Главные вкладки

    Рабочая программа по технологии (ОС "Школа 2100")
    рабочая программа по технологии (3 класс) по теме

    Маркелова Надежда Викторовна

    Рабочая программа по технологии (ОС "Школа 2100")

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Rabochaya__programma_po_tehnologii.doc239 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области

    «Согласовано»

    Руководитель МО

    ___________/Н.В.Маркелова/

    Протокол № ___ от «__»

    ____________20___г.

    «Согласовано»

    Заместитель директора по УВР

    МОУ- СОШ  с.Калининское       »

    _________________/А.А.Горохова/

     «__»____________20___г.

    «Утверждаю»

    Директор МОУ-СОШ  с.Калининское    

    ________________/О.В.Айсина/

    Приказ № ___ от «__»____20___г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

    Маркеловой Надежды Викторовны,

     высшей категории

    по технологии, 3 класс

    Рассмотрено на заседании

    педагогического совета

    протокол № ____от «__»_______2011 г.

    2011 - 2012  учебный год

    Рабочая  программа по технологии

    3 класс

    Автор-составитель: Маркелова Надежда Викторовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по технологии создана на основе:

    1. федерального  государственного стандарта начального общего образования;
    2. учебного плана МОУ-СОШ с.Калининское на 2011-2012 учебный год;
    3. в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100»
    4. авторской программы по предмету «Технология» О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой.

    Общая характеристика учебного предмета:

    Учебный предмет «Технология» авторов О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой

    в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

    Курс «Технология» является составной частью образовательной модели «Школа 2100». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием эстетической компоненты личности в процессе деятельностного освоения мира. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

    Цели, задачи и содержание курса технологии  в начальной школе

    Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

    Задачи курса:

    1. формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
    1. формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
    1. общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
    1. формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
    1. развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
    1. развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
    1. формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
    1. развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
    1. формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических  текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
    1. ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.

    Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребёнка.

    Курс состоит из ряда блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.

    Второй блок  изобразительный. В нём эстетический контекст находит своё выражение в художественно-изобразительной деятельности.

    Третий блок  технико-технологический. Здесь основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметно-деятельностном содержании.

    Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей и приёмов сценического искусства через специальные упражнения.

                              Требования к уровню подготовки обучающихся.
    Личностными результатами
     изучения курса «Технология» в 3–4-м классах является формирование следующих умений:

    1. оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
    1. описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
    1. принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
    1. опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

    Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

    Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 34-м классах является формирование следующих универсальных учебных действий:

    Регулятивные УУД:

    1. самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
    1. уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
    1. уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
    1. под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
    1. выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
    1. осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

    Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

    1. в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

    Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

    Познавательные УУД:

    1. искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
    1. добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
    1. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и класифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
    1. делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
    1. преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

    Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.

    Коммуникативные УУД:

    1. донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
    1. донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
    1. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

    Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

    1. уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
    1. уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

    Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

    Предметными результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе является формирование следующих умений:

    иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание, игрушка, дисгармония.

    По художественно-творческой изобразительной деятельности:

    иметь представление об архитектуре как виде искусства, о воздушной перспективе и пропорциях предметов, о прообразах в художественных произведениях;

    знать холодные и тёплые цвета;

    уметь выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов.

    По трудовой(технико-технологической) деятельности:

    знать виды изучаемых материалов их свойства; способ получения объёмных форм – на основе развёртки;

    уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;

    под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу.

    Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.

    Содержание тем учебного курса

    Количество часов на изучение программы           34

    Количество часов в неделю                                       1

    Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):

    Раздел 1. Жизнь и искусство (32 часа)

    Раздел 2. Гармония образа (36 часов)

    Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание

    (12 ч).

    Традиции и творчество мастеров при создании предметной среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека-художника.

    Гармония предметов и окружающей среды (соответствие предмета (изделия) обстановке).

    Знание и уважение традиций архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства народов России и мира, в том числе своего края.

    Природа как источник творческих идей мастера и художника.

