными буквами.

6-7

Упр. в чтении слов, которые отвечают на вопрос как ?

66-67

Упр. в написании слов с изученными буквами.

8-9

Звуки [л], [л], [м], [м], буквы л, м.

68-69

Строчные буквы л, м.

10-11

Упр. в чтении

70-71

Упр. в написании изученных букв. Заглавные буквы Л, М, К.

12

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавных букв в словах – географических названиях.

72-73

Заглавные буквы К, Н.

13

Упр. в чтении

73

Упр. в написании слов с изученными буквами.

14-15

Упр. в чтении. Наблюдение над однокоренными словами. Буквы С, с.

74-75

Заглавные и строчные буквы С, с.

16-17

Повторение. Упр. в чтении.

76-77

Написание слов, предложений с изученными буквами.

18-19

Упр. в чтении. Знакомство с новым знаком препинания – многоточием.

78-79

Упр. в написании слов, предложений с изученными буквами.

20-21

Заглавная буква М. Повторение гласных звуков, их роли. Упр. в чтении.

80-81

Заглавная буква М. Упр. в письме.

22-23

Урок развития речи. Упр. в чтении и анализе текста.

Повторение правописания заглавной буквы в словах и предложениях

22-23

Проверка техники чтения.

80-81

Упр. в списывании с печатного текста.

24-25

Звук [ш], буква ш.

82-83

Строчная буква ш.

26-29

Заглавная буква Ш. Упр. в чтении. Заглавные буквы в именах, фамилиях, кличках животных.

84-85

Заглавная буква Ш. Упр. в письме имён, фамилий, кличек животных.

Тетр.4 1-2

Упр. в чтении.

86-87

Упр. в письме.

3

Упр. в чтении. Наблюдение над несоответствием произношения и написания сочетания ши.

88-89

Упр. в письме. Наблюдение над написанием сочетания ши.

4-5

Закрепление изученного. Упр. в чтении.

90-91

Списывание с печатного текста. К/р по письму.

6-7

Заглавная буква А. Упр. в чтении.

92-93

Заглавная буква А. Упр. в письме.

8-9

Проверка техники чтения.

К/р по письму.

10-11

Закрепление изученного.

Упр. в письме, закрепление.

12-13

Звуки [д], [д], буква д.

94-95

Строчная буква д.

14-15

Упр в чтениислов с изученными буквами.

96-97

Упр. в письме.

16-17

Звуки [в], [в], буква в.Заглавная буква Д. Закрепление понятия «корень слова».Практическое знакомство с суффиксом на примере ушк

98-99

Строчная буква в.

18-19

Заглавная буква Д.

100

Заглавная буква Д.

20

Заглавная буква В. Корень, однокоренные слова. Знакомство с наиболее частотными суффиксами.

100-101

Заглавная буква В.

20-21

Гласная буква е.

102-103

Строчная буква е.

22

Упр. в чтении.

104-105

Упр. в написании буквы е и Е, буквосочетаний.

23-25

Гласная буква ё. Повторение и закрепление основных понятий.

106-107

Строчная буква ё.

26-27

Заглавные буквы Е, Ё. Упр в чтении.

108-109

Заглавные буквы Е, Ё.

 Тетр.5 1-2

Упр. в чтении. Закрепление изученного.

110

Заглавные буквы В, Д, Е, Ё. Упр. в написаниислов с изученными буквами.

3

Упр. в чтении. Знакомство с приставкой.

111

Упр. в написании слов с изученными буквами.

4

Звуки [б], [б], буква б.

112-113

Строчная буква б.

5

Упр. в чтении. Развитие умения видеть в слове его части.

114-115

Упр. в письме.

6-7

Упр. в чтении. Работа с текстом.

Упр. в письме.

8-9

Заглавная буква Б. Упр. в чтении.

116-117

Заглавная буква Б.

10

Звуки [з], [з], буква з.

118-119

Строчная буква з.

11

Заглавная буква З. Повторение парных звонких и глухих согласных.

120-121

Заглавная буква З.

12-13

Гласная буква я и её звуки.

122-123

Строчная буква я.

14

Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи буквы я .

124-125

Заглавная буква Я.

15-16

Звуки [х], [х], буква х. Слова – междометия.

126-127

Строчная буква х.

17

Звук [ж], буква ж.

128-129

Строчная буква ж.

18

Согласные буквы х и ж.

130-131

Заглавные буквы Х и Ж.

19-20

Строчная и заглавная буквы й, Й. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

132-133

Письмо букв и, й, И,Й.