    Профессии мастеров прикладного творчества.

    Художественный анализ средств выразительности конкретных заданий.

    Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым, ветеранам (социальный проект), макеты.

    Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.

    Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному замыслу).

    Самообслуживание – пришивание пуговиц.

    2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

                                                                         (20 ч).

    Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Разметка деталей копированием с помощью кальки.

    Разметка развёрток с опорой на их простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).

    Вырезывание отверстий на деталях.

    Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой и её вариантами (крестик, ёлочка).

    3. Конструирование (12ч).

    Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Изготовление и конструирование из объёмных геометрических фигур (пирамида, конус, призма).

    Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданных декоративно-художественным условиям. Рицовка.

    4. Художественно-творческая деятельность (16 ч).

    Эстетические понятия.

    I. Эстетическое в жизни и искусстве. (Художественный образ.)

    II. Основы композиции. (Форма и содержание. Игрушка. Дисгармония.)

    III. Из истории развития искусства. (Искусство эпохи Средневековья и Возрождения.)


    Эстетический контекст.


    Единство субъективного и объективного, единичного и общего, эмоционального и рационального в художественном образе. Прообраз в живописи, скульптуре, музыке, театре. Воображение и образ в различных видах искусства.


    Соответствие формы и содержания в изо, литературе, музыке, театре, архитектуре.


    Зависимость формы от жанровых особенностей. Искусство как игра, подражание, переосмысление жизни.


    Народность, утилитарное и эстетическое в игрушке. Экологическая сущность в игрушке. Современное значение игрушки.


    Нарушение пропорций, разрушение целостности, какофония (шумовой эффект в музыке, театре), асимметрия.


    Театр народов мира.        



    5. Использование информационных технологий (8 ч).

    Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение, использование в разных сферах жизнедеятельности человека. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет[1], видео, DVD).

    Интегративные связи изобразительной деятельности и технологии

    Художественно-творческая изобразительная деятельность

    Трудовая (технико-технологическая) деятельность

    I

     Природные материалы. Солёное тесто, снег как материалы для изобразительной деятельности. Их свойства.

     О материалах.

    Происхождение и свойства шерстяных и шёлковых тканей. Названия и свойства материалов, самостоятельно выбираемых учащимися.

    II

    Основы композиции.

     Воздушная перспектива, пропорции.

    Соответствие формы и содержания художественного произведения. 

    Единство формы и содержания в игрушке.

    О конструкции.

    Соединение деталей  виды «замков».

    Отделка (изделия и деталей) кружевами, тесьмой, пуговицами и т.д.

     Анализ замысла изделия в единстве формы и содержания.

    Изготовление игрушек.

    III

    Компоненты изобразительной деятельности: 

    1. изготовления солёного теста,
    1. холодные и тёплые цвета,
    2. смешивание основных цветов красок для получения холодного и тёплого колорита,
    3. набросок, графика.

    Компоненты технологии.

    Разметка объёмных геометрических форм (развёрток) с помощью линейки и угольника.

    IV

    Представление о прообразе и художественном образе живописного и скульптурного произведения в единстве формы и содержания.

    Образ эпохи.

    Прообраз художественного изделия. Материал и способ его обработки в выражении художественного замысла.

    V

     Архитектура как вид искусства.

     Проектирование как основа коллективной деятельности (к архитектуре).

    VI

    О профессиях и ремёслах региона.

    Понятия: 1. Культурологические: художественный образ, форма и содержание, игрушка, дисгармония.

    2. Художественно-изобразительные: холодные и теплые цвета  воздушная перспектива, архитектура, архитектор, набросок, графика, прообраз, пропорции.

    3. Технологические: эскиз развертки, развёртка, линии

    Учебно-тематическое планирование уроков технологии  в 3 классе

    («Художественный труд и искусство»)

    Программа «Школа 2100»

    Авторы: О.А. Куревина, Е.А. Лутцева

    Всего 68 часов, 2 часа в неделю

    № в теме

    Тема урока

    Использование ИКТ

    Домашнее задание

    Дата

    Коррекция

    План

    Факт

    Раздел 1. Жизнь и искусство (32 часа)

    1

    1

    Вспомни!

    с. 1, № 1, рабочая тетрадь

    2

    2

    Вспомни!

    с. 2, № 2, рабочая  тетрадь

    3

    3

    Замысел

    с. 3, № 1, рабочая тетрадь

    4

    4

    Замысел

    с. 3, № 2, рабочая тетрадь

    5

    5

    Замысел

    с. 4, учебник

    6

    6

    Воплощение замысла в искусстве

    с. 6, учебник

    7

    7

    Воплощение замысла

    в искусстве

    с. 4–5, рабочая тетрадь

    8

    8

    Воплощение замысла

    в искусстве

    с. 7, учебник

    9

    9

    Воплощение замысла

    в искусстве

    с. 10, рабочая тетрадь

    10

    10

    Роль фантазии в создании

    искусства

    с. 8, учебник

    11

    11

    Роль фантазии в создании

    искусства

    с. 11,  рабочая тетрадь

    12

    12

    Роль фантазии в создании

    искусства

    с. 12, рабочая тетрадь

    13

    13

    О чем могут рассказать

    игрушки

    c. 12, 13, учебник

    14

    14

    О чем могут рассказать

    игрушки

    с. 12, рабочая тетрадь

    15

    15

    О чем могут рассказать

    игрушки

    с. 13, рабочая тетрадь

    16

    16

    О чем могут рассказать

    игрушки

    с. 14, рабочая тетрадь

    17

    17

    О чем могут рассказать

    игрушки

    с. 15, рабочая тетрадь

    18

    18

    Переосмысление жизни

    в искусстве

    с. 16, рабочая тетрадь

    19

    19

    Переосмысление жизни

    в искусстве

    с.17, рабочая тетрадь

    20

    20

    Переосмысление жизни

    в искусстве

    с. 18, рабочая тетрадь

    21

    21

    Переосмысление жизни

    в искусстве

    с. 14, учебник; придумать

    сценку

    22

    22

    Переосмысление жизни

    в искусстве

    с. 17, учебник; составить

    рассказ по одной картине

    23

    23

    Отражение жизни в образах

    с. 19, учебник; ответить

    на вопросы

    24

    24

    Отражение жизни в образах

    с. 19,  рабочая тетрадь

    25

    25

    Отражение жизни в образах

    с. 20, рабочая тетрадь

    26

    26

    Отражение жизни в образах

    с. 21, учебник; ответить

    на вопросы

    27

    27

    Отражение жизни в образах

    Придумать название Сиднейскому оперному театру

    28

    28

    Знакомое в незнакомом

    с. 22–23, рабочая тетрадь

    29

    29

    Знакомое в незнакомом

    с. 24–25, рабочая тетрадь, учебник

    30

    30

    Знакомое в незнакомом

    с. 24–25, рабочая тетрадь, учебник

    31

    31

    Образ растений в искусстве

    с. 24–25,  рабочая тетрадь, учебник

    32

    32

    Образ растений в искусстве

    с. 26–27,  рабочая тетрадь

    Раздел 2. Гармония образа (36 часов)