21-22

Звук [ч], буква ч. Правописание буквосочетаний ча, чу.

134-135

Строчная буква ч.

23

Заглавная буква Ч. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

136-137

Заглавная буква Ч.

24

Звуки [ц], [ш], буквы ц, щ. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

138-139

Строчные буквы ц, щ.

25-26

Заглавные буквы Ц, Щ. Сочетания ща- щу

140-141

Заглавные буквы Ц, Щ.Упр. в письме.

26-27

Звуки [ф], [ф], буква ф.

142-143

Строчная буква ф.

28

Заглавная буква Ф.

144-145

Заглавная буква Ф.

29

Звук [э], буква э.

146-147

Строчная буква э.

30

Заглавная буква Э.

148-149

Заглавная буква Э. Упр. в письме.

31-32

Гласная буква ю.

150-151

Строчная буква ю.

33

Заглавная буква Ю.

152-153

Заглавная буква Ю. Упр. в письме.

34

Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме.

154-155

Написание буквы ь.

35

Буква ь. Разделительный ь.

150-157

Письмо ь с гласными е, ё, ю, я, и.

36

Буква ъ. Разделительный ъ.

158-159

Буква ъ.

37

Алфавит. Чтение текста с изученными буквами.

160

Составление азбуки из письменных букв.

38-39

Упр. в чтение.

Проверка знаний и умений по письму.

42-43

+19 ч. по пятницам

Закрепление изученного. Упр. в написании слогов, слов, предложений с изученными буквами.

Содержание тем курса обучения грамоте и развития речи (207 ч)

Добуквенный период (36 ч).
Задачи добуквенного периода - развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия
слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котенок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.
В добуквенный период ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).
Букварный период (171 ч).
В букварный период ведется работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению.
Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), с другой стороны, учетом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ. После введения и закрепления общего позиционного принципа чтения дети наблюдают отступления от установленной закономерности (при изучении букв х, ж, ч, щ, ц, йотированных гласных, букв ь и ъ).
В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который дает возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость. В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе


К концу 1-го года обучения дети должны уметь:
- называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия "звук" и "буква"; делить слово на слоги, ставить ударение;
- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);
- обозначать мягкость согласных звуков на письме;
- определять количество букв и звуков в слове;
- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
- ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
- правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух от 30-40 слов;
- находить корень в группе доступных однокоренных слов.



Учебно – методическое обеспечение

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина  «Букварь» М.: Баласс, 2008 г
  2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина  «Методические рекомендации для учителя» М.: Баласс, 2009 г
  3. О.В. Пронина«Мои волшебные пальчики», М.: Баласс, 2009 г
  4. О.В. Пронина, Е.П.Лебедева «Тетрадь для печатания» М.: Баласс, 2009 г

Список литературы

Литература, использованная при подготовке программы

  1. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования
  2. Школа 2100. Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа Автор: Леонтьев А.А.
    Издательство: Баласс, 2008 г
  3. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина  «Букварь» М.: Баласс, 2008 г
  4. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина  «Методические рекомендации для учителя» М.: Баласс, 2009 г
  5. О.В. Пронина, Е.П.Лебедева «Тетрадь для печатания» М.: Баласс, 2009 г
  6. О.В. Пронина «Мои волшебные пальчики», М.: Баласс, 2009 г

Литература, рекомендованная для учащихся:

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина  «Букварь» М.: Баласс, 2008 г
  2. О.В. Пронина«Мои волшебные пальчики», М.: Баласс, 2009 г
  3. О.В. Пронина, Е.П.Лебедева «Тетрадь для печатания» М.: Баласс, 2009 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии (ОС "Школа 2100")

Рабочая программа по технологии (ОС "Школа 2100")...

рабочая программа для 1 класса ос 2100 по изо автор куревина

рабочая программа для 1 класса ос 2100 по ИЗО автор Куревина...

Рабочая программа обучение грамоте 1 класс программа "Перспективная начальная школа"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по интегрированному курсу» Обучение грамоте»(письмо и чтение) для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, а...

Рабочая программа. Обучение грамоте. Школа 2100

В пояснительной записке содержится:цель,задачи,общая характеристика учебного предмета,описание места учебного предмета в учебном плане,описание ценностных ориентиров, личностные, метапредметные и пред...

Рабочая программа Обучение грамоте 1 класс школа 2100

Рабочая программа  по курсу "Обучение грамоте" 1 класс, школа 21000 с УУД...

Рабочая программа "Обучение грамоте" по программе "Планета знаний"

В одной программе содержится сразу планирование и по букварю, и по прописям....