    33

    1

    Время в искусстве

    с. 28, учебник. Объяснить, как вы понимаете высказывание Гегеля

    34

    2

    Время в искусстве

    с. 28–29,  рабочая тетрадь

    35

    3

    Время в искусстве

    с.31, рабочая тетрадь

    36

    4

    Отражение времени в искусстве

    с. 30–31, учебник. Описать

    картину

    37

    5

    Отражение времени в искусстве

    с. 32,  рабочая тетрадь

    38

    6

    Отражение времени в искусстве

    с. 33,  рабочая тетрадь

    39

    7

    Образы времени и пространства

    с. 33, № 3, учебник

    40

    8

    Архитектурные образы

    с. 34–35, № 3, учебник

    41

    9

    Архитектурные образы

    с. 34–35, рабочая тетрадь

    42

    10

    Архитектурные образы

    с. 36–37, рабочая тетрадь

    43

    11

    Единство множества

    с. 36–37,  № 3, учебник

    44

    12

    Информация

    с. 34–35,  № 3, учебник

    45

    13

    Личность автора в искусстве

    с. 38–39; проиллюстрировать сочинение

    46

    14

    Мысль и чувства

    с. 38, рабочая тетрадь

    47

    15

    Виды информации

    с. 36–37, № 3, учебник

    48

    16

    Гармония образа и ее противоположность

    с. 39–40, рабочая тетрадь

    49

    17

    Компьютеры. Знакомство с персональным компьютером

    Повторить пройденный материал

    50

    18

    Образ и цвет

    с. 40–41, рабочая тетрадь

    51

    19

    Компьютеры. Знакомство с персональным компьютером

    Повторить пройденный материал

    52

    20

    Образ художника

    с. 42–43, рабочая тетрадь

    53

    21

    Представление об информации. Управление компьютером

    Повторить пройденный материал

    54

    22

    Образ эпохи  в искусстве

    с. 44–45, рабочая тетрадь

    55

    23

    Представление об информации. Управление компьютером

    Повторить пройденный материал

    56

    24

    Человек вознесся к небесам.

    с. 50–51, учебник

    57

    25

    Источники информации.

    Интернет

    Повторить пройденный материал

    58

    26

    Человек вознесся к небесам

    с. 47, рабочая тетрадь

    59

    27

    Источники информации.

    Интернет

    Повторить пройденный материал

    60

    28

    Человек вознесся к небесам

    с. 49–50, рабочая

    тетрадь

    61

    29

    Информация  и данные

    Повторить пройденный материал

    62

    30

    Образ нового человека

    с. 51–52, рабочая тетрадь

    63

    31

    Носители информации

    Повторить пройденный материал

    64

    32

    Из тьмы явился цвет

    с. 54–55, учебник,  № 2

    65

    33

    Воспроизведение данных. Обработка данных на компьютере

    Повторить пройденный материал

    66

    34

    Весь мир – театр

    с. 53–54, рабочая тетрадь

    67

    35

    Воспроизведение данных. Обработка данных на компьютере

    Повторить пройденный материал

    68

    36

    Наш театр.

    Разыгрываем басню

    с. 55–61, рабочая тетрадь;

    с. 62–63, учебник

    Перечень учебно-методического обеспечения:

    Для реализации программного содержания курса технологии  используются следующие учебники и учебные пособия:

    1. Куревина О. А., Лутцева Е.А. Технология. Учебник для 3-го класса. («Прекрасное рядом с тобой»).  – М.: Баласс, 2008.

    2. Куревина, О. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Прекрасное рядом с тобой» для 3 класса. – М.: Баласс, 2009.

    3. Куревина О. А., Лутцева Е.А. Прекрасное рядом с тобой, 3 класс. Искусство и технология. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей.- М.: Баласс, 2004.

    4. Ж. «Начальная школа»

    5. Ж. «Начальная школа плюс до и после».

    Список литературы:

    1. Куревина О. А., Лутцева Е.А. Технология. Учебник для 3-го класса. («Прекрасное рядом с тобой»).  – М.: Баласс, 2008.

    2. Куревина, О. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Прекрасное рядом с тобой» для 3 класса. – М.: Баласс, 2009.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по технологии 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

    Программа разработана на основе государственной  образовательной системы  «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...

    Рабочая программа по технологии "Школа 2100" 2 класс

    РП по технологии Школа 2100 Куревина...

    Рабочая программа по технологии, 4 класс, программа 2100.

    Рабочая программа по технологии, 4 класс, программа 2100....

    Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе Лутцевой (ОС «Школа 2100»)

    Рабочая программа по технологии для 2 класса  по программе Лутцевой  (ОС «Школа 2100»)...

    Рабочая программа по технологии "Школа 2100" 3 класс

    Учебный предмет «Технология»  в  начальной школе выполняет особенную роль, так  как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том,...